МАСТЕР – КЛАСС: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в психологическом сопровождении"

Автор публикации:
Кузьмина Лариса Викторовна
Город (населенный пункт):
г.Стерлитамак

МАСТЕР – КЛАСС:

«Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в психологическом сопровождении при подготовки к школьному обучению».

Подготовила и провела: Кузьмина Л.В.

г. Стерлитамак, 2016 г.

Теоретическое обоснование выбора темы.

Развиваясь, ребёнок, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности и общении. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.

Целостное представление о себе может сформироваться у ребёнка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Учитывая, что ведущей системой восприятия ребенка-дошкольника является кинестетическая, формирование интегративных качеств у детей по ФГОС целесообразно развивать с использованием телесно-ориентированного подхода путем экспериментирования с собственными телесными ощущениями и возникающими в ответ на это чувствами в безопасной обстановке.

Таким образом, дети привыкают к тому, что ценность имеет каждый человек и его уникальный опыт. Опыт, полученный в ситуации отсутствия оценки повышает уверенность в себе. Научившись познавать себя и окружающий мир конструктивно в безопасной обстановке, дети переносят этот навык на все остальные ситуации, что является одним из главных ориентиров и критерием успешности педагогической работы с ребёнком в современном обществе.

Занятие с элементами тренинга

«То, что меня окружает».

Содержание

Правила группы.

- говорить по одному;

- никого не обижать, никого не унижать;

- если не знаешь, что делать, спросить у ведущего.

Здесь ведущий поясняет: «Если вам нужна будет помощь или вы хотите задать вопрос, что-то мне сказать, вытяните руку вперед ладошкой кверху. Это будет означать, что вы обращаетесь ко мне».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня нашу встречу начнем с приветствия.

Ритуал приветствия.

Участники становятся в круг, берутся за руки, после чего хором припевают имена всех участников « Эллина здесь, Ангелина здесь…». И так по кругу.

Телесно-ориентированное упражнение «Марионетки»
Методика и техника: групповая игра.

Цель: снятие мышечных зажимов.

Давайте выполним такое упражнение. Ведущий просит детей представить, что они — мягкие тря­пичные игрушки, которые висят на ниточках.
Дети встают в круг и поднимают руки. По команде ведущего последовательно выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях; расслаб­ляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают го­лову; сгибают колени и приседают на корточки. Молодцы! С заданием справились.
Упражнение «Дотронься до…»

Метод и техника: групповая игра.

Цель: развитие внимания, развитие координации движений.

Все встают в круг. Ведущий говорит: - Слушайте меня внимательно. Я буду называть части тела, а вы - быстро дотрагиваетесь до названной части своего тела. Готовы? Начинаем! Нос, лоб, макушка, щека, коленка, спина, рука, шея, подбородок, ухо, запястье, пятка и так далее.

Упражнение «Моё тело – это Я».

Метод и техника: групповая беседа.

Цель: закрепление понятия о теле человека.

Ведущий: из каких частей состоит тело человека? (Ответы детей).

Могут ли отдельные части нашего тела жить отдельной жизнью, например, ноги сами по себе гуляют, руки в это время рисуют, тело спит? Что тогда может произойти с человеком?

-Покажите, как гуляют ваши ноги; рисуют руки; спит тело. (Ведущий обращает

внимание на то, что при показе отдельных движений остальные части тела участия в них не принимают). Как вы себя при этом ощущаете? (Ответы детей).

Что вы поняли? («Моё тело – это Я сам»).

Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка»

Методы и техника: развивающая игра.

Цель: развитие внимания и зрительно-моторной координации;

выполняет те же движения и говорит: - Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями. Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Ведущий начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак бесконечности: . В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок. По окончании для снятия напряжения дети встряхивают кистями рук.

Упражнение «Хорошо или плохо»

Метод и техника: развивающая игра.

Цель: развитие речи, воображения и мышления.

Ведущий говорит:

- Давайте все вместе подумаем вот над чем. Сейчас у нас зима и часто идет снег. А хорошо это или плохо, когда идет снег?

Дети дают свои варианты, например: снег – это хорошо, потому, что можно кататься на санках, играть в снежки и т.д.

Если никто из участников не дает отрицательную оценку снегопаду, ведущий соглашается с детьми, все же напоминает о том, что зимой птицам и зверям в лесу голодно и холодно, а людям трудно передвигаться и т.д.

Молодцы! Все правильно сказали!

Упражнение «Сложим по образцу»

Метод и техника: групповое занятие.

Цель: тренировка умения работать по образцу; развитие внимания и зрительно-моторной координации.

На экране КИТ детям показываются плакаты «Сложим по образцу», картинки с образцами «Елочка», «Санки».

Детям предлагается выложить рисунки по образцам, учитывая форму.

После этого ведущий просит детей сложить из геометрических фигур любые картинки и зарисовать их на листке.

Молодцы! Вы справились с заданием.

Динамическая пауза.

  • Метод и техника: подвижная игра.
  • Цель: снижение эмоционального и физического напряжения.

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо (дети ладошками машут себе в лицо)

Закачалось деревцо (дети качают туловище то в одну, то в другую сторону).

Ветер тише, тише, тише (приседают),

Деревцо всё выше, выше (дети встают и тянутся руками к «солнышку»).


Упражнение «Лесная школа».

  • Методика и техника: групповая игра
  • Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения, способствовать расслаблению.
  • Выполняется под тихую спокойную музыку.
  • Ведущий. Мы хорошо с вами поработали сегодня. Предлагаю всем перейти на ковер, расположиться удобно, закрыть глаза. Давайте на секунду представим, что мы перенеслись в необычную лесную школу, где вместо класса – большое дерево, а вместо парт – веточки дерева. А мы с вами превратимся в лесных учеников – разных птичек. И вот мы все вместе очень удобно и комфортно расположились на ветках деревьев. Светит теплое солнышко, шелестят ветки деревьев – нам хорошо и спокойно. Мы успокаиваемся, дыхание ровное, тепло легко-легко, как пушинка, настроение очень дружелюбное и хорошее. Делаем глубокий вдох и открываем глаза.
  • Завершение. Ведущий: «Понравилось вам путешествие? Если занятие понравилось, поаплодируйте, если нет – потопайте ногами. Можно уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему?» Спасибо!
  • Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором: «До свидания!»

Используемая литература:

1. Земцова Е. А. " Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов" – Минск: Красико – Принт, 2012.

2. И. В. Ганичева "Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми" – Москва, 2004.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации