Методическая разработка урока по дисциплине "Хоровой класс" по теме "Работа над художественным образом в произведениях хорового репертуара"
Методическая разработка урока по дисциплине «Хоровой класс»
Тема занятия: «Работа над художественным образом в произведениях хорового репертуара»
Класс: Хор учащихся старших классов (5-7 классы)
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: групповое занятие
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель занятия: Показать работу над художественным образом в произведениях хорового репертуара.
Задачи урока:
дидактическая: формирование навыка эмоционального и выразительного исполнения произведений;
воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
развивающая: создать условия для развития у учащихся эмоционально — образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над хоровыми произведениями;
образовательная: на исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности. Закрепить навыки правильного певческого дыхания, звукоизвлечения и звукообразования.
Межпредметные связи: специальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература.
Учебное оборудование (оснащение занятия): фортепиано, нотные сборники, хоровые партии.
Методическое обеспечение занятия:
Литература:
Самарин В., Осеннева М., Уколова JI. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. — М.: Academia, 1999.
Соколов В. Работа с хором.2-е издание. — М.,1983.
Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения» выпуск 2, Москва, 1978г.
Хронокарта:
1. Организационный момент — 1 мин.
- Проверка наличия хоровых партий у учащихся.
- Объявление темы, цели и задач урока.
2. Артикуляционная гимнастика – 1 мин.
- Уколы языком вверх, вниз, вправо, влево.
- Круговые движения языка по часовой стрелке и в обратном направлении.
3. Дыхательные упражнения– 3 мин.
- Упражнение на развитие, «накачивание» диафрагмы;
- Упражнение для выработки более длинного дыхания.
4. Распевание – 15 мин.
- Пение с закрытым ртом для выравнивания тембрового звучания, слуховой настройки, активизации внимания (поступенное движение вверх и вниз в пределах терции);
- Упражнение на legato (чистая квинта вверх и поступенное нисходящее движение на слоги («лё», «ля», «да», «ми», «мэ»);
- Упражнение на legato по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз на слог «не».
- Упражнение на освобождение нижней челюсти, активизацию подвижности губ и мышц лица (скороговорка на одном звуке «да-дэ-ди-до-ба-бэ-би-бо-ма-мэ-ми-мо-му»).
- Упражнение на расширение диапазона (восходящее движение по звукам мажорного трезвучия (слог «ми») и нисходящее движение по звукам терцквартаккорда (слоги «я-а-рэ»).
- 5. Работа над художественным образом произведения: Русская народная песня «В сыром бору тропина», обр. А.Гречанинова — 10 мин.
- Работа над фразировкой, динамикой, кульминацией произведения.
- Пение a cappella.
6. Работа над художественным образом произведения: Л.Бетховен, сл. Ц.Геллерта «Восхваление природы человеком», переложение для детского хора М.Андреевой — 15 мин.
- Работа над фразировкой и динамикой.
- Работа над кульминацией и характером произведения.
7. Подведение итогов, выводы.
Нотная литература:
Л. Бетховен. Песни для детей и юношества для голоса или хора в сопровождении и без сопровождения фортепиано, составитель М. Андреева
«Музыка», 1979г.
Хрестоматия русской народной песни. – М.: Музыка, 2004. — Вып.2: Для учащихся 4-6 классов. – 2005.