РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по социальному направлению
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ___внеурочной деятельности по социальному направлению «Новое поколение»_ (указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности) | |
Уровень образования (класс) _____6 класс_________________________________________ (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов) | |
Количество часов ___34_____ | |
Программа разработана на основе | |
Разработчик (составитель) рабочей программы:__Ерофеева Ирина Алексеевна |
Содержание
1.Паспорт программы ……………………………………………………………….…… 3
2.Пояснительная записка ………………………………………………………………… 4
3.Личностные и метапредметные результаты к концу 6 класса ……………………… 6
4.Календарно-тематический план …………………………………………………...…. 7
5.Учебно-методическое обеспечение программы ……………………………………… 9
Паспорт программы
Тип программы: программа внеурочной деятельности
Статус программы: рабочая программа для 6 класса
Назначение программы:
Øдля обучающихся образовательная программа обеспечивает развитие личностно-патриотических качеств;
Øдля педагогических работников МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
Øдля администрации МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля»
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: выставки рисунков, творческих работ, проектов.
Пояснительная записка
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель:
— развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.
Задачи:
развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов;
научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей;
сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом.
Программа рассчитана для реализации в 6 классе и включает в себя следующие направления:
ØГражданско-патриотическое воспитание
ØНравственное и духовное воспитание
ØВоспитание положительного отношения к труду и творчеству
ØИнтеллектуальное воспитание
ØЗдоровьесберегающее воспитание
ØСоциокультурное и медиакультурное воспитание
ØПравовое воспитание и культура безопасности
ØФормирование коммуникативной культуры
ØЭкологическое воспитание
ØКультуротворческое и эстетическое воспитание
Программа воспитательной работы «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:
отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
дают минимальный опыт предметной деятельности;
многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
формируются средствами содержания образования;
позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям.
Принципы воспитательной работы:
Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
Принцип индивидуальности: создание условий дляформирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию;
Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе;
Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе;
Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я»;
Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Основные формы воспитательной работы:
Социальные проекты;
Коллективные творческие дела;
Групповые дискуссии;
Тренинги общения;
Групповая проблемная работа;
Интеллектуальные игры;
Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
Личностные и метапредметные результаты к концу 6 класса
Цельюданной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
üформирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
üформирование познавательной и информационной культуры;
üформирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
üформирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- üформирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
üовладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
üумение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
üформирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
üумение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
üумение извлекать информацию из различных источников.
- üумение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
умею взаимодействовать с другими людьми
способен к обучению
умею управлять своими эмоциями
веду здоровый образ жизни
обладаю гражданской позицией.
чувствую сопричастность в судьбе страны.
испытываю гордость за свою страну
умею самостоятельно строить свою жизнь
Календарно-тематический план программы «Новое поколение»
№ п/п | Тема | Направление воспитательной работы | Количество часов | Дата |
1 | Символы государства | Гражданско-патриотическое воспитание | 1 | |
2 | Я – частица класса | Формирование коммуникативной культуры | 1 | |
3 | Загадки осени | Экологическое воспитание | 1 | |
4 | Улицы и движение в нашем городе | Правовое воспитание и культура безопасности | 1 | |
5 | О красоте души и сердца | Нравственное и духовное воспитание | 1 | |
6 | Люди пожилые, сердцем молодые | Нравственное и духовное воспитание | 1 | |
7 | В защиту Матери-Земли | Экологическое воспитание | 1 | |
8 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | Правовое воспитание и культура безопасности | 1 | |
9 | Форт Байярд | Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание | 1 | |
10 | О матери можно говорить бесконечно | Нравственное и духовное воспитание | 1 | |
11 | Правила пользования транспортом | Правовое воспитание и культура безопасности | 1 | |
12 | Акция «Здоровье – мое богатство» | Здоровьесберегающее воспитание | 1 | |
13 | Основные понятия и термины ПДД | Правовое воспитание и культура безопасности | 1 | |
14 | Конституция – основной закон гражданина | Гражданско-патриотическое воспитание | 1 | |
15 | Мастерская Деда Мороза. «Новый год в странах мира» | Культуротворческое и эстетическое воспитание | 1 | |
16 | Знай и люби свой край. «Есть такая профессия -Родину защищать» | Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание | 1 | |
17 | Влияние компьютера на наше здоровье | Здоровьесберегающее воспитание | 1 | |
18 | Дружба начинается с улыбки | Формирование коммуникативной культуры | 1 | |
19 | Как уберечься от гриппа? | Здоровьесберегающее воспитание | 1 | |
20 | День Святого Валентина | Культуротворческое и эстетическое воспитание | 1 | |
21 | Аты-баты! Стань солдатом! | Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | 1 | |
22 | От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге | Правовое воспитание и культура безопасности | 1 | |
23 | Русские традиции | Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | 1 | |
24 | Операция «Уют» «На железной дороге» | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Правовое воспитание и культура безопасности | 1 | |
25 | Мир вокруг нас | Формирование коммуникативной культуры Экологическое воспитание | 1 | |
26 | В школе ты гость и хозяин | Социокультурное и медиокультурное | 1 | |
27 | Формула здоровья | Здоровьесберегающее воспитание | 1 | |
28 | Мы живем среди людей | Формирование коммуникативной культуры | 1 | |
29 | Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах) В дела ты добрые вложи всё лучшее своей душ | Правовое воспитание и культура безопасности Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | 1 | |
30 | Поклонимся великим тем годам | Гражданско-патриотическое воспитание | 1 | |
31 | Без друзей меня чуть-чуть… | Нравственное и духовное воспитание | 1 | |
32 | Социальный проект «Письмо в 1942 год» | Формирование коммуникативной культуры, духовного воспитания | 1 | |
33 | Вот и стали мы на год взрослей! | Формирование коммуникативной культуры | 1 | |
34 | Суздаль – моя малая родина | Формирование коммуникативной культуры Экологическое воспитание | 1 |
Учебно-методическое обеспечение программы
1.«О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы». Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
2.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.
3.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Педагогика. 1995. № 4
4.Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
5.Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
6.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.