Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Паспорт проектной работы в 1 классе "Подвижные игры"

План реализации проекта:

1.Разработка программ по внеурочной деятельности:

«Игры народов мира»,

«Подвижные игры»

Цель:

• укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;

• организация досуга учащихся.

Итоговое мероприятие: создание коллективного проекта в виде сборника «Подвижные игры».

2. Анкетирование родителей и учащихся «Подвижные игры», обработка результатов.

3. Беседа с учащимися «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»

4.Постановка цели и задач проекта.

5.Реализация проекта:

— сбор считалок,

— подбор стихов, загадок об играх и игрушках,

— узнать, найти, подобрать подвижные игры, оформить страничку книги.

6.Защита проекта в классе: знакомство с подобранными играми, считалками.

7. Оформление коллективного сборника Подвижных игр.

Разучивание игр на динамической паузе.

Актуальность темы проекта

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все подвижные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Подвижные игры произошли с того самого момента, когда на земле появился первый ребёнок. Это самые-самые древние игры человечества. Наши предки может быть просто не дожили до наших дней, если бы как и «новое» поколение современных детей всё детство сидели за компьютером. У них бы не было друзей и множества приятных моментов из детства. Что в скором времени ожидает многих детей, которых глобальная сеть интернета поглотила с головой? Испорченное зрение, искривленный позвоночник, физически слабый организм, плохой аппетит, может даже гастрит.

Современные дети очень много времени проводят у экранов телевизоров, компьютеров, телефонов; забывая о том, что есть много интересных игр и развлечений, которые гораздо полезнее и увлекательнее.

Игромания — это уже не болезнь, а норма жизни. Но зато эти дети лучше всех играют в гонки или каждый день строят города и фермы. Вот и все достижения!

Движение — это жизнь! Игра увлекает, захватывает, заставляет взрослого снова почувствовать себя ребёнком, а ребёнка — просто побыть самим собой. Свежий воздух, солнечный свет и дружная детская компания — что может быть лучше? Лучше может быть только игра!

Окунаясь в историческое прошлое можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

Девизом жизни ребенка должен быть такой:

Придумывайте игры, играйте день и ночь,
Считайтесь вы в считалки и выходите прочь.
Берите в руки мячики, скакалки и мелки,
Играйте просто в салки или в бегунки.
И двигайтесь побольше, и прыгайте до небес,
На организме больше не ставьте жирный крест!

Участники проекта

Учащиеся 1«б» класса, родители.

Цель проекта

Познакомить учащихся с подвижными играми, привить интерес к коллективной игровой деятельности .

Задачи проекта

1. Изучить литературу о подвижных играх и формировать у учащихся целостного отношения к культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Сформировать представление о разнообразии подвижных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности подвижные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор учащихся.

3. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

4.Создать книгу по организации и проведению игр на переменах и во внеурочное время.

Срок реализации проекта: январь-февраль

Вид проекта

познавательно — информационный, коллективный.

Материально- технические ресурсы

игрушки, атрибуты для подвижных игр, литература о подвижных играх.

Организационные формы работы

Непосредственная образовательная деятельность, наблюдения за играми школьников, братьев и сестёр, поиск игр в книгах, интернете, беседы с родственниками.

Самостоятельная работа детей в режимных моментах, на динамической паузе, переменах, играх- соревнованиях.

Взаимодействие с родителями – помощь в подборе необходимого материала.

Прогнозируемый результат

— у учащихся формируются знания о традициях народа, в котором они живут;

-учащиеся знакомятся с подвижными играми и учатся использовать их в свободной деятельности;

— в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;

— углубляются знания традиций и культуры народа, обогащается словарный запас учащихся, через знакомство с поэзией и народным фольклором;

— повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир подвижных игр;

-развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с учителем).

Используемые источники:

1.Интернет

2.Беседы со взрослыми

3.Е.М. Геллер «Игры на переменах для школьников 1-3 классов», Москва «Физкультура и спорт» 1985 г.

4.О.С.Богданова, В.И. Петрова «Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов», Москва «Просвещение» 1978 г.

5.«Подвижные игры в школе», 1988 г.

План работы над проектом:

Этапы

Задачи

Содержание деятельности

Дата

Подготовительный

Подвести учащихся к теме проекта

Анкетирование родителей и учащихся по теме «Подвижные игры»

Цель: выяснить в какие игры играют в семье; пробудить в родителях интерес к теме подвижных игр; побуждать проводить совместные игры с детьми

Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».

Цели: Расширить представление учащихся об историческом и культурном прошлом наших предков.

Проблемная ситуация: «Подвижная игра, — что это такое?»

Цели: заинтересовать учащихся темой подвижных игр; подвести их к выбору темы проекта

Выбор темы проекта

Цель: способствовать развитию у учащихся навыков совместного обсуждения и выбора темы и вида деятельности

январь

январь

январь

январь

I этап

Организационный

Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в классе, объяснить его важность и необходимость

Привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы).

Задание учащимся: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки, мамы и папы Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения учащихся добывать информацию; пробуждать в них заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта. Подбор подвижных игр в библиотеке, в интернете, со слов родителей, бабушек, дедушек.

Сбор считалок, загадок, стихов об играх и игрушках

Январь

январь

II этап

Практический

Формирование элементарных знаний и представлений об играх и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности.

Разучивание подвижных игр на динамической паузе в ходе кружков «Подвижные игры», «Игры народов мира»

Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить считалки к играм; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение учащихся сдерживать свои эмоции во время игры; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры

Оформление страничек сборника «Подвижные игры»

Сентябрь-май

февраль

III этап.

Заключительный

Обобщение опыта работы по теме «Подвижные игры».

Защита своей работы каждым учащимся

Оформление проекта по данной теме в единый сборник

Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в народные игры»

Защита классного проекта «Подвижные игры» на школьной конференции

Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице

§Защита проекта с участием родителей будет проходить на Празднике игры в конце учебного года.

На праздник приглашаются учащиеся, учителя и родители. Группы представляют свою работу, знакомят всех присутствующих с подвижными играми.

Проводится анализ выполненной деятельности и обсуждаются следующие моменты: что получилось, а что нет и почему.

Намечаются перспективы работы в будущем. Представление проекта позволит участникам осознать личную значимость, приобрести опыт общения и публичного выступления.

Февраль-май

Май

Оценка результатов проекта

Результаты анкетирования семей по теме «Подвижные игры»:

в половине семей, принявших участие в анкетировании, родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время весомая группа родителей не играют со своими детьми (только 7 семей), дети (13 семей) в большинстве гуляют на улице одни. Родители знают различные подвижные игры, помнят игры из детства. Но с детьми играют редко.

Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры, но 8 человек предпочитает играть в компьютерные игры, 6 человек в настольные. В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр.

По окончании работы над проектом укрепились связи с семьями детей.

Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение подвижных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в школе.

Приложение 1

Анкета для родителей по теме «Подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

1.Часто ли совершаете прогулки в выходные дни с детьми?__________________

2.Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…

а) В детский парк

б) Во двор

в) В магазин

г) На спортивную игровую площадку

д) Ребенок гуляет один

3.Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Компьютерные

4.В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________

_____________________________________________________________

5.Перечислите, какие подвижные игры Вы знаете____________________________

__________________________________________________________________

6.Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ______

Вопросы для детей по теме «Подвижные игры»

1.Ты любишь играть?

2.В какие игры ты любишь играть?

3.Ты знаешь, что такое подвижные игры?

4.Какие подвижные игры ты знаешь?

5.В какие из них ты любишь играть?

6.С кем ты любишь играть в подвижные игры?

Результаты анкетирования родителей

В анкетировании приняли участие 25 семей.

1.Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?

18 – да; 7 — нет

2.Выйдя с ребенком на прогулку Вы идете…

а) В детский парк 14

б) Во двор 15

в) В магазин 8

г) На спортивную игровую площадку 1

д) Ребенок гуляет один 12

3.Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры 14

б) Настольные игры 5

в) Сюжетно-ролевые игры 5

г) Компьютерные 6

4.В какие подвижные игры Вы играли в детстве?

«Салки», «Прятки», «Резиночка», «Классики», «Футбол», «Бадминтон», «Казаки-разбойники», «Кто дальше прыгнет», «Догонялки», и другие

5.Перечислите, какие подвижные игры Вы знаете:

«Салки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Горелки», «Лапта», «Городки», «Лото»

6.Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры?

7-да; 18-нет

Вывод:

Почти во всех семьях, принявших участие в анкетировании, родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми, хотя знают, что такое подвижные игры и знакомы с ними.

В начале проведения проекта был проведен опрос детей по теме подвижных игр.

Вопросы для интервью с детьми

В опросе приняли участие 26 детей класса

Вопросы

Начало проекта

Ты любишь играть?

24 — да, 2 – не знаю

В какие игры ты любишь играть?

6 человек предпочитает играть в настольные игры, 8 в компьютерные, 12 человек любит играть в подвижные игры.

Ты знаешь, что такое подвижные игры?

Что такое подвижные игры не смогли ответить 7 человек.

Какие подвижные игры ты знаешь?

Все дети перечисляли знакомые игры, не различая их по подвижности и малоподвижности.

В какие из них ты любишь играть?

Все дети перечисляли названия именно подвижных игр. Наиболее распространенные: прятки, футбол, догонялки.

С кем ты любишь играть в подвижные игры?

22 ребенка – с друзьями и товарищами и

8 детей – с родителями, братьями, сестрами.

Вывод: Из результатов опроса детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности игры. В ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, оказалось, что подвижные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но не все учащиеся.

Ф.И. учащегося

Ты любишь играть?

В какие игры ты любишь играть?

Ты знаешь, что такое подвижные игры?

Какие подвижные игры ты знаешь?

В какие из них ты любишь играть?

С кем ты любишь играть в подвижные игры?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Приложение 2

Сводная таблица по проекту «Подвижные игры»

— отлично -хорошо — удовлетворительно

— не выполнял

Приложение 3

«Игрушки наших бабушек»

Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу;

Оборудование: соломенные игрушки, тряпичные игрушки, куклы – обереги, глиняные игрушки, матрешки, фотоальбом с описанием «Матрешки», Итта Рюмина «Куклы наших бабушек», Издательство «Малыш», Москва, 1989

Соломенные игрушки.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, — из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины — платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь — посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Куклы-обереги.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Тряпичные игрушки.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Глиняные игрушки.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Матрешка.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых — известных русских промышленников и меценатов — то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с «сюрпризом», — она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка — от имени Матрена.

Вывод:

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица — утушкой, курочкой, гусем; конь — рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Подвижные игры – наше здоровье и народное богатство !

Игра — явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; Играют не только люди, но и животные. Молодые животные — щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и вы: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям.
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.
Действиями игры и словами песни первобытные люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Все люди, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.
Во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.
Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.

Совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера очень редко можно встретить. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелким узором, даже окрашивают их.
Так, например, маленький, будущий охотник, учился владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учились накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переходят на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т.д.

Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых.

Приложение 4

ПРОЕКТ «Подвижные игры»

(лист в портфолио учащихся)

Придумывайте игры, играйте день и ночь,
Считайтесь вы в считалки и выходите прочь.
Берите в руки мячики, скакалки и мелки,
Играйте просто в салки или в бегунки.
И двигайтесь побольше, и прыгайте до небес,
На организме больше не ставьте жирный крест!

Цель проекта: познакомиться с подвижными играми, участвовать в коллективной игровой деятельности .

Задачи проекта:

1. Изучить литературу о подвижных играх, привлечь к изучение подвижных игр родителей.

2. Познакомиться с разнообразием подвижных игр; использовать их в самостоятельной деятельности, учиться действовать согласно правилам игры.

3.Создать книгу по организации и проведению игр на переменах и во внеурочное время «Подвижные игры».

Срок реализации проекта: январь-февраль 2016 г.

Что сделал(а) я для реализации данного проекта:

1.Подготовил(а) игру:__________________________________________________

2.Подобрал(а) считалку: _______________________________________________

3.Защитил(а) свою работу в классе, участвовал(а) в оценивании работ одноклассников.

4.Принял(а) участие в сборке книги «Подвижные игры».

В ходе проделанной работы, узнал(а) много новых и интересных подвижных игр!

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации