Здоровьесберегающие технологии на занятиях технического моделирования

Автор публикации:
Бобылев Сергей Владимирович
Город (населенный пункт):
г. Губкин, Белгородская область

Формирование здорового образа жизни предполагает такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать и при посадке ребенка за стол, и при проведении занятий вообще.

Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей: рациональная организация труда педагога и учащихся; создание комфортного психологического климата; соблюдение санитарных правил и правил охраны труда; чередование различных видов деятельности на занятии.

Я стараюсь на занятиях по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

Что должен сделать для этого педагог?

На мой взгляд, это в первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим. В лаборатории всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такую лабораторию, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение всего занятия.

Во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в лаборатории, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ребенка: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.

От того как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне, как педагогу, и к занятию в целом.

Очень интересными, на мой взгляд, является метод проектов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Воспитанник, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данной методики не дает ребенку утомить свой организм.

Часто, во время работы с воспитанниками, использую игровой, соревновательный момент и тогда, их деятельность, обретает хотя бы временную, но значимость. Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на занятиях, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. Я также провожу динамические паузы и физминутки.

Для снятия умственного напряжения необходимо наличие эмоциональных разрядок (поговорка, весёлое четверостишие, высказывание),

Для снятия зрительной нагрузки во время работы над чертежом, эскизом, шаблоном я рекомендую учащимся в течение всего занятия, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких занятий у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

Необходимым является включение в занятие гимнастики для глаз, но важно помнить, что пользу она может принести только при ежедневном её выполнении.

Это следующие упражнения:

1.Вертикальные движения глаз «вверх – вниз».

2.Горизонтальные «вправо – влево».

3.Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4.Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Большое значение имеет зарядка для пальчиков. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Всем известно выказывание: «Люди с самого рождения жить не могут без движения». Во время проведения физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы. Для того, чтобы физкультминутка оказывала профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для мозгового кровообращения. Комплексы упражнений необходимо менять. Выполнение некоторых учебных заданий в форме активной игры не только интересны детям, но и полезны для здоровья. Например, при изучении темы «Простейшие летающие модели» тренировочное упражнение провожу в форме игры «Карлики – великаны».

Пример пальчиковой разминки:

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

(Дети массажируют каждый пальчик.)

Нашу руку разогнем,

Вверх ладонью повернем,

Пальцы на себя потянем –

Выгибать запястье станем.

(Дети поочередно выгибают каждое запястье.)

Руки вытянем вперед,

А потом свои ладошки

Развернем наоборот

И похлопаем немножко.

(Дети хлопают тыльными сторонами ладошек.)

Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием воспитания здорового образа жизни. Ведь включение обучающихся в творческий процесс не только способствует развитию личности ребенка, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Следовательно, возникает необходимость увлечь детей творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности и в достижении цели.

Целенаправленное, управляемое со стороны педагога развитие творческих способностей при помощи системы познавательных прикладных задач приводит к тому, что у учащихся появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Учащиеся соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся художественно оформить модели и экспонаты.

Немаловажную роль играют для воспитания здорового образа жизни и положительные эмоции, которые получает воспитанник на занятии.

Один из приемов создания положительных эмоций на занятиях – юмор, доброе слово, обращение к ребенку по имени или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

Следующий прием – совместное с педагогом эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить школьников заботиться о своём здоровье, часто на занятиях рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями: «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах» и т.д.

Включая в занятие, хотя бы один элемент для формирования здорового образа жизни стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у учащихся бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в выполнении модели или экспоната.

В конце занятия нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось и задания какого типа хотелось бы выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка занятию. Это позволяет сделать выводы по занятию для себя каждому и, мне, как педагогу, особенно необходимо!

Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться, ею пользоваться, и научить этому своих воспитанников.

Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья детей, правильная организация режимных моментов внеурочной деятельности, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование здоровьесберегающей компетенции на занятиях в системе дополнительного образования, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Литература

1.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.:Вако, 2007. - 208 с.

2.Обухова Л.А, Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы.- М.: Вако, 2009. – 288 с.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации
Дополнительный файл: