Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе ДОУ
Тема: «В гостях у чисел и фигур»
Цель: создать условия для ознакомления с цифрами, счету и сравнению множеств предметов, обобщение геометрических фигур по свойствам.
Предварительная работа: с сентября по декабрь систематическое получение знаний детьми по программе в дидактических играх, НОД, сюжетно-ролевых играх, в совместной деятельности.
Задачи:
1. Учить сравнивать два множества разнородных предметов >,<, одинаковое число.
2. Закрепление умения считать предметы с использованием цифры, для показывания числового результата.
3. Развивать умение воспроизведения количества предметов по числу, с использованием цифр (от 1 до 6).
4. Продолжать учить обобщать геометрические фигуры по основным свойствам (форма, цвет, размер, толщина) при использовании материала технологии «Блоки Дьенеша».
5. Формировать умение различать геометрические фигуры по характерным признакам и соотносить их с предметами.
6. Воспитывать любовь к математики, желание выполнять задание.
Материал и оборудование: игрушка мишка, демонстрационный крупный материал: 5 собачек, 5 кошек, раздаточные цифры 1-5, большие цифры 1-6, счетные линейки на всех детей, предметы имеющие определенную геометрическую форму, изображение геометрических фигур, набор « Блоки Дьенеша», указка.
Части НОД Деятельность педагога Деятельность детей
1 часть. Мотивация (Дети стоят к круге. Воспитатель обращается к детям и показывает игрушку).
-Мишка говорит, что научился считать и хочет это показать.
-один, два, семь, пять, три…ой, я забыл, как надо правильно считать.
-Мишка, не плачь. Дети тебя научат правильно считать и познакомят тебя с геометрическими фигурами
(Игрушку педагог садит рядом с доской на стул).
Ребята, давайте вспомним счет до 5. Кто мне поможет? Кто посчитает? Молодцы. Мишка, запомнил?! Дети стоят полукругом, лицом к медведю.
— Мишка не умеет считать.
2 часть. Основная. Задание педагога.
Задание педагога. (Воспитатель предлагает детям пройти на рабочее место)
— Посмотрите на доску. В окнах дома мы видим животных. Это верхний этаж, это – нижний. Сосчитайте животных верхнего этажа и покажите ответ своей цифрой.
— Сосчитайте жителей нижнего этажа, ответ покажите цифрой.
-Что скажете о числе верхнего этажа? а нижнего?
— Как сделать одинаковое число? Что бы внизу было столько же жителей сколько и сверху?
— И теперь мы скажем…
— Сейчас с первого этажа уехали жильцы, сколько осталось?
— А с верхнего уехал один жилец, сколько сверху?
Идет сравнение аналогично первому.
-Молодцы! Что скажем о числе?
Поиграем в игру «Учитель ученик парами»
-Вы выходите парами, один ребенок «ученик», второй «учитель». Учитель ученику показывает цифру, ученик узнав цифру хлопает столько раз, какую цифру он видит, затем вы поменяетесь ролями.
— Молодцы! Возьмите счетные линейки с окошками игра «День – ночь». Вы будете открывать окошко, в них загораться свет, а затем днем закрывать. Нужно открыть столько окошек, какую цифру вы увидите.
(Дети сидят лицом к столу)
-Мы обещали Мишке показать геометрические фигуры, у вас на столах с изображением предметов, соотнесите их пожалуйста с фигурами, которые я буду показывать, если совпадут подходите к мишке, ко мне.
— Мишке тоже хочется почувствовать, давайте ему дадим карточку (мишка первый раз перепутал, второй раз сделал все правильно)
— Дети, у нас «дети» фигуры потеряли своих мам, сами не могут их отыскать. (Педагог выкладывает фигуры на ковер, где фигуры разной формы, толщины, цвета, размера).
— Возьмите и рассмотрите свою фигуру, маленькие по размеру – дети, большие – мамы. Разойдитесь по парам, мамы ищут детей.
— Дети вы встали вместе правильно, а вы кто?
— Расскажите каждый о себе. Дети сидят за столами.
Дети считают, показывают цифру 4.
Дети считают, показывают цифру 5.
Их меньше,4…Их больше,5...
-Нужно вверху добавить одно животное (ребенок выполняет)
-одинаковое число.
-Дети показывают цифру 3.
-Дети считают и показывают 4.
4 > 3.
Дети по двое выходят и игра начинается, дети самостоятельно берут цифры.
Дети готовят счетные линейки и открывают окошки, по заданию педагога это цифра, которая вывешивается на доске.
Дети берут карточки, соотносят изображения и выполняют задания.
Дети оцениваю мишку.
Дети стоят на ковре, на полу объемные фигуры из игры «Блоки Дьенеша»
Дети слушают объяснение.
Дети встают так: у которых большие треугольники к маленьким; большие квадраты к маленьким; большие прямоугольники к маленьким.
-мы «круги»…Я маленький круг, а я большой мы красного цвета, толстые, и так дети по очереди объясняют по чему именно так они встали.