Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Урок информатики в 8 классе по теме «Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения»

Тема: Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель:

— формирование умения измерять информационный объем текста.

Задачи:

Предметные образовательные результаты:

-формирование представления об основных изучаемых понятиях: алфавит, мощность алфавита, информационный объем текста, единицы измерения информации;

-оценивание числовых параметров информации.

Метапредметные образовательные результаты:

— формирование умения получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

-формирование умения поиска и выделения необходимой информации, визуализация информации;

-формирование умения самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной учебной задачи.

Личностные образовательные результаты:

-повышение своего образовательного уровня;

— готовность к самообразованию и саморазвитию;

-способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками.

Средства обучения:

Технические: ПК, мультимедиапроектор, экран

Программные:Microsoft Power Point.

Наглядные: раздаточный материал;

Индивидуальные: карточки для проверки домашнего задания,информационный модуль, контрольный модуль, карточки с заданиями, карточки самоанализа урока.

Ход урока

1. Организационный этап.

–Доброе утро, ребята! С хорошим настроением пришла сегодня я, а вы готовы с настроением получать знания? Каков наш настрой на урок.

Несколько учеников по очереди называют своё имя и говорят о своем сегодняшнем настроении и настрое на урок.

2. Этап проверки домашнего задания.

-Несколько человек работают по индивидуальным карточкам (приложение №1)

— Остальные отвечают на вопросы (приложение№2 слайд 1)

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

-Какая наука называется информатика?

-Что изучает информатика?

-Так вот, ребята, любая наука приходит к необходимости измерять то, что она изучает. Измерение информации — это одна из важнейших задач теоритической информатики.

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (формулируют тему)

-Итак, тема сегодняшнего урока «Измерение информации. Единицы измерения» (приложение №1слайд 2)

— Цель нашего сегодняшнего урока научиться измерять информационный объем текста.

-Какие задачи вы поставите для себя на этот урок? (ответы детей)

-Мы познакомимся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационный объем текста, единицы измерения информации

-Научимся оценивание числовых параметров информации.

-Попробуете самостоятельно создать алгоритм решения поставленной учебной задачи.

-Поработаете самостоятельно и в парах.

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

-Ребята, нам дана информация в следующем сообщении, а как же посчитать количество информации, которое оно несёт? (приложение №1слайд 3) -варианты ответов учеников.

-На этот вопрос нам сегодня предстоит, ответить и научиться измерять информацию.

-Но чтобы измерить информацию, что мы должны знать? (единицы измерения)

-А вот в каких — вы сможете сами узнать, прочитав информационный модуль, который находится у вас на столах (приложение №3)

— Ваша задача прочитать абзац «Единицы измерения информации» и выполнить задание №1 и №2 контрольного модуля (приложение №4)

Ученики выполняют- 10 мин

-Итак, давайте с вами озвучим, какое новое знание вы сейчас узнали? (ответы учеников)

-Как перевести из байтов в килобайты? (ответы учеников)

-А обратно, из кбайтов в байты? (ответы учеников)

-Вы теперь знаете, что информация измеряется в байтах, в килобайтах. Вспомним, на какой вопрос мы должны получить ответ в ходе изучения темы? (ответы детей) (приложение №2слайд 3)

-Чтобы ответить на этот вопрос, вам поможет информационный модуль. Необходимо поработать с абзацем «Как посчитать количество информации? (алфавитный подход)», заполнить таблицу, выполнить задания. И в результате заполнения таблицы у вас сформируется алгоритм решения поставленной задачи, который вы запишите в тетради (ученики выполняют задание).

5.Этап первичной проверки понимания изученного.

-Итак, вы поработали самостоятельно, теперь из предложенных пунктов на слайде №4 (приложение №2) составим алгоритм вычисления информационного объема текста. Вам представлены действия в хаотичном порядке. Ваша задача: с помощью действий составить алгоритм, выстроив их в правильном порядке (приложение №2 слайд 4)

-Проверяем.

-Задачей нашего урока было …..(ученики продолжают предложение). Сейчас мы сможем найти информационный объем сообщения, которое было нам дано в начале урока (один ученик у доски находит информационный объем, используя полученный алгоритм).

6. Физкультурная минутка.

(Приложение №2)

7.Этап закрепления изученного.Работа в парах.

-У каждой пары на парте лежит индивидуальное задание (приложение№6).Каждый решает самостоятельно задачу, применив полученный алгоритм, затем ответы сверяют друг с другом. Если ответы сошлись, то из всех звезд, которые лежат у вас на парте найти с правильным ответом и прикрепить к доске звёздочку (приложени№7) с правильным ответом, подписав фамилии на звездочке (дети выполняют).

8.Этап подведения итогов занятия .

-У нас появилось звёздное небо, благодаря чему? (ответы учеников).

9.Этап информации о домашнем задании.

-Какие умения сегодня мы отрабатывали на уроке? (ответы учеников)

— Дома вы закрепите самостоятельно полученные знания.

-Домашнее задания по выбору: задания№1,№2. А кто хочет решить ещё задание повышенного уровня выполняет задание №3 (приложение №8)

10.Этап рефлексии.

-Осталось нам проанализировать урок (Приложение №2 слайд 5).

-Спасибо, всем за урок. Мне было приятно с вами работать.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации