РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по социальному направлению

Автор публикации:
Ерофеева Ирина Алексеевна
Город (населенный пункт):
г. Суздаль

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ___внеурочной деятельности по социальному направлению «Новое поколение»_

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (класс) _____6 класс_________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов ___34_____

Программа разработана на основе

Разработчик (составитель) рабочей программы:__Ерофеева Ирина Алексеевна

Содержание

1.Паспорт программы ……………………………………………………………….…… 3

2.Пояснительная записка ………………………………………………………………... 4

3.Личностные и метапредметные результаты к концу 6 класса ……………………… 6

4.Календарно-тематический план …………………………………………………...…. 7

5.Учебно-методическое обеспечение программы ……………………………………... 9

Паспорт программы

Тип программы: программа внеурочной деятельности

Статус программы: рабочая программа для 6 класса

Назначение программы:

Øдля обучающихся образовательная программа обеспечивает развитие личностно-патриотических качеств;

Øдля педагогических работников МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

Øдля администрации МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля»

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 34 часа

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: выставки рисунков, творческих работ, проектов.

Пояснительная записка

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.

Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

Цель:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.

Задачи:

развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;

формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;

развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;

воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов;

научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей;

сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом.

Программа рассчитана для реализации в 6 классе и включает в себя следующие направления:

ØГражданско-патриотическое воспитание

ØНравственное и духовное воспитание

ØВоспитание положительного отношения к труду и творчеству

ØИнтеллектуальное воспитание

ØЗдоровьесберегающее воспитание

ØСоциокультурное и медиакультурное воспитание

ØПравовое воспитание и культура безопасности

ØФормирование коммуникативной культуры

ØЭкологическое воспитание

ØКультуротворческое и эстетическое воспитание

Программа воспитательной работы «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:

отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;

представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;

характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;

дают минимальный опыт предметной деятельности;

многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;

формируются средствами содержания образования;

позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;

обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям.

Принципы воспитательной работы:

Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.

Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию;

Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе;

Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе;

Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я»;

Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

Основные формы воспитательной работы:

Социальные проекты;

Коллективные творческие дела;

Групповые дискуссии;

Тренинги общения;

Групповая проблемная работа;

Интеллектуальные игры;

Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.

Личностные и метапредметные результаты к концу 6 класса

Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные результаты:

üформирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

üформирование познавательной и информационной культуры;

üформирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

üформирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • üформирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

üовладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

üумение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

üформирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

üумение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

üумение извлекать информацию из различных источников.

  • üумение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:

умею взаимодействовать с другими людьми

способен к обучению

умею управлять своими эмоциями

веду здоровый образ жизни

обладаю гражданской позицией.

чувствую сопричастность в судьбе страны.

испытываю гордость за свою страну

умею самостоятельно строить свою жизнь

Календарно-тематический план программы «Новое поколение»

п/п

Тема

Направление воспитательной работы

Количество часов

Дата

1

Символы государства

Гражданско-патриотическое воспитание

1

2

Я – частица класса

Формирование коммуникативной культуры

1

3

Загадки осени

Экологическое воспитание

1

4

Улицы и движение в нашем городе

Правовое воспитание и культура безопасности

1

5

О красоте души и сердца

Нравственное и духовное воспитание

1

6

Люди пожилые, сердцем молодые

Нравственное и духовное воспитание

1

7

В защиту Матери-Земли

Экологическое воспитание

1

8

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

Правовое воспитание и культура безопасности

1

9

Форт Байярд

Интеллектуальное воспитание

Экологическое воспитание

1

10

О матери можно говорить бесконечно

Нравственное и духовное воспитание

1

11

Правила пользования транспортом

Правовое воспитание и культура безопасности

1

12

Акция «Здоровье – мое богатство»

Здоровьесберегающее воспитание

1

13

Основные понятия и термины ПДД

Правовое воспитание и культура безопасности

1

14

Конституция – основной закон гражданина

Гражданско-патриотическое воспитание

1

15

Мастерская Деда Мороза. «Новый год в странах мира»

Культуротворческое и эстетическое воспитание

1

16

Знай и люби свой край. «Есть такая профессия -Родину защищать»

Интеллектуальное воспитание

Экологическое воспитание

1

17

Влияние компьютера на наше здоровье

Здоровьесберегающее воспитание

1

18

Дружба начинается с улыбки

Формирование коммуникативной культуры

1

19

Как уберечься от гриппа?

Здоровьесберегающее воспитание

1

20

День Святого Валентина

Культуротворческое и эстетическое воспитание

1

21

Аты-баты! Стань солдатом!

Гражданско-патриотическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

1

22

От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге

Правовое воспитание и культура безопасности

1

23

Русские традиции

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

1

24

Операция «Уют»

«На железной дороге»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Правовое воспитание и культура безопасности

1

25

Мир вокруг нас

Формирование коммуникативной культуры

Экологическое воспитание

1

26

В школе ты гость и хозяин

Социокультурное и медиокультурное

1

27

Формула здоровья

Здоровьесберегающее воспитание

1

28

Мы живем среди людей

Формирование коммуникативной культуры

1

29

Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах)

В дела ты добрые вложи всё лучшее своей душ

Правовое воспитание и культура безопасности

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1

30

Поклонимся великим тем годам

Гражданско-патриотическое воспитание

1

31

Без друзей меня чуть-чуть…

Нравственное и духовное воспитание

1

32

Социальный проект «Письмо в 1942 год»

Формирование коммуникативной культуры, духовного воспитания

1

33

Вот и стали мы на год взрослей!

Формирование коммуникативной культуры

1

34

Суздаль – моя малая родина

Формирование коммуникативной культуры

Экологическое воспитание

1

Учебно-методическое обеспечение программы

1.«О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы». Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р

2.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.

3.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Педагогика. 1995. № 4

4.Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.

5.Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009

6.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации