Любимые фильмы о главном на уроках литературы в 5-м классе общеобразовательной школы

Автор публикации:
Березцова Ирина Александровна
Город (населенный пункт):
Самара, Самарская область

ЛЮБИМЫЕ ФИЛЬМЫ О ГЛАВНОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Главное… Что же следует считать главным в жизни учащихся 5-х классов? Для школы и родителей - это знания школьника, его физическое, психологическое и нравственное здоровье, а также воспитание социально-успешной личности, свободно ориентирующейся в жизненном пространстве.

А что же можно считать главным для самого пятиклассника? Давайте порассуждаем.

Именно в 5-ом классе у учащихся, как известно, формируется целостное представление о себе как о взрослом человеке, вырабатывается отношение к окружающему миру. Опыт нашей работы показывает, что в этом возрасте подростки бурно и эмоционально реагируют на окружающую действительность, в том числе на справедливые требования взрослых, ответственных за их развитие и воспитание. Иногда приходится наблюдать стремление пятиклассников к нарушению социальных норм, игнорирование слов взрослого, сопротивление установленным правилам, возрастание конкуренции между одноклассниками. Желание самоутвердиться приводит к борьбе за влияние в классе, отсюда ссоры и обиды, раздражительность и вспыльчивость. Отсюда у ребенка возникают разного рода проблемы.

Разобраться в себе и окружающем мире подросток может, знакомясь под руководством учителя с литературными произведениями, извлекая из них ответы на волнующие вопросы и конструируя в своем сознании модель дальнейшего поведения.

Именно уроки литературы (а не чтения) помогают учащимся на начальном этапе обучения в среднем звене школы формировать личностные качества, учиться отделять «зерна» от «плевел», постепенно приобретать определенный опыт поведения в обществе, прививают духовно-нравственные качества.

Конечно, учителем литературы чаще всего в первую очередь используются такие методы организации учебно-познавательной деятельности, как словесный, практический и исследовательский. Действительно, пятикласснику необходимо прочитать произведение, создать в воображении художественные образы, попытаться разобраться в авторском замысле. Вот здесь ученика подстерегают большие трудности, так как еще нет жизненного опыта, а его воображение, как правило, не отличается богатством.

Поэтому на помощь учителю и ученику приходит наглядность – в данном случае кино. Это один из любимых и доступных видов искусства, который делает урок литературы более ярким и интересным. Не секрет, что интерес к зрительным образам, представленным на экране, у школьника намного выше, чем к словесным формам создания художественного образа. Кинофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов способствуют более глубокому пониманию изучаемого произведения, заставляют впоследствии вернуться к прочитанному, чтобы еще раз осмыслить или даже переосмыслить изучаемый текст.

Мультипликационные фильмы на уроках литературы

Наиболее благодатным материалом с точки зрения воспитания и нравственного совершенствования ученика 5-го класса можно считать басни И.А. Крылова. Они актуальны всегда. В них звучит смех над недостатками человека и общественными пороками. Они поучительны, особенно для представителей молодого поколения.

Мультипликационные фильмы, созданные советскими режиссерами и художниками-мультипликаторами во второй половине ХХ-го века, не только прекрасно иллюстрируют содержание басен великого писателя, но и расширяют их границы . На примере ярких (рисованных, пластилиновых) художественных образов птиц, насекомых, рыб и животных создатели фильмов, используя эзопов язык (иносказание), демонстрируют положительное или отрицательное поведение людей в определенные моменты жизни. Используя такие художественные средства, как аллегория, олицетворение, антитеза, кинематографисты вслед за И.А. Крыловым добиваются большей убедительности.

Например, в мультфильме «Стрекоза и Муравей» легкомысленная Стрекоза, как и в басне, противопоставляется работящему Муравью. Мы видим ее нежащейся в кровати, питающейся созревшими ягодами, пьющей чистую и прозрачную росу. В остальное время она порхает, танцует, развлекается. Для нее жизнь – блаженство. Этот временный (летний) рай протекает на экране на фоне работающих муравьев. Как и все, постоянно трудится вместе с собратьями Муравей. Расширяя пространство басни, создатели мультфильма изображают школу, в которой муравьята тоже трудятся, получая знания и готовясь к взрослой жизни. В это время старшие обустраивают свои жилища, делают запасы, готовятся к зиме. Они живут под лозунгом: «Делу время - потехе час». И только с приходом холодов у них появляется время для веселья. Создатели фильма обращают внимание зрителя на второй лозунг: «Кончил дело – гуляй смело». Так они расширяют содержательную канву басни И.А. Крылова, которая завершается словами: «Ты все пела – это дело! Так пойди же попляши!». Насмешка звучит над теми людьми, которые не хотят трудиться, не думают о будущем, стараются жить легко и часто за счет других. Мораль: в жизни надо много трудиться и надеяться только на себя.

Мультфильм «Лебедь, Щука и Рак» помогает пятиклассникам увидеть тот самый «воз», который глупые и в то же время яркие, колоритные герои Лебедь, Щука и Рак, не уступая друг другу, тянут в разные стороны. Они не в состоянии согласовать свои действия, поэтому «на лад их дело не пойдет». Мы видим, как разваливается воз (общее дело), а герои, не найдя общего языка, остаются ни с чем. Вместе с Иваном Андреевичем Крыловым и создателями мультфильма учащиеся делают вывод: действовать надо всегда сообща, быть уступчивым и помогать друг другу.

Мультфильм «Ворона и Лисица», снятый в 1953 году, почти через 150 лет после написания басни, подтверждает и в наше время актуальность борьбы с такими человеческими пороками, как лесть и обман. На экране мы видим глупую, черную, малопривлекательную Ворону, забравшуюся на разлапистую ель, и льстивую красавицу-плутовку Лисицу, которая изощряется в похвалах Вороне, чтобы завладеть вкусным и таким желанным куском сыра. Она, не стесняясь, превозносит мнимые достоинства Вороны и в результате добивается своего: «Сыр выпал. С ним была плутовка такова». Ворона осталась ни с чем. Да, «лесть гнусна, вредна», но люди продолжают обманываться и сейчас. Льстец, как правило, преследует свои корыстные цели. Создатели мультфильма вместе с И.А. Крыловым призывают нас не поддаваться на лесть, не обманывать и не льстить самому.

Мультфильм «Слон и Моська» (1941) помогает представить провинцию, главные приметы которой - бедность, покосившиеся домишки, свинья в луже, собаки. Яркое пятно – пестрая афиша с одним ярким словом «ЦИРКЪ». И вот невиданное явление: «по улицам слона водили», вокруг клоуны с их шутками и смехом. Обыватели поражены и восхищены зрелищем, особенно размерами слона. И только смешная маленькая собачонка Моська, чтобы обратить на себя внимание, подтвердить свою значимость, «срамится», лает на слона. Ей очень хочется «совсем без драки» «попасть в большие забияки». Прямо выраженной морали в басне нет. Но создатели мультфильма «додумывают» ее за И.А. Крылова: Моська оказывается в грязной луже, все над ней смеются, в отчаянии она срывает афишу. Слон, в свою очередь, демонстрирует важность и величие человека, которому безразлично, кто на него лает и кто перед ним заискивает. Вторая категория людей – Моськи, старающиеся произвести впечатление своей значительностью и бесстрашием. Их усилия нелепы и смешны. Учащиеся понимают: нужно не забывать о чувстве собственного достоинства, чтобы не оказаться в глупом положении.

Мультфильм «Две бочки» (1990). Здесь олицетворение предметов проявляется наиболее ярко: две бочки, полная и пустая, символизируют собой людей. Наполненная бочка (содержательный, деловой человек) едет туда, куда ей надо, тихо и спокойно, не привлекая к себе никакого внимания. Пустая бочка (легкомысленный, неделовой человек) издает много шума, ее слышно издалека, пользы в ней намного меньше, чем в полной. Мораль:

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку…

Великий человек лишь громок на делах.

Учащиеся приходят к мысли: «судить нужно не по словам, а по делам».

Обучающий мультик «Мартышка и очки» высмеивает невежество человека. В нем главная героиня – настоящая, живая, довольно обаятельная и в то же время смешная обезьяна. Она вертит и грызет очки, символизирующие науку. В басне у И.А. Крылова, не найдя очкам применения, обезьяна разбивает их. «К несчастью, то ж бывает у людей», - пишет автор, высмеивая человеческую глупость. И.А. Крылов, как всегда, используя иносказание и аллегорию, иронизирует над невежественными людьми, которые своими поступками смешат окружающих. Но горе народу, если у власти находятся невежественные чиновники. И как бы они ни старались, скрыть свое невежество им не удастся. Басня «Мартышка и очки» написана была в 1812 году, но, как видим, актуальна она во все времена. Ребята понимают: чтобы не быть невеждой и глупцом, нужно много учиться.

Мультфильмы и особенно видеоклип к уроку литературы, снятые по басне «Свинья под дубом», вызывают у учащихся презрение к невежественным людям. Отвратителен здесь образ свиньи, толстой, ленивой и наглой. Наевшись под дубом желудей, она, неблагодарная, «рылом подрывать у дуба корни стала». Наивный Ворон пытается вразумить Свинью, которая ничего не видит, не слышит и знать не хочет. Могучий, раскидистый, «вековой» Дуб, как мудрый человек, даже не пытается наставить Свинью на истинный путь, а лишь в сердцах говорит истину:

Невежда так в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Яркие образы Свиньи и Дуба, созданные кинематографистами, остаются надолго в памяти пятиклассников и помогают выработать негативное отношение к лени, невежеству и презрению к наукам.

Пластилиновый мультфильм «Волк на псарне» (2012), на наш взгляд, рассчитан на детей младшего возраста и не отражает значения исторического события 1812 года. При изучении данной басни в 5 классе более уместно использование слайдов, картинок, посвященных Отечественной войне 1812 года. Учащиеся должны понять, что «Волк на псарне» - патриотическое произведение, написанное И.А. Крыловым в честь победы русских войск над французами. Автор высмеивает Наполеона, который вел захватническую войну и одновременно искал мира с Россией. Волк-Наполеон опасен, изворотлив, циничен, лицемерен, желает спасти свою шкуру. Ловчий-Кутузов - опытный полководец («Ты сер, а я, приятель, сед»), не поддается на уловки хитрого агрессора. Он понимает, что борьба с любым коварным врагом сложна, но необходима и успокоиться можно, «лишь снявши шкуру с них долой». Мораль: того, кто защищает свободу, победить или обмануть невозможно.

Диафильм (1988,) «Волк и Ягненок», яркий, образный, с выразительным чтением В. Гафта. Это - одна из любимых школьниками басен И.А. Крылова. В первую очередь учащихся привлекает мораль, с которой начинается басня: «У сильного всегда бессильный виноват». Дети понимают, что Ягненок олицетворяет простого бесправного и бессильного человека (народ), пытающегося добрым словом смягчить Волка. Волк символизирует знатность, богатство, вседозволенность, безнаказанность, грубость и наглость. Он всесилен, и ему даже не приходится ни перед кем держать ответ за свои действия. Ягненок на картинках изображен слабым, беззащитным, маленьким, оправдывающимся существом. А Волк – с хищным оскалом, в мундире генерала, вот-вот набросится на свою жертву, для него истина в словах: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Сказал и в темней лес Ягненка поволок». Учащиеся выражают негодование по поводу бесправности Ягненка и вседозволенности Волка.

Кроме перечисленных выше, можно назвать еще и такие мультфильмы, снятые по басням И.А. Крылова, как «Кукушка и Петух», «Лев и Заяц», «Лиса-строитель», «Любопытный», «Синица», «Бочка», «Квартет» и другие. Они так же воздействуют на эмоциональную сферу ребенка и способствуют его нравственному воспитанию. Замечательно то, что по продолжительности и мультфильмы и диафильмы составляют 3-5 минут от урока и смотреть их можно полностью.

Как видим, мультфильмы и диафильмы на уроках литературы оживляют басни И.А. Крылова, учат школьников наблюдать и думать. В результате познавательная деятельность детей становится более активной и продуктивной. Дети уясняют для себя, что осуждается в обществе, а что приветствуется. Пятиклассники, опираясь на аллегорические образы, получают более полное представление о таких человеческих пороках, как лень, невежество, лесть, ложь, глупость, неблагодарность, хвастовство, жестокость, лицемерие, изворотливость, безнаказанность, наглость, произвол и др. В то же время у школьников появляется возможность акцентировать свое внимание на положительных качествах, а именно: доброте, прощении, скромности, трудолюбии, ответственности, долге, уважении, товариществе, честности, уступчивости, согласованности в действиях.

Знание основных нравственных норм ориентирует учащихся на их выполнение. У детей вырабатывается способность неравнодушно реагировать на негативные поступки одноклассников и других людей. Кроме того, они теперь в состоянии оценивать и свое поведение в классе и дома.

Заслуга кино заключается и в том, что во время зрительного восприятия басен И.А. Крылова, учащиеся слушают тексты в исполнении мастеров художественного слова, что влияет на развитие и культуру их речи. Одновременно дети учатся выразительному чтению, стараются подражать мастерам художественного слова.

Нельзя переоценить воспитательный характер басен И.А. Крылова и перечисленных выше мультипликационных фильмов. Главная их задача – вырастить личность, богатую духовно и нравственно.

Художественные фильмы на уроках литературы.

При изучении в 5 классе творчества писателей Х1Х-ХХ веков в качестве наглядного материала можно использовать ряд художественных фильмов, фрагменты из них, которые поднимут интерес учащихся к русской литературе и будут способствовать нравственному воспитанию учащихся. Например: художественный фильм «Муму» по одноименному рассказу И.С. Тургенева (1852) снят в 1959 году (Мосфильм) режиссерами Евгением Тетериным и Анатолием Бобровским, которым удалось отразить эпоху российской действительности первой половины 19-го века и передать авторский замысел произведения - протест против крепостного права. Роль Герасима блестяще исполнил актер Афанасий Кочетков. Ему удалось передать богатырскую силу главного героя, любовь к труду, ответственность, аккуратность, чуткость, нежность, заботливость и любовь - сначала к прачке Татьяне, а затем собачке Му-Му, а также ощущение своей несвободы, несчастья и в результате – пробуждение протеста.

Учащиеся 5-го класса видят трагизм бесправного положения достойного человека. Герасим потерял все: родину, дом, любимую женщину и даже последнюю и единственную его привязанность – собачку Му-Му. Благодаря показанным кинофрагментам (Герасим в имении старой барыни, тоска по дому; Герасим ухаживает за Татьяной; Герасим топит Му-Му; возвращение Герасима в родную деревню), школьники впитывают образ главного героя (могучую фигуру, мужественное лицо, выразительные глаза, неторопливую походку очень сильного человека, бедную одежду крепостного), оценивают его поступки. Они испытывают чувство жалости не только к маленькой, беззащитной собачке, но и к судьбе Герасима, а в его лице – судьбе всего закрепощенного народа. Они приходят к выводу: главное для человека – это свобода. Несвободный человек не может быть счастливым. Крепостное право (рабство) недопустимо в цивилизованной стране.

Художественный фильм «Кавказский пленник» по одноименному рассказу Л.Н. Толстого (70-е годы 19-го века) снят в 1975 год (Грузия-фильм) режиссером Георгием Калатозишвили.

Кавказская война (1817-1864), сражаются горцы и русские солдаты. Но ни в рассказе, ни в фильме не изображаются военные действия. При просмотре эпизодов из фильма «Кавказский пленник» у учащихся появляется возможность познакомиться с прекрасной природой Кавказа, восхититься красотой гор, ущелий, бурных речек, жизнью горцев в аулах, их бытом и обычаями. Но главное – это наблюдение за поведением двух пленных русских офицеров, Жилина и Костылина. Учащимся важно понять, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, в плену у врага. Актерам Юрию Назарову и Владимиру Солодовникову удалось передать состояние человека перед лицом смерти. Часто крупным планом изображаются лица главных героев. Ребята видят выражение глаз: доброту и работу мысли у Жилина и пессимизм, отчаяние – у Костылина. Ребята наблюдают за поведением героев: Жилин старается войти в доверие к горцам , а по ночам роет подкоп, готовя побег. Костылин же все время находится в состоянии апатии, он бездействует, надеясь на выкуп его родственниками. Особенно интересны кинофрагменты: а) первый побег Жилина и Костылина из плена, б) Жилин и Костылин в яме для пленников, в) удачный побег Жилина из плена. Пятиклассники видят, насколько трудно бежать с колодкой на ноге по острым камням. Жилин, преодолевая боль, спешит к своим. Он не бросает трусливого и слабого Костылина, из-за которого первый побег не удался. Жилин вызывает симпатии у ребят мужеством и смелостью, желанием жить и бороться за свободу. Им импонирует тот факт, что надеется он только на себя и в результате достигает намеченной цели. Костылин же остается жив и оказывается среди своих только благодаря выкупу. Учащиеся понимают главное: никогда не надо отчаиваться и в любой ситуации следует надеяться только на себя.

Художественный фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» по роману Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719), снятый в 1973 году режиссером Станиславом Говорухиным.

Романтическая история моряка Робинзона Крузо, оказавшегося после кораблекрушения на необитаемом острове и прожившего на нем 28 лет 2 месяца и 19 дней, увлекает учащихся. Фильм Станислава Говорухина, необыкновенно яркий и красочный, завораживает школьников изображением экзотической природы на острове Отчаяния. Они видят, как Робинзон Крузо (актер Леонид Куравлев) сначала борется за свое выживание в условиях дикой природы, а затем, приспособившись, создает себе определенные комфортные условия (кроме основного жилья, у него даже появляется дача). Интересен фрагмент фильма, где герой ценой неимоверных физических усилий из огромного дерева выдалбливает себе лодку в надежде покинуть этот остров. В любую погоду, днем и ночью на пределе человеческих возможностей он все-таки построил плавучее средство. Каково же отчаяние Робинзона, когда он не смог сдвинуть лодку с места. Все его усилия оказались напрасными! Но герой не теряет надежды и приступает к строительству второй лодки, правда, уже на берегу океана. Но и она позволила ему лишь обойти остров, на более длительное плавание она была не пригодна.

Робинзон Крузо, городской человек, преодолевает отчаяние и проявляет чудеса творческих и физических возможностей человека. Школьники смотрят следующие кинофрагменты: а) Робинзон строит себе жилище , обносит его высоченным забором от диких зверей; б) Робинзон из шкур животных шьет себе одежду, возделывает поле; в) Робинзон охотится; г) Робинзон спасает дикаря Пятницу; д) Робинзон покидает остров. Ребята видят, насколько убедительно и правдоподобно выглядит жизнь (а не существование) героя на экране и многому у него учатся. Они убеждаются в главном: возможности человека безграничны, а ежедневный труд, даже в уникальных жизненных условиях, помогает не отчаиваться, не сдаваться и стойко переносить невзгоды.

Художественный фильм «Белый Бим Черное Ухо» по одноименной повести Гавриила Троепольского, снятый в 1944 году режиссером Станиславом Ростоцким, о человеке и природе, о дружбе и преданности, никого не оставляет равнодушным и очень полезен для подрастающего поколения. Уроки внеклассного чтения, на которых обсуждалось данное произведение, зачитывались отрывки, а затем просматривались фрагменты фильма, были необыкновенно продуктивны. Учащиеся видели страдания собаки, пытающейся отыскать своего хозяина и друга, восхищались ее верностью и настойчивостью.

Наиболее глубокие впечатления в душах пятиклассников оставили следующие кинофрагменты: 1) Бим плачет над письмом хозяина, как человек. 2)Бим бежит за поездом из последних сил, пытаясь догнать его. Он очень устал, и женщина поит его водой. 3) Лапа Бима попала в стрелку между рельсами, ему очень больно и страшно, потому что на него надвигается поезд. Машинист останавливает состав и спасает собаку. 4) На охоте Клим с размаху бьет Бима со всей силы носком сапога в грудь за то, что тот упустил зайца. 5) Отец Толика отводит Бима в лес и привязывает к дереву, а тот сидит до рассвета продрогший, больной и измученный.

Ребята видят разное отношение людей к «братьям нашим меньшим»: одни в общении с Бимом проявляют свою низость, подлость, корысть и жестокость, а другие – доброту, благородство, сочувствие, сострадание и милосердие. Особенно сильную эмоциональную реакцию у учащихся вызывает трагическая гибель Бима. Правда, в фильме нет этих страшных кадров, но зато в кадре - утратившие надежду глаза Ивана Ивановича, хозяина Бима, которого он так и не дождался. Ребята понимают главное: надо быть внимательнее, добрее и милосерднее к тем, кто нас окружает. Надо беречь природу.

В результате просмотра данных (и многих других) художественных фильмов или фрагментов из них, при обязательном прочтении оригинальных текстов, учащиеся приобретают некоторый жизненный опыт. Они начинают понимать: чтобы быть счастливым человеком, нужно быть свободным в поступках и выражении своих мыслей, никогда не отчаиваться, надеяться только на себя, много трудиться, быть милосердным и беречь природу.

Таким образом, использование кино на уроках литературы учит школьника жизни, развивает чувства и воображение ребенка, способствует повышению интереса к чтению художественных произведений. Также пятиклассники получают возможность сопоставлять художественные произведения с их экранизацией, наблюдать за разнообразием интерпретаций, определить свое отношение к ним.

Чтобы выразить свою точку зрения, ученик должен разобраться в идейном замысле произведения, обратить внимание на систему образов. В этой трудной работе его единомышленником может стать кино. Не случайно существует мнение, что ни одно классическое произведение не может быть освоено современным обществом и школьниками, если оно не адаптировано экраном.

Следует отметить, что синтезирующий метод (двойной, сочетающий искусство и науку в преподавании литературы) продуктивен особенно на заключительных этапах изучения художественного текста, когда в большей степени формируются ценностные ориентации школьника и самостоятельность мышления.

Уроки литературы с привлечением кино строились с учетом пожеланий школьников: учащиеся сами выбирали тему своего исследования, презентации или доклада, определяли характер деятельности (индивидуальный, парный, групповой). В конце учебного года (13.05.2016) был проведен открытый урок-отчет на тему «Любимые фильмы о главном на уроках литературы», в процессе которого пятиклассники продемонстрировали хорошее знание художественных текстов, умение производить литературоведческий анализ, знание основ нравственных категорий. Системно-деятельностный в преподавании литературы с использованием кино подход дал положительные результаты.

Заключение

Использование кино (мультфильмов, диафильмов, художественных фильмов) на уроках литературы имеет следующие достоинства:

- обеспечивается духовно-нравственное развитие личности, особенно в 5 классе, когда школьник начинает позиционировать себя как взрослого человека, учит ориентироваться в обществе;

- улучшает предметные результаты: учащиеся добиваются больших успехов в различении хорошего и плохого в поступках людей, их нравственном и безнравственном поведении, стараются соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах, постепенно избавляются от недостатков;

- улучшаются метапредметные результаты: выполняя регулятивные универсальные учебные действия, учащиеся 5 класса активно и с большим интересом участвуют в подготовке и проведении уроков литературы. Они проявляют инициативу в подборе иллюстративного материала, в постановке новых задач в процессе изучения очередного художественного произведения, контролируют процесс и результаты своей деятельности, стараются объективно оценивать свою работу, сравнивая с работой одноклассников, учатся сопоставлять художественное произведение с экранизацией, наблюдают за разнообразием интерпретаций, выражают свою точку зрения;

- активизируются коммуникативные универсальные действия: а)школьники более аргументированно отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения; б) сотрудничают с учителем и одноклассниками, готовы к совместной работе в группах; в) допускают возможность существования у людей разных точек зрения, проявляя терпимость и доброжелательность к одноклассникам; г) правильно используют в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия вопроса; д) проявляют инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения работы;

- формируется готовность обучающегося к саморазвитию и непрерывному образованию.

Использованная литература

  • 1.АРСЕНЬЕВ А.С. Философские основания понимания личности. М.: «Академия», 2001.
  • 2.ЗАЙЦЕВА Л.А. Образный язык кино. М.: «Знание», 1965.
  • 3.ИГНАТОВ К.Ю. Произведения художественной литературы и их экранизация// Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Вып. 7. М.: Изд-во Московского университета, 2002.
  • 4.КРЫЛОВ И.А. Басни, проза, пьесы, стихи. Л.: «Лениздат», 1970.
  • 5.ЛОТМАН Ю., ЦИВЬЯН Ю. Диалог с экраном. Таллин: «Александра», 1994.
  • 6.МЕЩЕРЯКОВА Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-5 классах. М.: «Просвещение», 1975.
  • 7.ПРЕССМАН Л.П. Кинофильм-экранизация на уроках литературы. Ж. «Литература в школе», М.: 1964, № 1.
  • 8.РЕВЯКИН А.И. История русской литературы 19 века. Первая половина. М.: «Просвещение», 1977.
  • 9.СТАРКОВА З.С. Содружество искусств на уроках литературы. М.: «Просвещение», 1988.
  • 10.СТЕПАНОВ Н.Л. Басни Крылова. М.: «Художественная литература», 1969.
  • 11.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • 12.«Что такое язык кино?» М.: «Искусство», 1989.
  • Ресурсы Интернета:
  • 13. Наглядность при организации уроков русского языка и литературы. Nsportal.ru>Школа>Литература…/nagladnost-pri…
  • 14. Лекция 19. Средства наглядности на уроках литературы. Studopedia.su 7-15684 naglyadnost-na-urokah.
Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации