Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Урок русского языка "Род имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Род имен существительных.

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

формировать умение определять род имен существительных.

развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.

воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Тихо сели. Начинаем урок!

II. Словарная работа.

Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик.

III. Актуализация знаний

— Какой частью речи являются данные слова?

Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)

Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)

— На какие две группы можно разделить слова, которые мы записали?

(одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные)

— На какие три группы можно разделить эти слова?

(по родам)

IV. Сообщение темы урока.

— Тема нашего урока: « Род имен существительных».

— Как определить род существительного?

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.

Женский род — запомню я

И скажу: «она моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «он мой».

Средний род: «оно моё»

Это правило моё!

V. Упражнение в определении рода имен существительных.

1. Игра «Найди свое слово»

В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает существительные мужского рода, команда второго ряда – женского рода, команда третьего ряда – среднего рода.

2. Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа)

1 уровень

Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

2 уровень

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)

Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)

Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)

Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

3. Коллективная работа.

Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмет или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов запишите. Определите род.

Вечер — осень –

корова — бабочка-

лошадь- мужчина-

(Утро, теленок, жеребенок, лето, личинка, мальчик)

4. Работа в группах.

Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – одежда

2 группа – фрукты и овощи

3 группа – школа

4 группа – город

5.Работа в парах.

Выполнения задания по карточке

Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

Карточка

Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться — в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)

6. Творческая работа.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна — …(насос)

кулак — …(кукла)

каприз — …(приказ)

камыш — …(мышка)

коршун — …(шнурок)

VI. Итог урока. Рефлексия

— Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

— О чём говорили? (о роде имени существительного).

— Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации