Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочное время

Автор публикации:
Булгакова Людмила Михайловна
Город (населенный пункт):
г. Губкин, Белгородская область

Важная задача современной школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Поэтому приоритетным направлением моей работы является выявление, развитие и реализация потенциальных способностей одаренных детей.

Предлагаемая система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа: выявление; создание условий для развития способностей одарённых детей; результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Первая ступень – выявление одарённых учащихся методом наблюдения за их деятельностью на уроках географии, начинается с 6-х классов. Данные об уровне развития внимания, памяти, общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий - важнейшая информация для проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Один из важнейших параметров, выявляющий степень заинтересованности ученика в предмете «география» - уровни мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. Учитель совместно с психологом проводит диагностическую работу. После ответов на вопросы проводятся беседы с учащимися о соответствии понятий «желание» и «воля». Обсуждается примеры соответствия и несоответствия одного другому. Желание создаёт образ результата, которого мы хотим достичь, а реализует этот образ в этот результат именно воля. Воля – это в большей степени «могу», чем «хочу».

Если нужно мотивировать ребёнка на конкретную деятельность, выбираем приёмы мотивации из соответствующей его уровню группы. Здесь приём мотивации работает как «инструмент» обеспечения успеха. Чтобы создать условия для развития, можно применять приёмы из более высоких уровней, так как приёмы мотивации работают на повышение уровня учебных возможностей ученика.

На уроках создаётся разнообразная среда, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Здесь речь идет об индивидуальном подходе в обучении.

Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям и на внеклассных мероприятиях.

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. Целью при составлении программы является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития способностей мыслить творчески, логически, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы класса. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на разворачивание или сворачивание информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними.

В начальном курсе изучения географии, как правило, цели одарённых учеников направлены на изучение предмета в объёме, предлагаемом учителем в соответствии с программой и интересами учащихся. Если в 7-х классах занимались по предлагаемой программе все учащиеся, то в старших классах, когда происходит самоопределение с выбором будущей профессии, учитель делит ребят на две группы. Первые определились с выбором географии как предметом, с которым будет связана будущая профессия или необходимо сдавать ЕГЭ по предмету, другие – готовы изучать предмет в числе всех остальных предметов на высоком уровне - эта особенность присуща одарённым детям.

По широте межпредметных связей география превосходит большинство других учебных предметов в школе, так как стоит на стыке естественных и гуманитарных дисциплин и представляет собой симбиоз знаний различных наук. Обращение к знаниям по физике, химии, математике, биологии, истории, литературе помогает более глубоко раскрыть многие вопросы географической науки. Анализ учебных программ по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов помогает спланировать межпредметные связи и тем самым избежать излишних повторов, разных подходов к объяснению одних и тех же явлений, законов, фактов и примеров, а также содействует формированию у учащихся навыков работы с учебной, научной и популярной литературой, частичной разгрузке учащихся.

В своей педагогической практике также активно использую нестандартные уроки. Важную роль стараюсь отвести содержанию предлагаемого материала. При подготовке и проведении таких уроков ученикам предоставляется возможность проявить творчество, инициативу, самостоятельность. Использую самые разные их виды: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-семинар, урок-конференция, урок-лекция, урок-дискуссия и др., которые способствуют более широко раскрыть свои способности одаренным детям. Подобные уроки позволяют выявлять уже на начальном этапе изучения географии творческих детей, увлечённых предметом. Здесь необходимо не упустить ни одного такого ребёнка. В седьмом и восьмом классах привлекать их к работе в научном обществе учащихся гимназии. Совместно с ребятами изучается родной край.

Урокам-путешествиям отвожу особую роль, так как география без путешествий – не география. Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные путешествия по разным уголкам Земли.

Урок–семинар предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти способы её решения. Для участников семинара ставятся задачи:

- организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося;

- учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию.

Реализация задач позволяет ученикам приобрести новые знания, участвуя в дискуссии, отстаивать свою позицию, а одаренным детям еще раз продемонстрировать свои способности, готовя индивидуальные задания. В качестве примера рассмотрим один из таких уроков о роли Центрального района в экономике России. Это и эвристическая беседа, и создание проблемных ситуаций, и задания-парадоксы, когда требуется объяснить причинно-следственные связи, идущие, на первый взгляд, вразрез с обычными представлениями.

Опираясь на многолетнюю практику работы, изучение теоретических основ исследовательской работы, мне удалось создать дидактический материал по курсу физической географии в 6 классе и использовать его в учебном процессе. Рассматривая в 6 классе формирование родников, болот, артезианских и обычных деревенских колодцев, предлагаются учащимся схематические рисунки. Учащиеся их исследуют и делают выводы. Данные знания облегчают исследование других объектов, связанных с изучением вод суши.

В отличие от исследований на уроке, где учащиеся работают по готовым схемам, в которых было запрограммировано содержание изучаемого материала, в домашних условиях им предлагают самим сделать схематические рисунки и показать в них требуемые природные закономерности. Данные исследования побуждают ребят к более активным поисковым решениям, в результате которых расширяются и углубляются на уроке знания. Выполняя исследовательские задания, учащиеся самостоятельно приходят к выводам и выражают их схемами.

Иллюстративный дидактический материал занимает большое место в исследовательской деятельности, а также в повышении эффективности урока. Во-первых, наглядность своим содержанием и исследовательским целям создает познавательный интерес, возбуждает активную творческую деятельность учащихся. Во-вторых, многие исследовательские схемы и задания основываются на ранее приобретенных знаниях, это позволяет систематически повторять пройденный, изученный материал в тесной связи с прохождением нового. В-третьих, благодаря наглядности создается определенная конкретность и образность в абстрактном мышлении учащихся, вырабатывается умение искать, исследовать и находить.

Интерактивные методы обучения на уроках географии позволяют активизировать взаимодействие и взаимовлияние всех учеников класса и высокомотивированных, и тех, у кого очень низкий уровень мотивации. Методы мыследеятельности («Логическая цепочка», «Выбор», «Самооценка») стимулируют активную мыслительную деятельность, создают благоприятную атмосферу; методы смысла творчества («Работа с понятиями», «Алфавит», «Заверши фразу») помогают создавать свой индивидуальный смысл об изучаемых явлениях, проблемах; методы рефлексивной деятельности позволяют фиксировать учащимися состояние своего развития и причин этого состояния.

Актуальным и востребованным при работе с одарёнными учащимися является проблемное обучение. Формы решения проблемных ситуаций: дискуссия, проблемная лекция, научный спор. При выборе проблемных ситуаций важно учитывать творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.

Школьная олимпиада призвана выявить тех, кто проявляет интерес к изучению географии, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах муниципальной и областной олимпиад. Предлагаются задания, направленные на проверку степени информированности учащихся по географии, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в изменённой и принципиально новой ситуации.

Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

Знания, приобретённые самостоятельно при надлежащей мотивации являются наиболее прочными. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся – высшая форма самостоятельной деятельности, которая создаёт условия для успешного участия в олимпиадах, а также успешной сдачи ЕГЭ и обучения в вузе.

Литература

1. Белехов Ю.Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одарённых детей. // Одарённый ребёнок, 2005, №4.

2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы.//Одарённый ребёнок.-2004, №4.

3. Барулин В. В. Одарённость. Проблемы и исследования. //Лучшие страницы педагогической прессы. № 6. 2003.

4. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии /Н.Л.Галеева, Н.Л.Мельничук - М., Просвещение, 2006.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности /Е.П.Ильин – СПб.: Питер, 2009.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации
Дополнительный файл: