Кино на уроках литературы в 7-м классе общеобразовательной школы

Автор публикации:
Березцова Ирина Александровна
Город (населенный пункт):
Самара, Самарская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.

Не секрет, что зрительное восприятие в сочетании со слуховым восприятием литературного материала помогает закрепиться знаниям в памяти быстро, легко и прочно. Кроме изобразительного искусства, музыки, телевидения, очень эффективным видом наглядности является кино. Учащиеся с удовольствием принимают любую тему, связанную с изучением художественного произведения, если на уроке учителем используются кинофрагменты.

Следует отметить, что обучение семиклассников сопряжено с большими трудностями: это связано с возрастными особенностями детей. Эмоциональная неуравновешенность, перепад настроения, обидчивость, раздражительность, снижение самооценки – все это требует от учителя использования наиболее действенных методик, чтобы заинтересовать ребенка, отвлечь от негативных мыслей, повысить его самооценку, разобраться в себе. Дети задают себе и взрослым множество вопросов. На многие из них с помощью учителя школьники могут найти ответы в произведениях художественной литературы. А кино им в этом поможет. Учителем же могут быть решены следующие задачи:

- становление духовного мира ребенка;

- приобщение к систематическому чтению через увиденное на экране;

- развитие навыков экранного восприятия;

- воздействие на сознание учащихся через экранизацию;

- развитие критического мышления школьников через язык кинообразов;

- формирование умения сопоставлять литературные образы с кинообразами;

- подготовка к предстоящим экзаменам по русскому языку и литературе.

Так как учащиеся 7 класса начинают мыслить быстрее, у учителя появляется возможность увеличить темп урока, включая в процессе занятия фрагменты фильма, снятого по изучаемому произведению. Кроме того, школьники с удовольствием воспринимают задания, способствующие разнообразию урока: подбирают нужные эпизоды, придумывают способы решения поставленной проблемы. Используя технологию развития критического мышления и метод проектов, учитель вовлекает ученика в действие.

Поскольку учащиеся 7 класса испытывают большую потребность поговорить о себе со взрослыми, у учителя словесности появляется возможность остановиться на проблеме выбора человеком жизненного пути. Это можно сделать во время уроков литературы или занятий по внеклассному чтению в течение учебного года. В нашем случае это был открытый урок-отчет по теме «Кино на уроках литературы. Проблема выбора жизненного пути».

Стадия «Вызов». 1.Учащиеся сами, без помощи учителя, составили список художественных произведений для предстоящего обсуждения, а именно: 1)повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (фильм-экранизация режиссера Сергея Соловьева), 2)повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (фильм-экранизация режиссера Владимира Бортко), 3)«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (фильм-экранизация режиссера Александра Столпера). Несмотря на то что и в художественных произведениях писателей, и, конечно, в фильмах-экранизациях, действие происходит в разное историческое время (15-20 века), проблема выбора жизненного пути по-прежнему актуальна.

2. Учащиеся самостоятельно определили цель данного урока-исследования: используя фильмы-экранизации при литературоведческом анализе художественных произведений, проследить особенности решения писателями 19-20 веков проблемы выбора жизненного пути.

Стадия «Осмысление». Семиклассники, зная содержание литературного произведения, в домашних условиях (Интернет позволяет) просмотрели экранизации художественных текстов. Индивидуально, в парах и группах подготовили небольшие проекты: подобрали необходимые кинофрагменты, соответствующие теме предстоящего урока: «Проблема выбора жизненного пути», подготовились к выступлению. Причем у каждого школьника была возможность поразмышлять над вопросом: а как бы я поступил(а) в той или иной критической ситуации? Какой жизненный выбор сделал(а) бы я?

Стадия «Рефлексия». Защита проектов на уроке:

1)Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (1831), экранизация повести – 1972 г. Режиссеру фильма Сергею Соловьеву удалось воссоздать время и быт героев: действие происходит в начале 19 века (1816 год) на одной из захолустных станций, зритель видит жизнь бедного «маленького» человека. Но задуматься приходится о «вечных» проблемах: проблеме отцов и детей, святости родительской любви, обманутых надеждах, необдуманности поступков. Учащиеся заостряют внимание на проблеме выбора жизненного пути следующим образом:

а) демонстрируют кинофрагменты с героями и событиями сюжета:

1. «Юная Дуня (актриса Марианна Кушнирова) уезжает без ведома отца с гусаром Минским (актер Никита Михалков) в Петербург». На экране неопытная девушка нерешительно садится в повозку и покидает отчий дом навсегда.

2. «Станционный смотритель, «маленький» человек, Самсон Вырин (актер Николай Пастухов) ждет свою дочь». Крупным планом – растерянное, несчастное лицо героя.

3. « Минский прогоняет отца, приехавшего в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери». Чувство жалости и несправедливости вызывает несчастная фигура Самсона Вырина и негодование – поведение самодовольного Минского.

4.» Дуня плачет на могиле своего отца, понимая и оценивая свои ошибки».

б) Учащиеся делают выводы:

Актеры удачно передали образы пушкинских героев. Осуждения достоин повеса Минский, сочувствия - Самсон Вырин, потерявший самое дорогое – свою дочь. Неправильный выбор сделала Дуня: не подумав о последствиях, совершила непросительную ошибку - погубила отца и себя. Она, уже мать троих детей, живет на содержании Минского. Будущее ее туманно.

В качестве подтверждения звучит текст: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…» Они приходят к заключению: Дуня совершила непоправимую ошибку, ее жизнь предопределена, она глубоко несчастна.

2)Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835, 1842), экранизация 2009 годарежиссер фильма Владимир Бортко. Здесь речь идет о беспощадных войнах Украины с Польшей, время действия – 15-17 века. Герои и эпизоды повести вымышленные, но идея жизни во имя Родины, самопожертвования ради нее жива и производит на учащихся сильное впечатление. Одна из главных проблем повести - проблема выбора жизненного пути - связана с созданием писателем и кинематографистами образов Тараса Бульбы и его сыновей: Остапа и Андрия. Чтобы образы главных героев предстали перед учащимися более полно и ярко, при анализе произведения, кроме текста, используются следующие лучшие эпизоды из фильма:

1) «Встреча Тараса Бульбы (актер Богдан Ступка) с сыновьями после их возвращения из бурсы».

2) «Выступление Тараса Бульбы в Сечи перед боем с поляками о Русской земле и товариществе».

3) «Убийство Тарасом младшего сына Андрия (актер Игорь Петренко)».

4) «Казнь Остапа (актер Владимир Вдовиченков)».

5) «Казнь Тараса Бульбы».

Талантливая игра актеров, крупные планы, показывающие выражение глаз главных героев в разных жизненных ситуациях, производят на учащихся сильное впечатление. Они видят непреклонность Тараса Бульбы, жертвующего собой и своими сыновьями ради свободы народа. Они видят холодные глаза предавшего всех Андрия, умирающего от руки отца, но с именем любимой полячки на устах. Они переживают вместе с Остапом, испытывающим невыносимые муки во время его четвертования. Наконец, они видят сгорающего заживо Тараса, которого волнует не собственная смерть, а спасение оставшихся в живых товарищей.

Выбор жизненного пути ясен: Тарас и Остап ради Родины и свободы своего народа пошли на самопожертвование, они настоящие патриоты, они герои. Для Андрия личное счастье стояло на первом месте: ради любви к полячке он пошел на предательство и заслужил бесславную смерть от руки собственного отца.

3) «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (1946), экранизирована в 1948 году режиссером Александром Столпером. Все рассказанное в повести – правда. Повествование лишено романтики, все события преподнесены в будничной обстановке. В фильме «Повесть о настоящем человеке» нет спецэффектов. Все внимание приковано к рядовому человеку – летчику Алексею Мересьеву, у которого есть прототип – Алексей Петрович Маресьев. Удачно подобран актер на главную роль летчика Алексея Мересьева – Павел Кадочников. У них много общего: биография, внешность, характер. В фильме много крупных планов, лицо и глаза передают состояние души главного героя в разные моменты его жизни.

Великая Отечественная война. 1942 год. Самолет летчика-истребителя Алексея Мересьева подбит фашистами. Он остается жив и 18 суток без еды ползет с перебитыми ногами по заснеженному лесу к своим. Затем ампутация обеих ног и желание не только выжить, но еще и вернуться в строй. Алексею Мересьеву это удается.

Кинофрагменты, демонстрирующие мужество и стойкость, силу духа и воли, чувство долга и высокое сознание настоящего человека:

  • 1)«Алексей Мересьев, преодолевая опасности, боль, голод и холод, ползет по заснеженному лесу в течение 18 суток к своим».
  • 2)«Преодоление отчаяния после ампутации ног: тренировки на протезах, обучение танцам».
  • 3)«Прохождение Алексеем Мересьевым военной комиссии, доказательства своей способности воевать дальше».
  • 4)«Первый полет после возвращения в полк: счастливые слезы. Диалог с лейтенантом Науменко о протезах вместо ног».

Учащиеся понимают, что Алексей Мересьев сделал правильный выбор: пройдя черед испытания, он вернулся в строй и продолжал бить фашистов, ощущая себя полноценным человеком, пусть и на протезах. Им двигали упорство, желание жить и богатый внутренний мир. Он настоящий человек и герой.

Следует добавить некоторые факты из жизни Алексея Петровича Маресьева, о котором написана повесть и снят фильм. Родился он в 1916 году, а умер (от инфаркта) в 2001 году, прожив 85 лет, причем 59 лет – на протезах. Всего за войну Алексей Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолетов: 4 – до ранения и 7 – после ампутации ног. Во время восстановления здоровья после операции переплыл Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. После войны защитил диссертацию, вел активную общественную деятельность. Разве это не подвиг?! Его жизнь достойна восхищения. С таких людей надо брать пример.

Выводы, к которым приходят учащиеся в результате анализа названных выше произведений:

выбирая свой жизненный путь,

а) не будь эгоистичен, подумай, как твое решение в дальнейшем отразиться на близких тебе людях, в первую очередь – родителях, будь осмотрительнее, расчетливее, не поддавайся чувствам (образ Дуни в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»);

б) будь патриотом и верным товарищем, на первый план ставь не личные интересы, а интересы твоей Родины и твоего народа; если возникнет необходимость, встань на защиту Земли Русской и свободы своего народа (образы Тараса Бульбы и его старшего сына Остапа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»);

в) старайся преодолевать отчаяние в трудных жизненных ситуациях, борись с невзгодами, упорно стремись к достижению цели, постоянно обогащай свой внутренний мир (образ Алексея Мересьева в «Повести о настоящем человеке» Б.Н.Полевого).

Оценивание работы учащихся производится одноклассниками: они отмечают достоинства и недостатки проектов, отмечают также активное участие в обсуждении проектов, выставляют баллы (от3 до 5).

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Что значит прожить жизнь достойно?»

Занятия с использованием технологии развития критического мышления и метода проектов помогают учащимся более самостоятельно и глубоко проанализировать художественное произведение и сделать вывод, что любой выбор влечет за собой последствия и повернуть время вспять нельзя. Каждый человек должен сделать правильный выбор. Люди должны чаще задумываться о последствиях своих решений, только в этом случае можно совершить правильный выбор и прожить достойную жизнь.

В свою очередь кино на уроках литературы делает их не только более живыми, яркими и запоминающимися, но и развивают критическое мышление обучающихся, способствуют становлению духовного мира, повышают самооценку школьника. Кроме того, экранные образы воздействуют на сознание школьников, особенно 7 класса, и способствуют приобщению к систематическому чтению.

Список использованной литературы

БОЖОВИЧ Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:

«Просвещение», 1968.

ГУЛЯКОВ Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие

художественного мышления и речи на уроках

литературы. М., 2007.

ЗАЙЦЕВА Л.А. Образный язык кино. М.: «Знание», 1965.

СТАРКОВА З.С. Содружество искусств на уроках литературы. М.:

«Просвещение», 1988.

ХАЛИЗЕВ В.Е. Теория литературы. М., 2000.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации