Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Литературно-музыкальная композиция "В тылу, как на фронте"

  • Литературно-музыкальная композиция

«В тылу, как на фронте».

Цели мероприятия: формировать чувство патриотизма у учащихся, развивать творческие способности и обогащать их духовный мир.

(Сценарий составлен по мотивам книги нашего писателя – земляка Александра Михайловича Иванова «Время было военное» и исследовательских работ учащихся 8-9 классов)

Ведущий 1.

70лет Великой Победы будем мы отмечать в этом году.70 лет — это жизнь целого поколения. Чем дальше движется время, чем больше цифра на календаре, тем меньше на этом свете свидетелей и участников времени безмерных мук и страданий, бесстрашного отчаяния и ужаса страха, смертей и бессмертия, скорби и радости последней Большой войны.

Ведущий2.

Уходят в вечность ее состарившиеся солдаты и их вдовы, уходят дети войны. А наша задача – сохранить правду о том времени. Собранные нашими поисковиками материалы – бесценны, потому что это свидетельство не приукрашенной и не очерненной правды.

Ведущий 1: Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, вам, труженики тыла

Вместе: ПОСВЯЩАЕТСЯ!

На сцене стоят бабушка и внук. Звучит музыка «День победы»

Внук:Бабушка, почему ты плакала там у памятника? О чем ты думала?
Бабушка:Я стояла и думала о тех, кто не вернулся с войны, кто погиб на полях сражений, защищая нашу Родину. Ведь сегодня день Победы.
Внук: Бабушка, ты ведь тоже воевала, расскажи мне о войне.
Бабушка: Больно вспоминать те годы. Но ты должен это знать. Я и фотографии тебе покажу и фронтовые письма.
А было это так.

.(На фоне музыки «Песня о таинственном саде»)

Чтец: (стихотворение С.Щипачева «22июня») — Олеся

.Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(На фоне муз. «Рио-Рита»

Инсценировка воскресного дня 22июня 1941г.

(На лавочках сидят женщины, разговаривают, мужчины играют в домино, играет гармошка, резвятся дети).

Бабушка:

— 22 июня у нас в школе был выпускной бал.

Под муз. «Утомленное солнце» выходят веселые выпускники школы, они весело разговаривают:

-Вот и закончили мы школу. Что нас ждет впереди?

-Неизвестно.

-Почему неизвестно? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

-А я геологом буду. В тайгу поеду. Романтика!

-А я женюсь! Нет, потом!

-5лет пройдет. Мы все закончим институты и снова придем в родную школу

-Я хочу, чтобы тот день был солнечным и ярким.

(начинают танцевать)

Музыка резко обрывается.

Раздаются позывные и сообщение «От советского информбюро»:

«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4часа утра, без объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Cоюза».

(Все замирают, женщины бросаются к своим детям

(Инсценировка песни «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы)

Ах, война, что ты сделала, подлая.

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге они помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

(Гудок паровоза. Мальчики строем уходят

(Муз. «Священная война»»)

Ведущий1:

-Уже 1июля 1941года 1500 добровольцев были направлены Сталинградским исполкомом облсовета в распоряжение Наркомата обороны.

Ведущий2:

-30 июля в народное ополчение вступило свыше 50 тысяч трудящихся Сталинградской области.

Бабушка: А в тылу остались женщины, старики и дети.

Ведущий 1:

«Вставай, страна огромная!»-звучало призывом для всех: и для солдат, которые встали в строй, и для женщин, детей, которые в тылу остались!

Ведущий2:

Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические женщины, матери!

Илья:

Мы знаем, как никто на свете,

Войны отчаянье и мглу.

Всё больше женщины и дети

Тогда работали в тылу.

1-й ведущий:

Выполнение производственного задания было тогда законом. Как на фронте, беспрекословным был приказ, так в тылу было обязательным выполнение своей нормы: тыл работал на фронт, тыл работал на Победу.

Труженики тыла вспоминали:

Клецкова Раиса Митрофановна.

-Многих моих односельчан отправили рыть противотанковые рвы и окопы. Всего на нашем участке трудилось 200 человек, в основном женщины и подростки. Представьте себе стужу в 30 градусов, бесконечные сильные ветры, мерзлый грунт, который не то, что лопата, – лом не берет, а норма в день – вынуть три кубометра грунта. Каждый день летали над головами немецкие бомбардировщики, которых мы не боялись, потому что они не обращали внимания на работавших, зато «мессеры» не обходили нас стороной. Снижались и лупили по нас изо всех стволов – добыча-то легкая. Мы разбегались кто куда. Прятались в окопах. Делали свое дело вопреки всему – самолетам, погоде.

Лепилкин Александр Никитич.

В 1942 году от населения и колхозов поступило 103 тонны шерсти. 45 тысяч пар валенок, 58 тысяч пар перчаток-варежек, 65 тысяч пар носков и чулок, 70 тысяч овчин. 9 тысяч полушубков. Весь народ заботился о защитниках Родины. Свой вклад внесли в это дело и кондрашовцы. После работы хуторянки вязали теплые вещи, сдавали в сельсовет, а председатель колхоза отвозил их в Солодчу в райисполком для отправки на фронт.

Русакова Екатерина Федоровна.

-Бедность была страшная. С обувкой была беда. Зимой носили короткие валеные чуни — обрезки, к ним вязаные паголенки пришивали, для тепла. Но какое там тепло. От холода трескалась кожа на ногах. Кровоточила. Летом все больше босиком ходили. Весной да осенью чирики, из сыромятной кожи шитые и сто раз чиненные хуторским сапожником.

Ракова Мария Васильевна.

Важное значение имело строительство железной дороги Камышин — Иловля. Она проходила в полукилометре от Кондрашей… Укладывали мы сырые, непропитанные шпалы очень редко. По 14 штук на звено вместо 18. От этого рельсы под составами «плясали». Все делали на «живульку» — лишь бы служило. Но это было необходимо. А вражеская авиация буквально «висела» над железной дорогой. Постоянно взлетали на воздух звенья пути, служебные постройки.

Семененко Яков Яковлевич

До сих пор помню картину весеннего сева. У сеялок, в повозках, на токах, возле семенных амбаров – сплошь пестрые женские платки. Тракторами управляли молодые девушки и женщины и мальчишки-подростки. Как они мучились у тракторов – колесников, латаных-перелатанных и подчас не поддававшихся никакому ремонту! Горючего не хватало, и заправляли их немыслимой смесью. Совсем не было бензина, который использовался для запуска двигателей. Трактористкам приходилось, прежде, чем завести мотор, долго греть его пламенем горящих, промасленных тряпок, крутить, надрываясь, заводную ручку. Запустив упрямый двигатель, уже обессиленные, брались они за руль. Каждое поле орошено женскими и девичьими слезами.

Моторин Сергей Борисович

В июне начиналась уборка урожая. Хлебное поле, самой природой предназначенное для мирного труда, превращалось в поле боя. Женщины – с серпами, старики – с «крюками», как называли косы, механизаторы на комбайнах, все от малого до старого вышли в поле. И тут, как коршуны, налетели фашистские самолеты и с бреющего полета расстреливали из пулеметов жниц и косарей, метали бомбы в комбайны

Многие погибли от пуль и осколков, как бойцы на поле боя. Несмотря ни на что, с поля не уходили, даже раненые. Они говорили: «Нашим солдатам на фронте страшнее. Там смерть каждый час угрожает им. Но они сражаются до последнего. И нам негоже. Мы в поле отлежимся и опять за работу».

За добросовестный труд бригада была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, которая сейчас хранится в Волгоградском краеведческом музее.

Серединцева Александра Акимовна.

В период битвы за Сталинград недалеко от Кондрашей, за Ореховым прудом, стали строить аэродром, мы ходили туда на работу. Очищали территорию, строили «бабочки» – укрытия для самолетов: копали ямы и накрывали их: слой земли, слой соломы. Все вручную, техники не хватало. В эти «бабочки» загоняли самолеты, и с воздуха их не так было видно противнику.

Но бывало, что бомбы попадали на аэродром, он загорался, мы тушили огонь, спасали самолеты.

Яковлева Валентина Федоровна (Марина)

Продолжаются тяжелые бои в малой излучине Дона.

Потери наших солдат были большие. Раненых переправляли на левый берег Дона. Госпитали были буквально в каждом хуторе.

-Главный врач Истюфеев, обладал гипнозом и использовал этот дар вместо наркоза, которого не хватало. Освещением служили зачастую необычайные светильники: сплющенные с одной стороны гильзы снарядов, в которые вставляли полоски шинельного сукна и наливали горючее.

Дети после уроков бежали туда и помогали ухаживать за ранеными, готовили для них концерты, писали письма родным.

Чтец:(Стих. Р.Рождественского «Концерт»)(Инсценирование тихотворения)

.

Ковалева Анна Михайловна

-Рядом с госпиталем сделали прачечную. Стирали женщины окровавленное солдатское белье, часто пробитое осколками и пулями, бинты. На руках оставались мозоли, их разъедало мылом, содой, они были в волдырях, отеках. Стояли у корыт по 10-12 часов.

Рябова Фаина Григорьевна.

Я, как и многие женщины, работала на ферме. Выходные были только по случаю: выпадал снег, земля расквашивалась в тесто. Пахота остановливалась. Начали солому возить – тоже слезы, а не работа. Посуху скирдовать было некому, в копнах осталась солома. Люди жалели быков, у которых спины дугой выгибались от тяжести, про себя не думали, терпели. Голодная смерть запохаживалась. Детей больше посылали за колосками, хотя грязюка в пояс, метелки сырые. Дети мало были похожи на детей. Лица как у старичков: щеки впалые, глаза тусклые, кожа сухая, серая. От постоянного голода животы болели. А когда становилось невтерпеж, скулили потихоньку, но никому не жаловались.

Ковалев Николай Петрович:

11 сентября 1942 года над Белой горой между хуторами Ютаевка и Кондраши на глазах у всех произошла трагедия.

— Услышали мы гул самолетов и треск пулеметов. В небе шел неравный бой. Советский истребитель возвращался с задания из Сталинграда, а с востока появились 4 немецких самолета. Наш самолет то уклонялся, то сам бросался на немецких стервятников. Но силы были неравные. Истребитель загорелся и упал на землю. Летчик пытался спуститься на парашюте. Один из немецких самолетов развернулся и с близкого расстояния дал очередь из пулемета. Когда парашют опустился на землю все побежали к нему. Летчик был еще жив, но тяжело ранен. Не приходя в себя, он скончался. Подъехали военные, забрали документы и похоронили его. Это был летчик-истребитель Ваньков Константин Константинович, 1922 года рождения. В 1973 году ученики из нашей школьной группы «Поиск» разыскали в Москве его мать, которая считала сына без вести пропавшим Она приезжала на его могилу. Ваньков К.К. похоронен в братской могиле хутора Кондраши.

.

Кожемякина Анна Акимовна:

-Ждали с фронта весточек. Каждая женщина с болью и надеждой говорила: «Мне бы только моего живого дождаться. Пусть без рук и без ног, искалеченный, но живой.

Чтец: (проецируется военное письмо)

Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой

Его в 42-м мой отец написал моей маме

Перед тем, как уйти в свой последний решительный бой.

Бабушка:

-Но не всем суждено было вернуться. В 73 хаты беда постучалась, получили там страшный конверт.

Хор исполняет песню «Матерям погибших героев» муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко.

Ученица читает отрывок из сочинения В. Судниковой «Акулинина сирень». Звучит муз. из оперы «Эвредика и Орфей»)

У очень заметного, с большими расписными ставнями дома, в палисаднике, разросся пышный куст сирени. На лавочке возле него хуторяне часто видели худенькую женщину с грустными, потухшими глазами.

9 Мая, когда буйно цвела сирень, старушка рвала букет, и, уткнувшись в него лицом, тихонько голосила, причитая:

Мишенька, родненький! Зачем ты покинул меня?» Цветущая сирень напомнила ей о муже, не вернувшемся с фронта.

Много похоронок пришло в хутор, а Акулине почти до конца войны письма от мужа регулярно приходили. Как-то не по себе ей было перед другими женщинами, что муж ее даже ранен ни разу не был. Молила Бога она, чтобы он ее Мишеньке жизнь даровал.

Настал 1945 год. И тут как отрубило, нет от мужа ни слуху ни духу. И так до конца апреля. Акулина от слез опухла.

9Мая 1945 года объявили о Победе. Бабы, радостные, с охапками сирени, пошли к правлению, обнимали друг друга, пели и танцевали.

И тут Акулина заметила, что к ней идет почтальон. Идет, опустив глаза. Почуяло сердце беду. Замерла она, детей к себе прижала. Взяла в руки страшное «казенное» письмо. Вокруг люди замолчали. Читала в полубреду: «Ваш муж пал смертью храбрых…».

И кинулся в бездушное небо крик, голова упала на плечи. Рухнула на землю, как подкошенная. Казалось ей, что солнце стало черным. Ну, почему именно в День Победы пришла эта страшная весть?!

В палисаднике в память о муже посадила она кустик белой сирени. Разговаривала с ним, нежно гладила шершавой ладонью каждую веточку. И словно в ответ ей бледно-зеленые листочки, разворачивающиеся на глазах, радостно трепетали, издавая тихий шелест. И понимала Акулина их разговор. Она всегда встречала День Победы с букетом сирени, несла его на праздник, который проходил у обелиска.

Но годы брали свое, здоровье стало подводить. Акулина уже не могла ходить далеко, поэтому сидела у своего дома и разговаривала с Мишей, делилась горестями и радостями своими.

А однажды облетела хутор страшная весть: бабы Лины не стало.

С того дня прошло несколько лет. Но куст сирень напоминает о судьбе простой деревенской женщины.

(Стих. «Черный камень» под муз. Шумана «Грезы», проекция скульптуры «Скорбящая мать на Мамаевом курган

Никита:Они прожили жизнь, за которую перед ними надо встать на колени. Они вынесли на своих плечах непосильную военную ношу. Никогда они не жили богато и не ели всласть. Но была ими построена сильная и богатая страна.

В День победы седые солдаты – победители кланяются им до земли за горький фронтовой сухарь, за кисет с махоркой.

Исмаил:

Да, победитель наш солдат,

Великой удостоен чести,

Но победил он потому,

Что фронт и тыл сражались вместе.

Катя Комшина.

Неугасима память поколений,

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)

(Вручение цветов труженикам тыла.)

Чтец: Бочков Саша

Сегодня все цветы – вам, дорогие,
Вся мера благодарности людской
Тем, что домой пришли с войны живые.
Тем, кто ушел в последний в жизни бой.
Песня « Я знаю о войне лишь понаслышке»

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации