Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Проектирование урока истории в системно-деятельностной парадигме

Проектирование урока в системно-деятельностной парадигме

Тема урока: «Великая Отечественная война».

Класс: 9

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии

коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их

причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная: коррекция и тренинг изученного материала

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, авторская презентация, колонки.

Ход урока:

1. Организационный этап

Продолжительность: 1-2 мин.

Формируемые УУД и предметные действия:

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Мотивационный этап

Продолжительность: 1-2 мин.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Формируемые УУД и предметные действия:

Личностные: осознание своих возможностей.

Коммуникативные: использование речевых средств в соответствии с задачами коммуникации, владение устной, монологической речью

Познавательные: составление логических цепочек

Учитель использует прием «Перепутанные логические цепочки».

Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались и перепутались. Кто поможет мне?

Учитель показывает слова на отдельных карточках.

Слова: «начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»

Учащиеся складывают слова в единую фразу: «С малой удачи начинается успех!»

— Как вы понимаете эти слова?

— Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Учитель использует прием «Интеллектуальная разминка».

На экране показ слайда с фотоподборкой моментов Великой Отечественной войны. Играет песня «День Победы» композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова.

— Какие темы мы изучали на прошлых занятиях?

— Что объединяет эти фото?

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся формулирую тему урока: «Великая Отечественная война. Обобщающий урок».

3. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Продолжительность: 8-10 мин.

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Формируемые УУД и предметные действия:

Регулятивные: оценивание результатов деятельности других

Познавательные: определение понятий, формулировка обобщений, выстраивание логических цепочек, интерпретация полученной информации в контексте поставленных задач

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях. На слайдах будут показаны задания, которые вам необходимо выполнить.

Учащиеся выполняют задания. Задание сформировано на основе приемов: «Текст с пропусками», «Соотнесение», «Блиц опрос письменный».

Задания:

1. Объясните понятия: блицкриг, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, Нюренбергский процесс, блокада.

2. Приведите в соответствие: «Военные планы – характеристики»

Барбаросса

Гитлеровский план захвата Москвы

Тайфун

План советского контрнаступления под Сталинградом

Цитадель

Гитлеровский план молниеносной воны против СССР

Уран

Гитлеровский план окружения советских войск под г.

Курском

3. Заполните пропуски в тексте:

«……………гитлеровские дивизии начали наступление на Москву. Операция по захвату Москвы проходила под кодовым названием ……………… …. Фашистам удалось захватить ряд городов. В ходе Смоленского сражения немецким войскам пришлось временно перейти к обороне. Гитлеровцем удалось прорваться на 100 км вперед. Для руководства Красной Армией из Ленинграда был вызван генерал………………………… С 20 октября в Москве было введено ……………………….положение»

4. О положении людей, в каком городе идет речь: «Сколько восторгов, когда прибавили хлеба. В булочных кричали «Ура». Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится… Но она принесла с собой надежду: будет лучше! Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога жизни».

5. Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа. Речь идёт о….

6. Укажите название деревни, у которой произошло знаменитое танковое сражение в ходе Курской битвы.

7. О ком идет речь? «…С первых дней до конца войны командовал войсками разных фронтов. В декабре месяце 1941 года, командуя войсками Западного фронта, успешно провел операции по разгрому немцев по Москвой…От имени Верховного главнокомандования и по его поручению принял 8 мая 1945 года в Берлине капитуляцию немцев. 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве принимал парад Победы».

8. Генерал-фельдмаршал германской армии, возглавлявший группу немецких войск под Сталинградом.

9. Государственный деятель, обратившийся к советскому народу в полдень 22 июня 1941г. с призывом дать решительный отпор вероломному агрессору, закончив свое выступление словами, ставшими боевым девизом всех военных лет: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».

10. Знаменитая советская партизанка, известная под псевдонимом «Таня». Вела борьбу с оккупантами в Подмосковье. Была казнена фашистами в деревне Петрищево. Герой Советского Союза (посмертно).

11. Назовите автора этих высказываний и дату события, перед которыми они были сказаны.

«Передайте Чемберлену: все, что я предпринимаю, направлено против России. Если Запад так глуп и слеп, что не может это понять, я буду договариваться с русскими. Затем я ударю по Западу и после его поражения объединенными силами выступлю против Советского союза».

12. Назовите номер приказа и дату: «Приказываю:

Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих, сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров».

После выполнения задания, учащиеся делятся на пары и проверяют ответы друг друга.

4. Этап локализации индивидуальных затруднений

Продолжительность: 4-5 мин.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Формируемые УУД и предметные действия:

Регулятивные: определение потенциальных затруднений, осуществление контроля своей деятельности, определение результатов своей деятельности и ее оценивание, самостоятельное определение причин своего неуспеха

Познавательные: построение рассуждения, проведение причинного анализа

Коммуникативные: использование речевых средств в соответствии с задачами коммуникации, владение устной, монологической речью

После проверки учитель спрашивает:

— Есть ли у кого-нибудь ошибки?

Ученики, которые выполнили задание без ошибок могут получить творческое задание или помогают своим одноклассникам, выступая в качестве консультантов.

Чтобы направить ход рассуждений учащихся и выявить место затруднения и ошибок, учитель задает им вопросы:

— Какое задание вы выполняли?

— Каким способом?

— Что сделали сначала, потом?

— Где возникло затруднение?

— Почему здесь возникло затруднение?

— Чем это задание отличается от предыдущих?

Учащиеся отвечают: Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем…и т.д.

5. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. Обобщение затруднений во внешней речи.

Продолжительность: 4-5 мин.

Цель: построение учащимися проекта выхода из затруднения и

формирование способности к его выполнению, закрепление способов действий, вызвавших затруднения

Формируемые УУД и предметные действия:

Регулятивные: самостоятельное определение цели обучения, формирование новых зада, планирование образовательных результатов, планирование пути достижения целей

Познавательные: выстраивание логической цепочки, устанавливание причинно-следственных связей, построение логических умозаключений

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение поставленных задач

Применяемый прием: «Учебный мозговой штурм».

Объединитесь в группы те, у кого задания взвали одинаковые затруднения. Обсудите их.

Пары учащихся объединяются в группы по типу затруднений.

— Какие затруднения у вас возникли? Например, неверно даны определения понятиям.

Учитель руководит данным процессом:

— Какую же цель нам надо поставить?

Учащиеся формулируют цель. Например, «составить глоссарий для безошибочного соотнесения понятий и определений».

Учитель продолжает руководить процессом и направлять учащихся:

— Что для это необходимо сделать?

Учащиеся формулируют план своих действий по устранению затруднений. Например: 1. Прочитать теоретический материал в учебнике2. Обсудить с товарищем в паре3. Выписать ключевые слова и их определения в глоссарий4. Рассказать изученный материал классу.

Цель и план работы определяется исходя из типа задания и ошибок.

6. Этап реализации построенного проекта

Продолжительность: 4-5 мин.

Цель: осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Формируемые УУД и предметные действия:

Регулятивные: осуществлять свои действия по намеченному плану

Коммуникативные: использование речевых средств в соответствии с задачами коммуникации, владение устной, монологической речью

Начнем работу по намеченному плану.

На данном этапе ученики действуют по плану, самостоятельно исправляя свои ошибки. Учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов, мотивирую учащихся к рефлексии:

— Все ли понятно?

— Какие возникаю вопросы?

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. Включение в систему знаний и повторение

Продолжительность: 4-5 мин

Цель: применения знаний и способов действий, включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Формируемые УУД и предметные действия:

Познавательные: самостоятельный поиск информации, нуждающейся в проверке

— Теперь самостоятельно выполните задание, указанное на слайде.

Преподаватель использует прием «Лови ошибку»

Задания:

1. Найди ошибку в тексте: «В ознаменовании победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади 24 июня был проведен парад, вошедший в историю как Парад Победы, Марш сводных полков фронтов завершила колона солдат, бросивших к подножию Мавзолея Ленина 200 знамен разгромленных фашистских армий. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал парад Верховный главнокомандующий И.В. Сталин».

2. В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. С 12 июля 1943 г. меняется и характер Курской битвы. Теперь наступали советские войска, германские войска перешли к обороне. Но сдержать контрнаступление наших войск они уже были не в силах. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа — Харьков. На этом завершилась Курская битва, которая положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Ученики самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку

Учителем проводится рефлексия усвоения нового способа.

— У кого возникли трудности? С чем они связаны?

— Что удалось?

— У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы!

8. Этап рефлексии деятельности на уроке

Продолжительность: 4-5 мин.

Цель: рефлексии деятельности на уроке, осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности

Формируемые УУД и предметные действия:

Регулятивные: анализ собственной деятельности, определение причин, которые привели к получению имеющегося результата

Познавательные: рефлексия опыт на основе поставленной цели

Коммуникативные: использование речевых средств в соответствии с задачами коммуникации, владение устной

Учитель задает вопросы:

— Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

— Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?

Преподаватель использует прием «Я знаю, я запомнил, я смог».

-Выскажитесь, выбирая начало фразы на слайде.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на слайде:

— сегодня я узнал…

— было интересно…

— было трудно…

— я выполнял задания…

— я понял, что…

— теперь я могу…

— я почувствовал, что…

— я приобрел…

— я научился…

— у меня получилось …

— я смог…

— я попробую…

— меня удивило…

— урок дал мне для жизни…

— мне захотелось…

-Мы сегодня отлично поработали! Молодцы!

9. Информирование о домашнем задании

Продолжительность: 1-2 мин.

-Запишем домашнее задание. Вы можете самостоятельно выбрать задание, которое вас заинтересует.

Учащиеся самостоятельно выбирают тип задания:

1 вариант: § 35, составить план параграфа

2 вариант: подготовить сообщение


Список литературы

  • 1. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. — 2003. — № 6
  • 2. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.
  • 3. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27
  • 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат.- М., 2001
  • 5. Хуторский А.В. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации