Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Родительское собрание «Использование предметов со световозвращающими элементами для профилактики аварийности с участием юных пешеходов»

Родительское собрание в подготовительной группе

Тема: «Использование предметов со световозвращающими элементами для профилактики аварийности с участием юных пешеходов».

«Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «Использование предметов со световозвращающими элементами для профилактики аварийности с участием юных пешеходов».

Цель собрания: организация взаимодействия педагогов и родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма,

повышение культуры участников дорожного движения.

Задачи собрания:

довести до родителей информацию об уровне детского дорожно-транспортного травматизма, анализ причин и условий, способствующих совершению ДТП с участием детей и подростков, в том числе с детьми-пешеходами и в тёмное время суток; о возможных правовых последствиях в случае неисполнения родительских обязанностей

ознакомить родителей с изменениями в пункте 4.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, касающимися исполь­зования пешеходами предметов со световозвращающими элементами (световозвращателями)

разъяснить родителям способы и правила применения световозвращателей.

Ход собрания

Уважаемые родители!

Сотрудниками ГИБДД проводится большая профилак­тическая работа по предупреждению травматизма на дорогах. Особое внимание уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Но несмотря на эту работу, ста­тистика по Российской Федерации показывает, что ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом имеет тен­денцию к ухудшению. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, в расчете на 100 тыс. населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии.

В Российской Федерации детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью.

Медицинские исследования показали, что при падении ма­ленькие дети чаще всего ударяются головой (соотношение веса головы и общей массы тела у ребенка больше, чем у взрослого). Тяжелыми бывают травмы при ударе об острые углы и жесткие конструкции автомобиля. В среднем каждый травмированный ребенок проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8—10 лет. Некоторые дети остаются инвалидами.

Анализ статистики причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер.

Основная часть ДТП происходит с мая по сентябрь, т. е. во время каникул, когда некоторые сады не работают, а в школе каникулы, дети находятся без присмотра, а дошкольники часто бывают оставлены родителями на попечение детей школьного возраста. Они попадают под колеса автомобилей, когда выбе­гают на улицу, катаясь на велосипедах и роликовых коньках.

Почти половина ДТП приходится на последние дни неде­ли — пятницу, субботу и воскресенье с 15 до 21 ч. В пятницу увеличивается интенсивность движения, так как многие выезжают за город, и пятница оказывается тем днем, когда опасность на дорогах возрастает.

Анализ всех ДТП, в которых пострадали дети, показывает, что 80% происшествий происходит на расстоянии, не превы­шающем 1 км от дома, где проживают дети. Дети хорошо знают эту местность, но их самостоятельность приводит к ДТП.

Самый распространенный вид ДТП — наезды на пешехо­дов. При столкновении автомобиля, скорость которого 60 км/ч, с ребенком, находящимся на дороге, шансов выжить нет. Большинство аварий происходит по вине водителей, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении.

Водители совершают наезды, так как часто не замечают маленьких пешеходов, переходящих улицу без сопровождения взрослых. В последнее время водители совершают наезды на детей, самостоятельно переходящих улицу на пешеходном переходе.

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дороги без сопровождения взрослых, попадают в аварию по причине того, что не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.

Рассмотрим причины ДТП с участием дошкольников. Дети часто при переходе дороги попадают в обманчивую ситуацию, им кажется, что нет опасности и они успеют перейти дорогу. Из-за этого происходит 95% несчастных случаев. В силу воз­растных и психофизиологических особенностей дети не могут это сделать. Некоторые считают, что если видят транспорт, то и водитель их видит и остановится. Однако водитель не видит ребенка из-за его маленького роста, а если видит, то не может быстро остановиться, и транспорт продолжает двигаться даль­ше по инерции. Иногда водитель при виде ребенка не снижает скорости, думает, что ребенок успеет перебежать дорогу. Во­дители воспринимают ребенка как взрослого, не понимая его психофизиологических особенностей. В результате происходит наезд. Существует несколько причин наезда на детей:

1.Самостоятельный переход проезжей части в неустанов­ленном месте, вне перехода.

2.Выход на проезжую часть дороги из-за сооружений, впереди стоящего транспорта, зеленых насаждений и других препятствий.

3.Неподчинение сигналам светофора.

4.Движение детей по проезжей части дороги при наличии тротуара.

5.Незнание правил перехода перекрестка.

6.Игры детей на проезжей части.

7.Движение детей по проезжей части в направлении, по­путном движению транспортных средств.

8.Езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатах по проезжей части.

9. Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта.

10.Переход проезжей части не под прямым углом, а по диагонали.

Исследования показывают, что все причины ДТП с уча­стием дошкольников во многом связаны с психофизиологи­ческими особенностями:

незрелость, неспособность правильно оценить обста­новку;

быстрое образование условных рефлексов и их исчезно­вение;

потребность в движении, которая преобладает над осто­рожностью;

стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближаю­щийся автомобиль",

несформированность координации движений;

неразвитость бокового зрения;

неумение сопоставлять скорость и расстояние;

отсутствие навыков ориентации в пространстве и др.

Причины возникновения ДТП

1. Самостоятельное нахож­дение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуа­рах, возле гаражей.

2. Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (остав­ление без присмотра).

3. Отсутствие детских кресел или сидение ребенка рядом с водителем.

4. Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах интенсивного движения автомобилей

5. Нарушение ПДД взрослыми совместно с детьми

Разработка модели профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Статистика ДТП в нашем городе показывает, что профилактическая работа необходима. Как всегда, успех образовательного процесса будет зависеть от взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди дошкольного возраста и их родителей. Установлено, что всегда знания и поведение на улице соответствуют друг другу. Провокационные приемы показывают, что дети знают, но поступают по-другому. При обучении детей основам безопасности на дорогах необходимо:

1.развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь) и эмоци­онально-волевые качества, необходимые для ориентации на улицах;

2.формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения на улицах и превращать их в привычки и стерео­типы.

Современные условия дорожно­го движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие тре­бования. Взрослые и дети должны ориентироваться в сложной дорож­ной обстановке, обладать способно­стью предвидеть развитие транспорт­ных ситуаций, быть максимально вни­мательными и предупредительными друг к другу.

В условиях растущего пассажиро­потока и увеличения интенсивности дорожного движения возрастает риск увеличения количества несчастных случаев с детьми на дорогах.

В 2014 году в Российской Фе­дерации зарегистрировано 20 374 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков в воз­расте до 16 лет, в результате которых 877детей погибли и 21 583 ребёнка по­лучили ранения. По «собственной нео­сторожности» детей произошло 4920 дорожно-транспортных происшествий.

Только за семь месяцев 2015 года зарегистрировано 10 634 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 403 ре­бёнка погибли и 11326 детей получи­ли ранения*.

По сравнению с аналогичным пе­риодом прошлого года количество та­ких ДТП снизилось на 4,8%, число ра­ненных в них детей снизилось на 4,1%, число погибших детей также уменьши­лось на 6,9%.

Основным видом дорожных про­исшествий с участием детей являют­ся наезды на пешеходов.

Основная доля наездов на пешехо­дов со смертельным исходом прихо­дится на тёмное время суток, когда во­дитель не имеет возможности увидеть вышедших на проезжую часть людей.

Отмечается значительный рост ДТП с участием детей-пешеходов в тёплое время года.

Это связано с тем, что, начиная с весны, дети много времени проводят на улице. При этом снижение контро­ля со стороны родителей за организа­цией деятельности детей в свободное время приводит к тому, что дети пре­доставлены сами себе.

По времени суток самый высокий показатель ДТП с участием детей- пешеходов в интервале с 15:00 до 18:00 ( 28%), с 18:00 – 21.00 (24%).

Это также свидетельствует о необходи­мости усиления контроля за детьми в свободное от учёбы время. С нача­лом учебного года пик аварийности с детьми смещается на те часы, ког­да дети идут в школу и возвращаются с учебных занятий.

Основная доля наездов на пеше­ходов со смертельным исходом при­ходится на тёмное время суток, когда водитель не имеет возможности уви­деть вышедших на проезжую часть лю­дей. Улучшение видимости пешехода становится важным способом защиты, особенно в условиях недостаточной освещённости улично-дорожной сети.

В связи с этим хотим обратить ваше внимание на такие жизнесберегающие приспособления, как предметы со световозвращающими элементами.

Световозвращающие элементы (световозвращатели) — это элемен­ты, изготовленные из специальных ма­териалов, обладающих способностью отражать луч света обратно к источни­ку («возвращать свет»).

Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещённой дороге и значитель­но снижают риск возникновения дорожно-транспортных происше­ствий с их участием.

При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на рас­стоянии 25-50 м. Если пешеход при­меняет световозвращатель, то это рас­стояние увеличивается до 150-200 м. А при движении автомобиля с даль­ним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с примене­нием световозвращателей увеличива­ется со 100 м до 350 м. Это даёт води­телю 15-25 секунд для принятия ре­шения.

Мы не можем повлиять на продол­жительность светового дня, но мы мо­жем дать возможность водителю за­благовременно заметить пешехода, до того как автомобиль приблизится к нему на опасное расстояние.

Научными исследованиями, в част­ности проведёнными в Швеции, дока­зано, что полностью одетый в чёрное человек с небольшой биркой из свето- возвращающего материала размером 5-6 см виден с большего расстоя­ния, чем человек, полностью одетый в белое.

По оценкам норвежских исследо­вателей, использование различно­го рода элементов из световозвращающих материалов позволит сни­зить количество ДТП с пешеходами в тёмное время суток на 30-70%, в су­мерках — на 15%. При этом свето­возвращающие материалы оранже­вого и лимонно-зелёного цвета по­зволяют легче заметить пешехода в дневное время в условиях недо­статочной видимости, тогда как за­жжённые фонарики, проблесковые маячки, световозвращающие дета­ли одежды жёлтого и белого цветов больше помогают в тёмное время су­ток. А для материалов на текстиль­ной основе, которые применяют для несъёмных (нашиваемых и прикле­иваемых) элементов, наибольший коэффициент световозвращения — у серых материалов.

Мы предлагаем позаботиться о безопасности детей с помощью световозвращателей.

На практике можно встретить большое количество разных средств защиты людей на дороге в темноте, имеющих световозвращающую по­верхность.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1197 с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — Правила).

Согласно новой редакции Правил с 1 июля 2015 года при переходе до­роги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендует­ся, а вне насёленных пунктов пешехо­ды обязаны иметь при себе предме­ты со световозвращающими элемен­тами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Световозвращающие материалы различаются:

• по коэффициенту световозвра­щения измеряется в cd/lx х т1 (кандела/люкс х метр2)Сверхвысокий КС > 600 cd/lx х m2,

Высокий КС 450-600 cd/lx х т2,

Средний КС 330-450 cd/lx х т2,

Низкий КС < 330 cd/lx х т2.

Самый простой способ бытового поверхностного определения свето- возвращающий материал перед вами или нет — сфотографировать свето- возвращающий элемент мобильным телефоном с использованием встро­енной вспышки, желательно с неко­торого расстояния (не менее 3-5 м) или направить на него луч фонари­ка. Качественный световозвращатель будет ярко светиться, а плохой све­титься не будет или будет светить­ся слабо. Встречаются некоторые «псевдосветовозвращатели» с КС 15-20 cd/lxxm2. Разницу, например, между КС 300 и 600 cd/lxxm2 само­стоятельно определить невозможно. Однако при освещении мощным ис­точником света (фарами) дальность обнаружения одинаковых по разме­ру световозвращающих элементов, но с разным КС, будет значительно отли­чаться. Световозвращатели с низким КС можно рекомендовать только как декоративные элементы оформле­ния. Никакой функции безопасности они не несут;

по площади световозвращающей поверхности — из несколь­ких световозвращателей с одинако­вым КС более заметным будет тот све­товозвращатель, у которого больше площадь световозвращающей по­верхности;

по наличию фталатов. Фталаты — это химические вещества, это соли и эфиры фталевой (ортофталевой) кислоты, которые благодаря своей низ­кой стоимости очень широко используются в промышленности для прида­ния мягкости, прочности, гибкости и эластичности пластиковым изделиям.

Область применения фталатов весьма обширна, так как этот хими­ческий компонент входит в основной состав многих изделий из пласти­ка. Это значит, что мы контактируем с фталатами ежедневно, а они вред­ны для человеческого организма. Производители не всегда указывают на этикетках информацию о содержа­нии фталатов в товарах, поэтому при­обретайте изделия от проверенных производителей.

В бытовых условиях фталаты мож­но определить по специфическому за­паху. Любые изделия, имеющие резкий запах, могут сигнализировать о том, что в них содержатся небезопасные вещества. Старайтесь избегать покуп­ки таких пластиковых изделий.

• по типу основы:

— текстильная основа

— ПВХ-основа

В настоящее время для обеспече­ния безопасности на дорогах свето- возвращающие материалы использу­ются при изготовлении предметов са­мых различных форм и размеров, ко­торые делятся на две группы: съёмные и несъёмные.

Съёмные световозвращающие элементы на ПВХ-основе — это из­делия, прикрепляемые к одежде, го­ловному убору, надеваемые на какую- либо часть тела или предметы: сумки, рюкзаки, детские коляски, велосипе­ды, ролики и др.

Их можно легко крепить и снимать. Размещать световозвращатели следу­ет таким образом, чтобы при перехо­де или движении по проезжей части на них попадал свет фар автомобилей и тем самым привлекал внимание во­дителей.

Одними из наиболее востребован­ных съёмных световозвращающих из­делий являются навесные брелоки, стикеры, значки, браслеты, накладки на спицы колёс велосипеда, жилеты.

Задача родителей объяснить, что световозвращающие аксессуары яв­ляются не предметом для развлече­ния, а имеют важное значение для сохранения здоровья, а зачастую и жизни ребёнка.

Несъёмные световозвращаю­щие элементы на тканевой осно­ве традиционно применяются на форменной одежде сотрудников по­лиции, в спецодежде врачей «ско­рой медицинской помощи», желез­но- и автодорожных рабочих и мно­гих других. Актуально их применение в детской и подростковой одежде, в спортивной и туристической одеж­де и обуви. Световозвращающие эле­менты на одежде должны обеспечи­вать видимость объекта с двух сто­рон, чтобы человек был виден води­телям встречных направлений дви­жения.

(Как вариант, можно купить световозвращающую ленту и нашить её на обычную одежду. У этого способа есть свои недостатки — на каждые брюки или куртку нужно нашивать от­дельную ленту. Но бесспорное досто­инство данного способа — световоз­вращатель всегда с собой, его не нуж­но надевать и снимать.

Варианте нашитыми световозвращающими лентами или встроенными фабричным способом наиболее удо­бен для родителей детей дошколь­ного и младшего школьного возрас­та. Достаточно убедиться, что утром, собираясь в школу, ребёнок надел одежду, на которой имеются свето­возвращающие элементы. Это зна­чит, мы позаботились, чтобы наш ре­бёнок был лучше виден на дороге и у водителя появилась возможность за­метить ребёнка задолго до того, как он приблизится к нему на опасное расстояние.)

Световозвращающие элементы используются:

на верхней одежде, обуви, шапках;

на рюкзаках, сумках, папках и дру­гих предметах;

на колясках, велосипедах, самокатах, роликах, санках и т.д.;

на велошлеме и специальной за­щитной амуниции велосипедиста и роллера.

Правила применения световозвращателей

Приобретая одежду ребёнку, нужно обратить внимание на наличие на ней световозвращателей.

Световозвращатели нужно при­креплять к верхней одежде, рюкзакам, сумкам, так, чтобы при переходе через проезжую часть на них попадал свет фар автомобилей и они всегда были видны водителю. Оптимальная высота размещения световозвращателей — от 80 см до 1 м от поверхности земли (пола}. Желательно, чтобы световоз­вращатель свободно свисал на шнурке.

Световозвращающие элементы у ребёнка ростом до 140 см можно раз­мещать на рюкзаке, верхней части ру­кавов одежды, головном уборе.

Лучше всего заметна прямая свето­возвращающая полоска длиной не менее 7 см, размещённая на одежде или сумке.

Рекомендуется крепить световоз­вращатели на одежду спереди, сзади и с каждого бока, чтобы ребёнок был виден водителям как встречного, так и попутного транспорта.

Чем больше световозвращающих элементов на одежде ребёнка, тем он заметнее для водителя транспорт­ного средства в тёмное время суток.

Для обеспечения безопасности сво­его ребёнка родители должны приоб­рести для него световозвращателями и контролировать, чтобы световоз­вращатели (съёмные или несъёмные) присутствовали у него всегда, неза­висимо от времени суток и времени года. Но даже имея на одежде свето­возвращатель, дети-пешеходы долж­ны знать и соблюдать правила безо­пасного поведения на дороге.

И самое важное, это то, что роди­тели всегда должны показывать детям только положительный пример и сами использовать световозвращатели.

Памятки для родителей

Как переходить дорогу

Уважаемые родители, помните, что вы являетесь приме­ром для подражания для своего ребенка. Соблюдайте правила дорожного движения и никогда не нарушайте их, особенно в присутствии ребенка.

  • При переходе проезжей части дороги остановитесь, посмотрите по сторонам, убедитесь в безопасности, тогда переходите.
  • Переходите дорогу только на зеленый свет светофора.
  • При переходе дороги крепко держите ребенка за руку, не отвлекайтесь, не разговаривайте, не пользуйтесь мобильным телефоном.
  • Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом и в неустановленном месте.
  • Обучайте ребенка. Этот процесс должен быть непре­рывным.
  • Хвалите ребенка за правильные действия при переходе дороги.
  • Обращайте внимание на детей, оставленных без при­смотра взрослых и нарушающих ПДД.

Воспитание в детях законопослушного поведения на дороге

При движении по тротуару:

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой, родители долж­ны держать ребенка за руку.

Приучите ребенка внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляс­ки, санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу:

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы, останов­ка для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться вдаль, различать прибли­жающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота машин.

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, движется по инерции.

При переходе проезжей части:

Переходите улицу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

Идите только на зеленый свет светофора.

Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транс­порта или кустов, не осмотрев предварительно улицу,

Не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус — это опасно.

При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транс­порта.

Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации