Педагогический проект "Классическая музыка в ДОУ".
Проект
«Классическая музыка в детском саду».
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта:Открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), групповой, познавательный, творческий.
Возрастная группа: дошкольники.
Гипотеза проекта:
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с классической музыкой и ее жанрами, то можно:
развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально — ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Актуальность проекта: обусловлена целью современного образования, в котором музыкальному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворение его индивидуальных потребностей, развитие творческого потенциала; задачами современного образования, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой музыкальной культуры.
Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки,
создание у детей мотивации заниматься музыкой.
Задачи проекта:
• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта в т. ч. родителей, педагогов.
• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности
• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: юными вокалистами, музыкантами.
• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки
• формировать единый детско-взрослый коллектив
Этапы проекта:
1 этап Организационный:
Познакомить педагогический коллектив МБДОУ и родителей с началом работы образовательного проекта. Разместить информацию о проекте на сайте МБДОУ, в интернет сообществах. Определить цели и задачи проекта.
Изучить возможности социокультурного пространства города с целью привлечения к сотрудничеству искусствоведов, музыкантов, артистов.
- 2 этап Практический
- Мероприятия по реализации проекта с детьми, мероприятия с родителями.
- 3 этап Заключительный.
- Мониторинг проектной деятельности: анализ работы с детьми; анализ работы с родителями; уровень профессиональной компетенции педагогов детского сада.
Задачи:
1.Осуществить диагностическое обследование развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.
2.Проанализировать и оценить результаты работы по проекту с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Обменяться опытом с музыкально — педагогической общественностью.
4.Разработать перспективы дальнейшего развития идей проекта.
5.Оформить практические рекомендации для участников образовательного процесса (печатный материал, сайт, презентация).
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Направления работы | Содержание | Ответственный | Сроки |
1 этап организационный | Создание творческой группы, Определение целей и задач проекта | Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов и родителей по классической музыке | Музыкальный руководитель. | март 2016 год |
2 этап — практический | Изучение подготовленности детей и родителей к восприятию классической музыки. |
| музыкальный руководитель. | Март 2016 года |
продолжение | Изучение подготовленности детей и родителей к восприятию музыки С.Прокофьева |
3. Рекомендации родителям:Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка! | Музыкальный руководитель. | апрель 2016 года |
продолжение | Изучение восприятия детьми и родителями тв-ва М.П.Мусоргского Проведение параллели между тв-ом Мусоргского и художников |
| Музыкальный руководитель, воспитатели. | Апрель – май 2016 года |
3 этап - заключительный | Сравнительный анализ музыкального развития детей в начале и в конце проекта | Музыкальная беседка «Поговорим о музыке» для детей, родителей и педагогов сада | Музыкальный руководитель, воспитатели. | Май — июнь 2016 года |
Предполагаемый результат:
Дети:
• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительны изменения музыкального восприятия: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
• более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
• самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
• находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
• различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки
• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Коммуникативные навыки:
• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
• Различает и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать
• Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора,
• Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных
Родители:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса
• повышение общей и музыкальной культуры
• имеет представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей
• посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка
Музыкальный язык — волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – Воронеж, 1998.- с. 208-317.
2. Бечак Б. А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 2001. – 280 с.
3. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 2004 — 256 с.
4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
5. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., — М., 1983. – 250 с.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
7. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.- с. 122-135.
8. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993. — с. 110-114.
9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2006.- с. 127.
10. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Колледжей, М., — 2001, — с. 223.
11. Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.
12. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1985. – с. 142.
13. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003. – с. 119.
14. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 345 с.
16. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, — 2000. — 89 с.
17. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, — М., 1994. — 288 с.
18. Радынова О. П. Слушаем музыку. — М., 1990. — 152 с.
19. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
20. Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994. — 367 с. — 301 с.
21. Чернов А. А. Как слушать музыку. М., 2005. — 60 с.
22. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошкольное воспитание. — 2002. — №9-10. 39-42 с.
2. Материально-техническое.
Ноутбук;
Диски с классической музыкой, видеофильмами, музыкальными сказками;
Проектор
Экран
Портреты композиторов
Музыкальные инструменты
Иллюстрации с изображением симфонического оркестра
Репродукции для слушания музыкальных произведений
3. Диагностико- дидактическое.
Конспекты занятийпо теме «Классическая музыка».
Творческие задания, направленные на:
— формирование музыкального и импровизационного творчества.
— восприятие музыкального образа через синтез искусств.
Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.
Используемые ресурсы:
1.Интернет – ресурсы:
С.Г. Сергина. Проектный метод деятельности Дошкольных учреждений.
В.А. Литцева. Проект «Сказка в музыке»