Урок письма и развития речи.Тема: Имя прилагательное.Значение имен прилагательных.

Автор публикации:
Авхадиева Марина Леонидовна
Город (населенный пункт):
пгт.Санчурск, Кировская область

Авхадиева Марина Леонидовна

учитель русского языка

МКОУ СОШ с УИОП

пгт.Санчурск Кировской области

Урок письма и развития речи Тема: Имя прилагательное.

Значение имен прилагательных

6 специальный коррекционный класс VIII вида

Тема: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном и дополнить их новыми; выяснить уровень представлений.

Развивать речь, память, внимание через выполнение различных видов деятельности на уроке.

Прививать интерес к родному языку, воспитывать аккуратность, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: таблица-сетка «Падежные окончания существительных единственного числа»

Предметные картинки – карандаш, трактор, комбайн, портфель, смородина, медаль, солдат, кефир, сметана, творог.

Натуральные предметы: сахар, лента, яблоко, тетради.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Упр.190 стр. 115

Учащиеся выборочно читают из упражнения только те слова, над правописанием которых они работали. Правильность написания орфограмм объясняется правилами.

3. Повторение пройденного материала.

Орфографическая пятиминутка. Показ предметных картинок. Учащиеся, используя предметные картинки, называют трудные слова, проговаривая их так, как они пишутся, затем записывают их в тетради.

Работа с таблицей-сеткой «Падежные окончания существительных»

Падежные окончания существительных

единственного числа

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Словарный диктант- сочетание предлогов с существительными:

в поле, на сирени, на странице, у скатерти, из рощи, с победой, на улице, к радости, на ели, в доме, под дубом.

Учащиеся подходят к таблице и указывают клетку, в которую должно быть вписано данное сочетание.

4. Сообщение темы «Имя прилагательное как часть речи»

Повторение пройденного.

1.Работа с натуральными предметами. На учительском столе лежат сахар, лента, яблоко, тетради.

Показ каждого предмета: САХАР

Вопросы к классу.

Что у меня в руке? (Слово сахар записывается на доске.)

Что вы можете сказать о сахаре? Какой он? ( К слову сахар пишутся слова сладкий, белый, крепкий.)

Подобные вопросы ставятся учащимся при рассмотрении остальных предметов.

В итоге на доске получается запись.

Сахар (……..) сладкий, белый, крепкий.

Лента (…….) шелковая, синяя, узкая, длинная.

Яблоко (……) спелое, сочное, сладкое, румяное.

Тетради (…….) новые, чистые, ученические.

Названиями чего являются сахар, лента, яблоко, тетради?

Как вы узнали, что все они- предметы?

На какой вопрос отвечают слова сладкий, белый, крепкий?

(Вопрос какой? записывается в скобках)

Подобные вопросы ставятся перед учащимися при разборе остальных слов, обозначающих признаки предмета. Вопросы какая? какое? какие? записываются на доске в соот­ветствующих местах.

Что обозначают слова, к которым можно поставить во­просы какой? какая? какое? какие?

2.Вывод. Слова, к которым можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов.

3. Физкультминутка.

4. Закрепление.

а) К словам лиса, белка, обозначающим названия пред­метов, написать их признаки, используя слова для справок.

Слова для справок: хитрая, ловкая, пугливая, жад­ная, запасливая, хищная, осторожная, веселая.

Проверка. Прочитайте признаки, характеризующие белку. Прочитайте признаки, характеризующие лису. Как вы узнали, что прочитанные вами слова являются признаками названных вами предметов?

б) Даны слова, обозначающие предметы, и слова, обо­значающие признаки предметов. Написать слова парами.

Подстаканник, ландыш (серебристый, серебряный).

Переход, день (трудный, трудовой).

Рассада, капуста (цветная, цветочная).

Забота, весна (дружная, дружеская).

Проверка. Указать на слово, обозна­чающее предмет. Учащиеся называют его признак и объяс­няют значение слов, обозначающих признаки предмета.

в) Выписать слова, обозначающие признаки предмета.
Рядом написать вопрос.

В разгаре солнечное лето. Земля на поле разогрета. Густая рожь стеной стоит, тяжелый колос наливая...

Проверка. Прочитайте слово, обозначающее признак пред­мета, из первого предложения.

На какой вопрос оно отвечает?

Найдите в предложении слово, признаком которого яв­ляется слово солнечное. Так разбираются и остальные слова, являющиеся признаками предмета.

г) Загадки. Чтение загадок, учащиеся пишут
отгадки.

Колкая, смолистая, пышная, душистая, в лесу растет, дрова дает, (ель)

Безбрежное, глубокое, соленое, бурное. Что это такое? (море)

Круглый, а не мяч, сладкий, а не сахар, внутри красный, сверху зеленый, (арбуз)

Проверка. Прочитайте отгадку к первой загадке.

Какие слова вам помогли отгадать загадку?

Что обозначают слова

колкая, смолистая, пышная, души­стая?

На какой вопрос отвечают названные слова?

Признаками какого предмета они являются?

IV. Итог урока.

1. Вопросы классу.

Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ка­кой? какая? какое? какие?

Назовите признаки неба, реки, леса.

2. Выставление оценок.

V. Задание на дом.

1.Выучить правило.

2.Списать упражнение по учебнику. В скобках написать вопросы к выделенным словам.

VI. Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Если –да, то хлопаем в ладоши громко. Если – нет, то не хлопаем в ладоши. Молодцы! Всем спасибо за урок.

САМОАНАЛИЗ УРОКА,

Вашему вниманию был представлен урок письма и развития речи в 6 классе.

Состав класса неоднороден. На высоком уровне обучаемости 40 % детей, на среднем 50 %, на низком – 10%

Учащиеся различаются и по своим психическим функциям. Развитие внимания, мышления, памяти по уровням распределились приблизительно в таком же соотношении.

На данный период темп обучения средний.

По характеру класс спокойный, эмоционально – отзывчивый. Между детьми и учителем сложились доброжелательные отношения.

Данный урок находится в теме « Части речи». На ее изучение отводится 85 час.

На изучение имени прилагательного – 60 часов.

Данный урок в разделе «Имя прилагательное» - первый.

К уроку поставлена общедидактическая цель :

.Создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений; обобщить знания учащихся, выяснить уровень представлений об имени прилагательном.

Тип урока: комбинированный.

Триединая цель урока.

1.Обобщить знания учащихся об имени прилагательном и дополнить их новыми; выяснить уровень представлений.

2.Развивать речь, память, внимание через выполнение различных видов деятельности на уроке.

3.Прививать интерес к родному языку, воспитывать аккуратность, доброе отношение друг к другу.

На протяжении всего урока я работала над понятием: Имя прилагательное

Урок по форме - обычный.

При подготовке к уроку учащиеся повторили части речи, их признаки. Особое внимание уделили именам существительным и прилагательным.

Считаю, что дети готовились с желанием. Работали активно, быстро и правильно отвечали на поставленные вопросы.

Интерес и заинтересованность поддерживались за счет постоянного одобрения.

Работоспособность за счет различных видов на уроке и физкультминутки.

Был выдержан гигиенический режим, учитывался уровень обучаемости ( о чем свидетельствует дифференциация выполняемых заданий)

Таким образом, я считаю, что отобранное мною содержание учебного материала эффективно для достижения поставленных целей.

Формы работы: общеклассная; индивидуальная.

На основе сочетания данных форм я добилась:

- включения каждого в активную познавательную деятельность в зоне ближайшего развития;

- выбранные ФОПД способствовали формированию ЗУНов по наиболее короткому пути;

- соответствовали содержанию, целям методам.

Таким образом, ФОПД работали эффективно.

На уроке применялся следующий комплекс методов:

объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, педагогической поддержки.

Объяснительно –иллюстративный реализовал себя:

- через интонационное выделение логически важных моментов;

- через просмотр картинок, натуральных предметов и работу с таблицей-сеткой.

-через речевое проговаривание.

Репродуктивный реализовал себя через ответы на вопросы, выполнение упражнений на закрепление пройденного.

Частично-поисковый реализовал себя через работу в определении признаков того или иного предмета, нахождение прилагательных в тексте, работу с загадками.

Метод педагогической поддержки реализовал себя через подсказку, постоянное одобрение учащихся за ответы и активную работу.

Контроль за письмом (пиши красиво, чисто, аккуратно), подбадривание, доброжелательная атмосфера дали возможность заинтересовать учащихся предметом, воспитывать аккуратность, доброе отношение друг к другу.

Результаты на уроке были текущие и конечные. Они контролировались в соответствии выбранной системой контроля: самоконтроля, контроля учителя.

Эта система была эффективна, так как сочетание видов контроля способствовали с одной стороны:

- установлению мною правильности выполнения задания учащимся; на уроке была возможность своевременно получать информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

С другой стороны: сами учащиеся могли получить информацию о реальных результатах учения. Таким образом, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, методы обучении, система контроля, выбранные мною на уроке, эффективно работали по достижению поставленных целей.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации