Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Коми-пермяцкая народная и композиторская музыка в воспитании и обучении детей ( анализ нотных сборников)

Коми-пермяцкая народная и композиторская музыка в воспитании и обучении детей ( анализ нотных сборников)

У коми-пермяков как и у других народов есть композиторы, печатаются сборники национальных песен. Первые песенные сборники были созданы именно для детей- дошкольников. По мнению специалистов детей к музыке надо приобщать с самого раннего возраста.

В1963 году Коми- Пермяцким книжным издательством была выпущена книга «Читкыля кыдзок» ( кудрявая березка) – песни с нотами. Это первый в истории коми- пермяцкого народа сборник детских песен. Музыку на слова местных поэтов написал молодой еще в то время композитор Александр Клещин. В наши дни этот песенник стал библиографической редкостью.

На основе книги «Читкыля кыдзок» Александром Ивановичем Клещиным, ныне известным композитором, была создана новая книга «Сильканок» ( колокольчик), в которую вошли все старые песни и вновь написанная музыка на стихи С. Караваева, Н. Попова, М. Вавилина, В. Климова. Песни даны на двух языках: на коми- пермяцком и на русском. Перевел на русский язык песни Евгений Клещин.

В этом сборнике есть песни на разные темы, например времена года: «Локтис ар» ( пришла осень), « Тэв» (зима), « Тулыс»( весна), «Гожум »(лето). Эти песни помогают детям запомнить, что в году четыре времени года., ведь каждая песня поется в свое время, в них описываются признаки, явления природы. Есть песни о цветах и ягодах. Например: «Сильканок»

( Колокольчик),

« Горадзуль- шонди цветок» (Купавка- солнышка цветок), « Ягэдалим»

( в лес по ягоды). Так же есть песни о животных: « Ош- тракторист»( Медведь – тракторист), « Кань йылись» ( про котенка). Это очень поучительные и веселые песни.

Все песни, вошедшие в данный сборник несут воспитательный характер. Через песни ребенок- дошкольник начинает узнавать, ощущать окружающий мир. « Сильканок»- это результат творчества Евгения и Александра Клещиных на лучшие детские стихи, написанные нашими поэтами в разные годы.

В 1992 году вышел сборник « Бабушка- баба», Николая Пахорукова. Он включает в себя цикл сочинений, предназначенных для широкой аудитории: детских садов, школ, кружков, а так же для домашнего музицирования.

Среди 22 номеров сборников ясно прослеживается исключительно детская тематика: игрушки, животный мир, природа. Композитор отразил в музыке детское восприятие окружающего мира. Уменьшительно- ласкательные названия, такие как Тупосек ( оладушка), Каличок ( вертушка), Аканек ( куколка), Шонди кочок ( солнечный зайчик) любовно отражены в песнях. Название сборника « Бабушка- баба» наталкивает на мысль, что самый любимый для детей человек- бабушка. Это символ мудрости и доброты, а все последующие номера- рассказанная ею сказка, необычно интересная и захватывающая.

Кратко охарактеризуем две песни из названного сборника

  • 1.«Бабушка- баба»- песня очень эмоциональная. В энергичном темпе представляет определенную трудность в исполнении на фортепиано из-за многообразия технических приемов. Песня легко запоминается.
  • 2.«Вов вылiсь ог усь» — первые такты во вступительной части сразуи же создают картину детской забавы. Характерное цокание ( малые секунды) и скачущие восьмые в сочетании с перебиванием ритма готовят юного исполнителя к интересной игре. Этот аккомпонимент выдержан на протяжении почти всей песни. Четвертные паузы в левой руке «тормозят» веселую скачку до полной остановке на тонике. Оригинальный аккомпонимент в сочетании с незатейливой мелодией несомненно вызывает у детей интерес и эмоциональный настрой.

В 2007 году вышел сборник для дошкольников, где есть песни для всех возрастов. К этому сборнику выпущен диск, что облегчает работу музыкальных руководителей детских садов.

Сборник « Поют и пляшут дети Пармы» предназначен для оказания помощи дошкольным учреждениям, хотя часть произведений можно использовать в музыкальном воспитании учащихся школ. Сборник состоит из произведений композиторов А.И. Клещина, Н.В Пахорукова, молодого педагога Кудымкарской школы искусств Л.И Тотьмяниной и коми- пермяцкого фольклора. В него включены не только песни, но и коми- пермяцкие игры и танцы.

По отзывам специалистов- рецензентов, композиторами учтены вокальные данные и исполнительские возможности детей дошкольного возраста.

Следует дать характеристику каждому из 4- х разделов со стороны содержания текстов.

А.И. Клещиным и Л.И. Тотьмяниной переложены на музыку стихи коми- пермяцких и удмуртских авторов С.И. Караваева, В.В. Климова, Л.А. Старцевой, А.А. Кузнецовой. Тексты имеют небольшой сюжет, близкий понятный детям, что очень важно для дошкольного возраста. Они интересны в познавательном плане, ценны в воспитательном отношении, развивают у детей наблюдательность, внимание, формируют позитивное отношение к окружающему миру, дают элементарные представления в поведении животных, особенностях времени года, разных видах труда, воспитывают любовь к родному краю.

Своеобразны произведения самодеятельного композитора Н.В Пахорукова. Его произведения формируют доброе отношение к близким и значимым для ребенка людям, к матери, бабушке, дедушке. В свои тексты он чаще вводит звукоподражательные слова, которые нравятся малышам.

Необходимо особо остановится на коми- пермяцких народных песнях. Они ценны прежде всего в содержательном плане, так как несут богатую информацию об историческом прошлом, эстетических идеалах, нравственных нормах, психологии коми- пермяков, дают представление о мировосприятии народа. Так, песня «Басок нывка» (Красивая девушка) знакомит детей с коми- пермяцкой красавицей, ярко одетой, длинно косой, короткошеей девушкой. Результаты опытной работы свидетельствуют о том, что при системном проведении традиционных занятий и дополнительных внеучебных занятий можно достичь позитивных результатов по освоению детьми коми- пермяцкой музыки. В ходе проведенной работы все дети обнаружили знания пройденных коми- пермяцких песен и умение их исполнять. Педагог Тотьмянина Л.И характеризует « Эстетический идеал красавицы – коми-пермячки демонстрирован исторически, бытовыми и природными условиями и основан на принципе меры и эстетической целесообразности. Тяжелый постоянный труд требовал физически выносливого человека. Отсюда и коми- пермяцкий идеал- девушка с короткой шеей, крепкого телосложения.» [23, с.14]

В целом тексты сборника содержат интереснейшую этнологическую информацию, вводят в духовный и материальный мир народа. Тексты даны на двух языках и доступны как коми- пермякам, так и русскоязычным детям. Данный музыкальный сборник, несомненно, окажет помощь не только в эстетическом воспитании подрастающего поколения, но и в его интеллектуальном обогащении, в формировании межкультурной компетенции, гуманной толерантной личности.

Любой народ дорожит своей музыкальной культурой, ее традициями. Развивать родную музыкальную культуру надо с дошкольного возраста, начиная с детских садов, ясельной группы. Поэтому методисты по дошкольному образованию создали национально- региональную программу, которая называется « Чужанин» ( Отчий дом). Цель данной программы: воспитание у детей интереса и бережного, отношения к музыкальной культуре и языку коми- пермяцкого народа как национальному достоянию, источнику нравственно- этических и духовных ценностей, без которых невозможно здоровье и гармоничное развитие личности и общества в целом.

Задачи программы: формировать любовь к музыке, уважение к песенным традициям коми-пермяцкого народа на основе активного восприятия и ознакомления с произведениями коми- пермяцких композиторов и музыкального фольклора;

  • — развивать специальные музыкальные способности( чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух);
  • — закладывать основы толерантного поведения у детей средствами музыкального воспитания.
  • В процессе реализации региональной программы дети усваивают особенности национальной культуры, знакомятся с творчеством коми- пермяцких композиторов и поэтов. У них возникает интерес к фольклору и народной песне.
  • За основу музыкального материала в ДОУ региона приняты отобранные музыкальные произведения с учетом возрастных, психологических, психофизических особенностей детей.
  • Программа предусматривает возможности реализации индивидуального подхода к ребенку, работа с разными подгруппами детей.
  • Данная программа рекомендует использовать сборник « Поют и пляшут дети Пармы».
  • Выводы. В Коми- Пермяцком округе подготовлено и издано более 20 сборников, которые могут быть использованы в работе по музыкальному образованию дошкольников. Содержание этих сборников включает в себя разнообразный репертуар, как на коми- пермяцком, так и на русском языках.
  • В них вошли песни, танцы, игры и фольклор. Все сборники для детей написаны коми- пермяцкими композиторами и изданы Коми- Пермяцким книжным издательством.

Плотникова Галина Владимировна,

учитель музыки,

музыкальный руководитель

МАОУ «Верх- Иньвенская СОШ»

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации