Теоретический семинар "Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ"

Автор публикации:
Богдан Алина Николаевна
Город (населенный пункт):
г.Ноябрьск ЯНАО

Теоретический семинар

«Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка» Богдан А.Н.

Цель: конкретизировать представления педагогов о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Ход семинара:

1. Вступление

Ведущий сообщает тему и цель семинара.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Несомненно, забота о сохранении и укреплении здоровья должна начинаться с самых ранних лет. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (познавательная, игровая, музыкально-художественная, коммуникативная и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, решает главные задачи: сохранение, поддержание и обогащение здоровья педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Ведущий. Прежде чем мы начнем говорить, уважаемые коллеги, о здоровьесберегающих технологиях, давайте определим понятие «технология».

Что же такое «технология» и какие составные части входят в это понятие? (Ответы педагогов)

Технология в широком смысле этого слова - наука о мастерстве, о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов.

Уважаемые коллеги, что такое здоровьесберегающие технологии? (Ответы педагогов)

Ведущий: Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников

Сформулируйте, пожалуйста цель здоровьесберегающих технологий. (Ответы педагогов)

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В дошкольных учреждениях все здоровьесберегающие технологии используют по трем основным направлениям. Назовите, пожалуйста их и дайте краткую характеристику. (Ответы педагогов)

•Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика для глаз, гимнастики дыхательная, пальчиковая, корригирующая);

•Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж);

•Коррекционные технологии (технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия).

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении? (Ответы педагогов)

Ведущий: Все здоровьесберегающие технологии классифицируются в зависимости от доминирующей цели и решаемой задачи, а также ведущих средств здоровьесбережения.

1. медико-профилактические

2. физкультурно-оздоровительные

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

5. обучения здоровому образу жизни

6. валеологическое просвещение родителей

Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, компоненты медико-профилактической технологии. (Ответы педагогов)

Давайте обобщим все Вами сказанное, итак составляющими медико-профилактической технологии являются:

•рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания);

•режим дня;

•соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей);

•чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня;

•мониторинг здоровья (профилактические осмотры специалистами);

•контроль и обеспечении норм СанПина;

•здоровьесберегающая среда в ДОУ;

•массаж, самомассаж;

•создание атмосферы психологического комфорта (игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия;)

•работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, брошюры, папки-передвижки);

•просветительская и методическая работа с педагогами, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)

Какие формы организации здоровьесберегающей работы, Вы можете назвать? (Ответы педагогов)

•Физкультурные занятия;

•Подвижные игры;

•Самостоятельная деятельность детей;

•Утренняя гимнастика;

•Физкультминутки;

•Закаливающие процедуры;

•Физкультурные досуги,

•Спортивные праздники;

•Коррегирующая гимнастика

Ведущий: Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.

Назовите, пожалуйста, основные компоненты физкультурно-оздоровительной технологии. (Ответы педагогов)

•подвижные игры

•физкультминутки (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз)

•двигательный режим (с учетом возрастных особенностей)

•оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)

•закаливание («тропа здоровья», длительные прогулки на свежем воздухе)

•спортивные праздники и развлечения (в том числе и на улице)

•Дни здоровья (с вовлечением родителей ребенка)

•квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания

•создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами детская площадка, спортивный зал, спортивный уголок в группе)

•консультации для родителей (требования к развитию движений ребенка в домашних условиях)

Благодаря этим мероприятиям в ДОУ решаются задачи: профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, развития двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры, формирующие здоровый образ жизни.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определенные средства.

Уважаемые коллеги, какие Вы можете назвать средства, использующиеся при реализации здоровьесберегающих технологий? (Ответы педагогов)

Ведущий: При реализации здоровьесберегающих технологий применяются три группы средств:

•средства двигательной направленности (физические упражнения; физкультминутки; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры и др.);

•оздоровительные силы природы (проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.);

•гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований; личная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений т.п.).

Ведущий: В настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья населения и детей особенно остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей и должен обеспечить их валеологическую образованность.

Уважаемые коллеги, что включает в себя валеологическое просвещение родителей? (Ответы педагогов)

•ознакомление родителей с результатами мониторинга состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

•участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

•целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

•ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

•обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

•ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Для реализации задач валеологического просвещения широко используются:

информация в родительских уголках, папки-передвижки, консультации и многое другое.

Сейчас, я предлагаю Вам стать редакторами валеологической газеты для родителей. Подумайте, какие тематические рубрики вы хотели бы поместить в свою газету. Для успешного выполнения поставленной задачи вы можете воспользоваться журналами, картинками, относящимися к нашей теме. Время выполнения работы 10 минут. (педагоги на листе ватмана создают валеологическую газету для родителей)

Литература:

1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» Издательство «ВАКО», 2004

2.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .

3.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008.

4.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога»

5.Тихомирова Л. Ф. «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 2007 г.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации