Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста.

Автор публикации:
Дерябина Екатерина Александровна
Город (населенный пункт):
Стерлитамак

Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста.

Обычно в детских садах обучение связной речи систематически и целенаправленно осуществляется только в старшем возрасте, возможности же младших дошкольников недооцениваются. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются в его поведении, а также на его деятельности в различных формах.

Главным фактором успешного формирования предпосылок связной речи у детей раннего возраста является общение.

Направления работы по формированию связной речи:

1. Развивать у детей навык диалогической речи (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста.

2. Развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Поэтому взрослые должны следить за своей речью и не только в непосредственном общении с ребенком.

3. Развивать умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
4. Развитие навыка построения текстов-описаний для формирования у детей элементарных представлений функций этих текстов через описание предметных или сюжетных картинок, собственных рисунков, явлений природы, людей, животных.

5. Развитие понимания и структурирования фразы. Для этого необходимо подбирать лексический и дидактический материал, который способствует упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении его в речи.


Работая над фразой, используются заранее усвоенные ребенком названия игрушек: кошка, мишка, лягушка, и др. (дети могут заменять их звукоподражаниями и аморфными словами) и наиболее простую для понимания предикативную лексику: идет, бежит, сидит и др. С целью активизации речи детей, уточнения и расширения их словаря необходимо прибегать к многократному повторению слов за ребенка, комментированию его действий, опосредованному общению через игрушку и многим другим приемам.

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Задача для взрослого по созданию условий для формирования предпосылок связной речи детей раннего возраста:

1).Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.

2)Предоставить детям условия, содействующие развитию их слуха и внимания.

3)Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.

4)Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений.

5)В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.

6)В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.

7)Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей.

8)Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности ненарушаемой радости.

«Помнить, что ребенок – это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей».
Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты эмоции детей, насколько изобретателен педагог или родитель.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации