Статья по теме: Проблемы повышения родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна
без определенного специального образования родителей.
Вся работа учреждения должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных наблюдателей стали
активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер
Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей может возникатьили отрицание болезни или, напротив, преувеличение значимости болезни.Одни из родителей испытывают постоянное чувство вины по отношению к ребёнку, применяя попытки«искупить вину» в виде чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он есть, с его особенностями в развитии.
Задача семьи– помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех участников коррекционного процесса. С первого знакомства с семьёй ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству, а также объём коррекционной работы, который они готовы освоить.
Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) можно разделить на три группы:
Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей — педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок.
Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей. Уклад семьи часто противоречивый. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны, между взрослыми и детьми часто возникают конфликты.
К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, равнодушие две последние группы представляют собой «проблемные» семьи, которые часто встречаются в нашей работе.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов школы с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в образовательном процессе. Родители должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог.
Повышение родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания ведётся в нескольких направлениях:
1. Информационное направление. В ходе этой работы родители получают всю необходимую информацию об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями, об обязанностях родителей.
2. Педагогическое направление. Родители узнают от учителя-дефектолога оправилах организации речевого режима дома, правилах организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.
3. Психологическое направление. Родителям предоставляется информация об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Учитель и психолог знакомит родителей с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе, с перспективами развития ребенка.
4. Медицинское направление.Родители узнают о причинах и профилактики психоневрологических заболеваний, о недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача.
5. Социально-правовое направление. В результате работы в этом направлении происходит ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком, правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных вопросов, помощь в осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Беседы: коллективные и индивидуальные.
2.Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3.Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4.Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нем
В результате комплексной работы со специалистами постепенно повышается родительская компетентность, формируется активная родительская позиция.
Литература:
Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии, СПб., 2006
Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. — М, 1999
Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта, СПб., 2005
1.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
2.Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
3.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
4.Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
5.Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин. – СПб., 2003.