Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Проблемный эксперимент как одна из форм развивающего эксперимента при дифференцированном обучении химии.

При изучении химии признается важным и необходимым обучать студентов приемам исследовательской деятельности. Решение студентами разнообразных учебных проблем характеризуется как сложное учебное умение. Применяя определенные методы, они вырабатывают необходимые для творческой деятельности исследовательские умения. Химический эксперимент выполняет очень важную роль как средство проверки правильности гипотез, теоретических рассуждений, а также может быть применен для постановки проблем.

Существует четыре вида химического эксперимента:

— демонстрационный

— лабораторные опыты

— практические занятия

— тематические практикумы

Существует две основные формы применения химического эксперимента в учебном процессе:

— иллюстративный эксперимент

— исследовательский эксперимент

Эксперимент в иллюстративной форме проводится при изучении теоретического материала. Перед проведением опыта разбираются и составляются уравнения реакций. При такой форме студенты получают готовые знания, почти не участвуя в процессе их выработки. Такой формой эксперимента я пользуюсь при изучении темы: «Фенолы», «Гидроксикислоты». Данная форма проведения занятия дает возможность закрепить теоретические сведения на практике.

При использовании исследовательской формы химического эксперимента студенты, получив познавательную задачу, активно применяют свои знания и умения. Они обдумывают, как провести эксперимент, чтобы достичь поставленной цели, какие взять вещества, какие операции и в какой последовательности следует провести. Затем во время опыта они наблюдают за его ходом и анализируют полученные данные, объясняя их с теоритической точки зрения, делают выводы. Такая форма эксперимента используется при изучении качественных реакций на анионы и катионы в аналитической химии. Например, действие групповых реагентов на 2 и 3 аналитическую группу катионов, выявление сходных признаков реакций, отличительные свойства полученных осадков, проверка их растворимости.

Среди организационных форм постановки эксперимента, приближающих студентов к научному исследованию, на определенных этапах обучения может быть рассмотрена такая форма, как проблемный эксперимент. Проблемный эксперимент – это такая форма применение химического эксперимента в обучении, которая дает возможность создать и организовать проблемную ситуацию, вызывая интерес студентов к поиску причин наблюдаемого явления. Когда проведен нестандартный, оригинальный, неожиданный по наблюдаемым результатам эксперимент, то он своим содержанием или необычным направлением сразу создает проблемную ситуацию. После осознания проблемы студенты непроизвольно включаются в поисковую деятельность, которая может быть различной:

— анализ фактов

— возникновение догадки

— выдвижение гипотез

— сопоставление новых данных с известными теориями

— обобщения

— получение нового знания

Примером проблемного эксперимента может служить практическое занятие по аналитической химии на тему: «Анализ смеси катионов 1и 2 аналитических групп».

Дальнейшие исследования, к которым побуждает проблемный эксперимент, могут носить также различный характер – теоретические изыскания или исследовательский эксперимент. Следовательно, проблемный и исследовательский эксперимент – понятия различные.

Первый ставит проблему в процессе обучения, а второй направлен на ее решение. Анализ способов применения различных форм химического эксперимента позволяет сделать вывод о том, что помимо двух известных форм – иллюстративного и исследовательского эксперимента возможно применение еще одной новой формы – проблемного эксперимента. Эта форма применяется на различных этапах процесса обучения: изучения нового материала, совершенствования, обобщения, повторения, закрепления или контроля знаний.

Разнообразная экспериментальная работа студентов может содержать проблемные элементы или сложные экспериментальные задания, а также отличаться по объему и уровню проблематичности в зависимости от характера работы, степени подготовленности обучающихся, оснащения химической лаборатории и других факторов. Я считаю, что систематическое использование проблемных экспериментов в обучении при разумном их сочетании с традиционными экспериментальными работами обучающихся – эффективное средство обучения и развития. Хорошие результаты достигаются потому, что при отсутствии заданной инструкции и при минимальной помощи со стороны преподавателя студенты могут проявить свои творческие способности и самостоятельность в максимальной степени. При использовании проблемных экспериментов возрастает значимость дифференцированного подхода, решаются вопросы индивидуализации процесса обучения, создаются прочные умения и навыки для дальнейшего изучения профессиональных модулей.

Можно сделать вывод, что главной задачей проблемного развивающего проблемного эксперимента на занятиях химии является развитие мышления. Студенты глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы только в том случае, если эксперимент поражает воображение и сильно влияет на эмоциональную сферу. Процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы студенты умели не только правильно выполнить опыт, но и могли объяснить его сущность. Поэтому своей задачей я считаю – научить студентов четко выполнять приемы и операции, вникать в сущность проводимых процессов, правильно и логично объяснять происходящие явления. Классификация экспериментальных умений и навыков позволяет осуществлять в ходе проведения эксперимента дифференцированный подход к студентам в зависимости от их потенциальных трудовых возможностей.

Психолого-педагогическое обоснование дифференцированного подхода при проведении химического эксперимента обусловлено следующими факторами:

1. Разной трудовой подготовкой студентов к началу эксперимента.

2. Различным отношением к труду.

3. Неодинаковым уровнем способностей студентов.

4. Различным уровнем возможностей в усвоении тех или иных приемов и операций.

5. Различным состоянием темпа работы студентов.

6. Различным уровнем самоконтроля и возможностями устранения ошибок по ходу выполнения опыта.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации