Урок информатики в 8 классе по теме «Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения»
Тема: Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:
— формирование умения измерять информационный объем текста.
Задачи:
Предметные образовательные результаты:
-формирование представления об основных изучаемых понятиях: алфавит, мощность алфавита, информационный объем текста, единицы измерения информации;
-оценивание числовых параметров информации.
Метапредметные образовательные результаты:
— формирование умения получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
-формирование умения поиска и выделения необходимой информации, визуализация информации;
-формирование умения самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной учебной задачи.
Личностные образовательные результаты:
-повышение своего образовательного уровня;
— готовность к самообразованию и саморазвитию;
-способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками.
Средства обучения:
Технические: ПК, мультимедиапроектор, экран
Программные:Microsoft Power Point.
Наглядные: раздаточный материал;
Индивидуальные: карточки для проверки домашнего задания,информационный модуль, контрольный модуль, карточки с заданиями, карточки самоанализа урока.
Ход урока
1. Организационный этап.
–Доброе утро, ребята! С хорошим настроением пришла сегодня я, а вы готовы с настроением получать знания? Каков наш настрой на урок.
Несколько учеников по очереди называют своё имя и говорят о своем сегодняшнем настроении и настрое на урок.
2. Этап проверки домашнего задания.
-Несколько человек работают по индивидуальным карточкам (приложение №1)
— Остальные отвечают на вопросы (приложение№2 слайд 1)
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
-Какая наука называется информатика?
-Что изучает информатика?
-Так вот, ребята, любая наука приходит к необходимости измерять то, что она изучает. Измерение информации — это одна из важнейших задач теоритической информатики.
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (формулируют тему)
-Итак, тема сегодняшнего урока «Измерение информации. Единицы измерения» (приложение №1слайд 2)
— Цель нашего сегодняшнего урока научиться измерять информационный объем текста.
-Какие задачи вы поставите для себя на этот урок? (ответы детей)
-Мы познакомимся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационный объем текста, единицы измерения информации
-Научимся оценивание числовых параметров информации.
-Попробуете самостоятельно создать алгоритм решения поставленной учебной задачи.
-Поработаете самостоятельно и в парах.
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
-Ребята, нам дана информация в следующем сообщении, а как же посчитать количество информации, которое оно несёт? (приложение №1слайд 3) -варианты ответов учеников.
-На этот вопрос нам сегодня предстоит, ответить и научиться измерять информацию.
-Но чтобы измерить информацию, что мы должны знать? (единицы измерения)
-А вот в каких — вы сможете сами узнать, прочитав информационный модуль, который находится у вас на столах (приложение №3)
— Ваша задача прочитать абзац «Единицы измерения информации» и выполнить задание №1 и №2 контрольного модуля (приложение №4)
Ученики выполняют- 10 мин
-Итак, давайте с вами озвучим, какое новое знание вы сейчас узнали? (ответы учеников)
-Как перевести из байтов в килобайты? (ответы учеников)
-А обратно, из кбайтов в байты? (ответы учеников)
-Вы теперь знаете, что информация измеряется в байтах, в килобайтах. Вспомним, на какой вопрос мы должны получить ответ в ходе изучения темы? (ответы детей) (приложение №2слайд 3)
-Чтобы ответить на этот вопрос, вам поможет информационный модуль. Необходимо поработать с абзацем «Как посчитать количество информации? (алфавитный подход)», заполнить таблицу, выполнить задания. И в результате заполнения таблицы у вас сформируется алгоритм решения поставленной задачи, который вы запишите в тетради (ученики выполняют задание).
5.Этап первичной проверки понимания изученного.
-Итак, вы поработали самостоятельно, теперь из предложенных пунктов на слайде №4 (приложение №2) составим алгоритм вычисления информационного объема текста. Вам представлены действия в хаотичном порядке. Ваша задача: с помощью действий составить алгоритм, выстроив их в правильном порядке (приложение №2 слайд 4)
-Проверяем.
-Задачей нашего урока было …..(ученики продолжают предложение). Сейчас мы сможем найти информационный объем сообщения, которое было нам дано в начале урока (один ученик у доски находит информационный объем, используя полученный алгоритм).
6. Физкультурная минутка.
(Приложение №2)
7.Этап закрепления изученного.Работа в парах.
-У каждой пары на парте лежит индивидуальное задание (приложение№6).Каждый решает самостоятельно задачу, применив полученный алгоритм, затем ответы сверяют друг с другом. Если ответы сошлись, то из всех звезд, которые лежат у вас на парте найти с правильным ответом и прикрепить к доске звёздочку (приложени№7) с правильным ответом, подписав фамилии на звездочке (дети выполняют).
8.Этап подведения итогов занятия .
-У нас появилось звёздное небо, благодаря чему? (ответы учеников).
9.Этап информации о домашнем задании.
-Какие умения сегодня мы отрабатывали на уроке? (ответы учеников)
— Дома вы закрепите самостоятельно полученные знания.
-Домашнее задания по выбору: задания№1,№2. А кто хочет решить ещё задание повышенного уровня выполняет задание №3 (приложение №8)
10.Этап рефлексии.
-Осталось нам проанализировать урок (Приложение №2 слайд 5).
-Спасибо, всем за урок. Мне было приятно с вами работать.