Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Чудо-птицы. По мотивам городецкой росписи

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием технологии проектной деятельности, здоровьесберегающей, игровой технологии. Направление «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество» Тема: «Чудо птицы. По мотивам городецкой росписи» Воспитатель: Южда Галина Ивановна Подготовительная группа Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи: Образовательные: — продолжать знакомить детей с городецкой росписью, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов; — формировать умение выделять и передавать цветовую гамму городецкой росписи; -учить детей выделять новый элемент узора — птицу, особенности ее формы, украшения, сочетания цветов; — учить детей составлять узор на бумаге в форме доски, украшать птицей и цветами; — обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки. Развивающие: — развивать декоративное творчество детей; — развивать создавать узоры по мотивам городецкой росписи; — развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности узоров, размышлять, обобщать результаты; -развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; -развивать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы городецкой росписи, подбирать цвета в соответствии с образцами народных изделий. — развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию; — развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками. Воспитательные задачи: -воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; — способствовать проявлению положительных эмоций; — воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками. Методы и приемы: -Практические: физминутка «Хоровод», игра «В мастера мы превратимся», пальчиковая гимнастика " Есть на Волге город древний", рисование. — Наглядные: рассматривание изделий городецких мастеров, рассматривание готовых рисунков. — Словесные: беседа о городецких узорах, вопросы, ответы, художественное слово, загадки. Материалы и оборудование: Изделия с городецкой росписью с изображением птицы, проигрыватель с записями русских народных мелодий, схемы последовательности росписи городецких цветов, краски гуашь, кисточки, бумага в форме доски, палитра, стаканчики для воды, салфетки. Предварительная работа: — непосредственная образовательная область «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»; — рассматривание иллюстраций, изделий расписанных городецкой росписью; — прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности; — чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушанье народной музыки; — беседа «Городецкие умельцы»; — дидактические игры «Найди пару», «Продолжи рисунок», «Собери целое» — разучивание песен о народных промыслах «Тида-рида-райда», «Русский сувенир». Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационная часть. Дети входят в группу, где тихо играет народная музыка, а на столе расставлены предметы с городецкой росписью. Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки. Цветами разрисованы, Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят, И точки черно-белые На солнышке блестят. — Как называются узоры, которыми расписаны эти предметы? — Почему эта роспись называется городецкой? — Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. Для этого я буду загадывать загадки. А вы отгадайте и покажите этот узор на предметах. 1. Словно чудо тут и там распускается… (розан). 2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка). 3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка). 4. Он не броский, круглый он — нераскрывшийся … (бутон). — Скажите, какие краски используют городецкие мастера? (розовый с красным, голубой с синим) Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). А для оживок, какие берут цвета? (белый и черный). — Скажите, кроме растительных узоров, что еще изображено на городецких дощечках? (птицы). — Давайте рассмотрим, как же изображали городецкие умельцы птицу. — Что вам по форме напоминают голова и туловище птицы? (грушу). Каким цветом они окрашены? (черным). — Каким цветом окрашены хвост и крыло? (голубым или розовым). Обратите внимание, если хвост голубой, то крыло какого цвета? (розового). Почему так? А если мастер захочет нарисовать розовый хвост, каким цветом лучше будет окрасить крыло? (голубым). -Рассмотрите, как украшены хвост и крыло? (голубой хвост украшен тонкими полосками синего и черного цвета, розовый — красным и черным). -Рассмотрите, что украшено белым цветом? Ещё раз полюбуйтесь, как красивы городецкие узоры, которые выполнены мастерами. Какое настроение они создают? Физминутка: хоровод под русскую народную музыку. — Не хотите ли вы стать Городецкими мастерами и расписать разделочные дощечки? Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть. Кто на месте покружится, В мастера он превратится. 2. Практическая часть. Дети садятся за столы. -Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков. Пальчиковая гимнастика. Есть на Волге город древний Под названьем Городец Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. -Перед вами бумага в форме разделочной доски. Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Сначала в центре «доски » нарисуйте птицу, а затем городецкие цветы, какие вы захотите. Схемы рисования городецких цветов напомнят вам последовательность изображения. Силуэт птицы начните рисовать широкой кистью быстрым движением. Дети приступают к работе. Звучит тихая русская народная музыка. В ходе самостоятельной работы детей, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов. 3.Итог: В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы. — Дети, выберите «разделочную доску», которая больше всего вам понравилась и расскажите почему? (из каких элементов составлены узоры, как они расположены на доске, какие цветосочетания использованы, какие птицы самые красивые) — Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим? Ох, Россия, ты Россия, Славы не убавилось, Городцом ты, Городцом На весь мир прославилась. Все работы хороши, Постарались от души! -Скажите, чему новому вы, научились сегодня? -Чему еще вы бы хотели научиться в следующий раз?

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации