Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Занятие – эксперимент "Волшебница - вода"

Группа/Дата/Воспитатель

Средняя группа «Подсолнухи» 16.03.2016 Маркова Л.В.

Тема ОС

«Волшебница-вода.»

Форма проведения занятия

Занятие –эксперемент.

Цель

Создание условий для расширения представлений о воде, её свойствах.

Задачи

Обучающая задача

Закрепить известные свойства воды (вкус, запах, цвет). Закрепить умение работать с посудой, растворами. Умение рассуждать, делать выводы.

Развивающая задача

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умения работать в группе.

Воспитательная задача

Воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности. Воспитывать взаимопонимание и умение общаться со сверстниками; бережное отношение к воде.

Образовательная область

Познавательное развитие.

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Образовательные продукты

Плакат- «Свойство воды».

Оборудование

Прозрачные пластиковые стаканы, камешки, емкости для воды, стакан с молоком, картинки (лимон, конфета, чеснок, лук, стакан с водой), полоски цветной бумаги. халат, шапочки, магнитная доска, плакат, картинки- символы, банка стеклянная с крышкой, капля.

Структурная часть

Содержание ОД

Способы

организации детей

Предполагаемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я хочу вам предложить отгадать, что у меня находится на столе. (на столе стоит кувшин с водой, накрытый салфеткой и прикреплена капелька)

Отгадайте загадки.

Она и в море, и в реке,

Она и в кране, в ручейке,

И в пруду, и в роднике.

Может дождиком скакать,

С неба землю поливать. (вода).

Зонтик буду я держать,

И стараться их считать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Что же падает опять?

( капли)

(убрать салфетку)

-Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные, и чем они занимаются? (ответы детей).

Закройте глаза и мы с вами отправимся в мир науки. (одеваю халат). Ребята я буду ученым, а вы моими помощниками лаборантами.

Вам необходимо надеть спецодежду- шапочки, и повторить правила поведения в лаборатории. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории).

1.Не толкаться и не мешать другому.
2.Нельзя ничего пить, не пробовать.

3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно

Дети свободно играют, воспитатель заинтересовывает их неизвестным предметом на столе.

Игровая ситуация

Привлечение детей, мотивация к совместной деятельности. (шапочки, халат).

Основная

Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

Опыт №1. Вода- что это? Воспитатель: Ребята что вы видите на столе? (стакан с водой и пустой стакан). Давайте попробуем «перелить» воду из одного стакана в другой. Алеша попробуй это сделать. Ребята что мы видим когда Алеша делает этот первый опыт?(ответы детей). Так что же такое вода? Вода жидкость. Она течет. Ее можно наливать во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно переливать из одного сосуда в другой- из чайника в чашку, из стаканчика в другой стаканчик.

Вывод: вода-это жидкость. Если бы она не была жидкой, могла бы она течь в реках, морях? А с крана? (ответы).

А чтобы лучше запомнить, каждое свойство, будем обозначать символами и создадим плакат о воде. (дети выбирают 1-2 символа). А вот и первые награды-медаль лаборанта. (повесить медаль).

Опыт №2.-Какого цвета вода? А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька. Что мы видим на этом столе? (ответы). Да, здесь 2 стакана с жидкостью (вода и молоко).

— Алина скажи: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

— Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)

— Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.). Дима а давай бросим камешки в два стакана, что ты видишь? (ответ).

Вывод: -Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.

— Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна. Надо выбрать символ. (выбирают, вешают)

А я для вас приготовила фокус. У меня волшебные баночки. Матвей и Тимофей подуйте на баночки, и потрясите ( в банке крышка внутри окрашена, взболтать). Посмотрите какая вода-волшебница. Что вы видите? А в какие цвета и чем можно ее окрасить?(ответы). Ребята, а как вы думаете изменит вода цвет, если добавить туда варенье. Попробуйте это сделать дома, а потом расскажите.

Ребята, а теперь капелька предлагает немного отдохнем.

Физминутка

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Опыт №3 Пахнет ли вода? Ребята, а как вы думаете имеет ли вода запах? (ответ). Давайте ее понюхаем, и скажем чем пахнет.

Вывод: вода не пахнет, выбираем символ.

А скажите можем ли мы сами дать запах воде и как? (ответы). У меня есть волшебное масло и Алина капнет туда капельку и снова понюхаем. (капает масло, нюхает, отвечает).

Опыт №4 Есть ли у воды вкус. Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока).

(картинка стакан с водой). Ребята, а какой вкусу воды? А я предлагаю попробовать воду и сказать какого она вкуса. (дети пробуют кипяченую воду и отвечают).

Вывод: Какое открытие мы сделали, Дима скажи, какая вода и выбери символ.

— Ребята, посмотрите, тут лежит какая- то картинка (воду беречь), а что на ней изображено, я не могу понять. Помогите мне. (ответы) Конечно, мы много используем воду -умываемся, готовим пищу, стираем. Для этого тратим много воды, и капелька просит нас бережно относится к ней. А как это сделать? (закрывать кран и не загрязнять воду).

Индивидуальная работа

Свободно передвигаются вокруг столов

Развитие самостоятельности и любознательности. Интерес к исследованиям.

Развивать умение делать выводы, умозаключения.

Развивать умение делать выводы, умозаключения.

Развивать умение делать выводы, умозаключения.

Развивать умение делать выводы, умозаключения.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия.

— Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

(ответы детей) .

Рефлексия.

— Наша капелька хочет знать интересно ли вам было в ее лаборатории. На доске солнышки и тучки. Если вам было интересно, понравилось быть учёными то возьмите солнышко, а если вам было грустно, – тогда тучку., и прикрепите к капельке. (дети выходят к доске).

Дети свободно делают свой выбор.

Рефлексия.

Умение оценивать собственно результат.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации