Практикум для родителей «Играем дома — развиваем речь»

Автор публикации:
Шефер Наталья Александровна
Город (населенный пункт):
город Чайковский, Пермский край

Практикум для родителей «Играем дома — развиваем речь»

Форма проведения: практикум.

Участники: родители детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучить родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.

Проект решения:

1. Играть с детьми речевые игры дома.

2. Ежедневно соблюдать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.

3. Пополнить картотеку речевых игр.

Материал и оборудование: мяч; картотека игр для развития речи детей дома; памятки с описанием игр.

Ход мероприятия

Педагог напоминает тему практикума. Озвучивает проблему, о том, что не все родители знают, как играть с детьми в речевые игры.

Рассказать родителям о значимости речевых игр для детей дошкольного возраста. Предложить родителям самим поиграть в речевые игры.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

- А теперь предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

1. Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

2. Речевые игры и упражнения

«Только веселые слова». Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно назвать по очереди только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун», Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу пока слова не кончатся.

Можно сменить тему и называть только «зеленые» слова (огурец, елка и т. д., только «круглые» (колобок, колесо и т. д.)

«Слова – мячики». Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим «Холодный», а ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Горячий». Затем игроки меняются ролями.

«Антонимы в сказках и фильмах». Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название-антоним, а дети должны будут угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

«Рассказ о простой курочке» - («Сказка о золотой рыбке»)

«Мышь в сапогах» - («Кот в сапогах»)

«Зеленый платочек» - («Красная шапочка»)

«Знайка в Лунной деревне» - («Незнайка в Солнечном городе»)

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«Деревянный замочек» - («Золотой ключик»)

«Если вдруг». Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например. Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы; все учебники и книги; все игрушки и т.д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Можно предложить ребенку и другие ситуации, например, если бы у тебя была:

живая вода; цветик-семецветик; сапоги-скороходы; ковер-самолет и т.д.

«Подбери слово». Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту слова, обозначающие его признаки, качества. Например, какая зима? (холодная, снежная, морозная). Какой снег? (Белый, пушистый, мягкий, чисты, липкий).

«Кто что умеет делать?» Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть).

«Веселые рифмы». Играющие должны подобрать к словам рифмы: свечка – печка; трубы – губы; ракетка – пипетка и т.д.

Подведение итогов.

Педагог рассказывает о значимости речевых игр в развитие психических процессах у дошкольников. Делает акцент на том, что если родители будут играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.

Дать родителям памятки (брошюры) с описанием речевых игр, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно.

Благодарит родителей за активное участие в практикуме.

Решение:

1. Играть с детьми в рекомендованные речевые игры дома.

2. Ежедневно соблюдать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.

3. Пополнить картотеку речевых игр.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации