Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды

Повсеместная информатизация нашей жизни стала настоятельным требованием времени. Необходимость качественной подготовки детей к жизни в высокотехнологичном и информационном обществе всё явственнее указывает на необходимость формирования современной доступной информационно-образовательной среды в ОУ и информационной культуры у всех участников образовательного процесса. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» сказано, что «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его качество». В свете изменившихся условий требования к организации педагогического процесса в целом сегодня кардинально меняются. Реализация содержания образования осуществляется с опорой на ИКТ-технологии, дистанционное обучение, деятельностный подход, аудиовизуальные технологии, интернет-ресурсы и др. При этом информатизация образования требует от всех участников образовательного процесса компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Активное использование педагогом ИКТ-технологий и интерактивных средств обучения позволяет развить у детей мотивационные факторы познания, умение творчески решать возникающие проблемы, активно применять на практике полученные знания. Поэтому цельпедагога заключается в том, чтобы создать условия для формирования доступной информационно-образовательной среды, в результате чего эффективно решаются задачи по достижению целевых ориентиров в развитии детей.

Неоспоримыми преимуществами ИКТ-технологий с точки зрения создания с их помощью доступной информационно-образовательной среды, являются: их открытость для всех желающих; возможность дифференциации НОД; учёт индивидуальных особенностей дошкольников; развитие познавательной и творческой активности детей; самостоятельное регулирование временных ресурсов. Педагогический процесс, реализуемый в условиях доступной информационно-образовательной среды обеспечивает возможность дистанционной формы получения образования (при длительном отсутствии ребенка в ДОУ); высокий уровень интерактивности (связь с педагогомпо электронной почте, обсуждение вопросов на форумах); использование интернет-ресурсов. Для создания доступной информационно-образовательной среды педагог сам должен владеть ИКТ-технологиями и обладать определённым набором ИКТ-компетентностей: общепользователь- ской, общепедагогической и профессиональной. Общепользовательская ИКТ-компетентность предполагает, что педагог является грамотным пользователем компьютера, подключённого к сети Интернет. Он владеет различными программами (текстовый и графический редакторы, создание презентаций и слайд-шоу, знание работа со звуковыми и видео- файлами, ведение блогов, размещение информации на сайтах, создание и ведение документов в электронном виде и др.) Общепедагогическая ИК-компетентность предусматривает умение планировать образовательный процесс и собственную научно-исследовательскую деятельность с применением ИК-технологий; использование Интернет-ресурсов для организации педагогического процесса; участие в on-line тестированиях, дистанционном обучении, виртуальных конференциях. Профессиональная ИКТ-компетентность включает умение работать с различными электронными обучающими устройствами (интерактивной доской, мультимедийным проектором, цифровым фотоаппаратом и видеокамерой, индивидуальнымидивайсами). Таким образом, использование ИК-технологий в образовательной деятельности педагога и рост его ИК-компетентностей позволяет существенно расширить возможности познавательной и творческой деятельности детей, повысить качество процесса образования, создать для дошкольников современную доступную информационно-образовательную среду в условиях ДОУ.

Одной из наиболее важных проблем развития современного образования в условиях внедрения нового ФГОС ДО является проблема модернизацииразвивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, где важную роль играет процесс информатизации образования, который не должен рассматриваться как проблема компьютеризации ДОУ средствами ИКТ и создания на их основе педагогических инструментов. В современном пространстве важен вопрос повышения качества и доступности образовательного процесса через создание единой информационной среды, выполняющей образовательные функции. Ключевым звеном здесь выступает педагог, который на новой ступени профессионального развития станет партнером по освоению детьми различных умений и приобретению ими необходимого опыта.

Сегодня многие методические комплекты не отвечают современным требованиям. Необходим переход к реализации деятельностного подхода к формированию универсальных действий, поэтому недостаточно использовать в процессе НОД только методическое пособие и наглядно-демонстрационные материалы. Появляется множество специализированных элементов, которые позволяют отрабатывать важнейшие практические умения и приобретать новые знания. Исходя из требований ФГОС, а также учитывая тенденции развития ИКТ можно выделить следующие электронные образовательные ресурсы нового поколения: — использование традиционных образовательных ресурсов в цифровом виде (справочники, электронные библиотеки и т. д.); — включение программно-технических инструментов и приложений для решения задач и создания продуктов (интернет-технологии с использованием инструментов Web); — использование интерактивных технологий для взаимодействия всех участников образовательного процесса; — возможность формирования собственного образовательного пространства.

Предполагая комплексную реализацию всех характеристик электронных образовательных ресурсов нового поколения, можно говорить о новых развивающих возможностях ресурса: — составление и реализация образовательного маршрута для каждого ребенка, учет темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные особенности детей); сочетание групповых и индивидуальных форм НОД в зависимости от ее задач, содержания и методов; — развитие коммуникативных способностей ребенкав результате осуществления совместной образовательной деятельности с использованием сетевых технологий.

Огромные возможности открывает информационно-образовательная среда и в сфере эффективного взаимодействия с родительским сообществом. Реализуя направление ИКТ в своей педагогической деятельности, автор использовала разные формы взаимодействия с родителями: общение в соцсетях по интересующим вопросам, создание виртуальных родительских клубов, разработка и реализация совместных детско-родительско-педагогических проектов, электронное тестирование и анкетирование, рекомендации интернет-материалов, видео- и фотообзоры организации жизнедеятельности детей на сайте ДОУ. Также был разработан проект: «Почтовый голубь», в рамках которого предусматривались анонимные письма от родителей с творческими идеями и пожеланиями, присылаемые на E-mail педагога.

В результате проводимой работы была отмечена положительная динамика в формировании активной родительской позиции. Часть родителей изменила свою позицию с наблюдательской на позицию партнёров, активных участников мероприятий ДОУ.

В заключение хочется отметить, что создание и развитие информационно-образовательной среды позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами. Процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям и способствующим гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность.

1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4

2. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. – 2011. — № 6

3. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2008

4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№ 6

5. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011

6. Минина Г.П. Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации