Рабочая программа по конструированию и робототехнике для детей от 3 до 4 лет
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детскийсад № 120 «Калинка» г. Сочи
354003, Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.
Рабочая программа по конструированию и робототехнике
для детей от 3 до 4 лет на 2015/2016 учебный год.
Разработчик:
Воспитатель второй младшей группы
/ / 201 г. Владимирова М.С.
Утверждено:
Заведующая МДОБУ №120 «Калинка»
/ / 201 г. Мусихина О.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный мир очень разнообразен. Начальное моделирование и конструирование позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, образное и техническое мышление.
Начальное моделирование и конструирование — это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей, это познавательный процесс формирования начальных, элементарных знаний и умений, а также первоначальная ступень в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей.
Конструирование из бумаги с последующим конструированием таких же моделей из деталей конструктора – это вид детского творчества, который создает условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук; формирует знания о назначении, строении конструкции, и ее роли в жизни человека; способствует развитию творческого мышления.
Новизна программы заключается в том, что дети младшего дошкольного возраста в ходе ее реализации знакомятся с различными видами техники.
Программа выстроена с учетом преемственности и является первой ступенью освоения программ начального технического моделирования в младшем школьном возрасте.
С учетом возрастных особенностей детей образовательная программа объединена единым наглядным сказочным сюжетом с различными станциями: «На строительной площадке», «Космодром» и т.д.
Цель:
— развитие логического и пространственного мышления детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
— создать условия для овладения методами и приемами решения технических задач: конструкторских, технологических;
— способствовать формированию умения выполнять работу в соответствии с
технологической картой.
Развивающие:
— способствовать формированию умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;
— знакомить детей с простейшими элементами художественного конструирования и оформления изделий.
Воспитательные:
-создать условия для формирования навыков работы в коллективе;
— формировать умение организовывать рабочее место;
— содействовать воспитанию умения ценить то, что создано творческим трудом.
Познавательные: создать условия для развития познавательного интереса к технической деятельности
Возраст детей, обучающихся по программе, — 3-4 года; численность в группе 10 человек. Программа рассчитана на один год обучения.
Режим занятий по программе:
3-4 года – 2 раза в неделю, 1 час (15 минут), всего 18 часов в год.
Теоритический базис программы выстроен на основе:
— «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и др. Из данной программы использованы аспекты таких разделов, как «Конструирование» и «Ручной труд»;
— учебного пособия Кобитиной И.И. «Дошкольникам о технике», в котором представлены история развития техники, рассказы о видах транспорта в доступном изложении для детей младшего дошкольного возраста.
Основные принципы построения программы
В основу программы положены принципы:
Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, сформировать большие интересы.
Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей занятий. Каждый ребенок четко представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретет, где сможет их применить.
Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии ребенок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.
Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.
Календарно тематический план
Задачи:
— создать условия для развития умения устанавливать связь между сделанными детьми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни;
— содействовать расширению и закреплению знаний о назначении и функциях средств передвижения и способствовать развитию умения группировать транспорт по видам: водный, воздушный, сухопутный, космический;
— способствовать развитию умения выделять основные части и характерные детали конструкции, понимая их назначение;
— развивать у детей умение работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
— закреплять и развивать навыки сгибания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивания деталей к основной форме.
Предполагаемые компетенции.
В конце года дети знают:
— основные материалы и инструменты, правила работы с ними;
— различные виды бумаги;
— назначение и функции средств передвижения;
В конце года дети умеют:
— устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни;
— анализировать образец и назначение постройки;
— планировать этапы создания своей постройки;
— выделять основные части и характерные детали конструкции;
— работать коллективно;
— сгибать лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие; квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты в маленькие прямоугольники;
— приклеивать детали к основной форме;
— группировать виды транспорта: водный, воздушный, сухопутный (наземный подземный), космический.
Методы обучения:
— наглядный (наглядные материалы – картины, рисунки, фотографии; демонстрационные материалы – модели, приборы, предметы, видеоматериалы);
— проблемный ( анализ истории научного изучения проблемы, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий и терминов, создание проблемной ситуации);
— проектно-конструкторский ( построение гипотез, создание моделей, конструкций, нахождение новых способов решения задач);
— метод игры ( дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, игра-конкурс, игра-путешествие; игры-конструкторы);
— исследовательский ( проведение опыта);
— метод аналогии ( аналогия лежит в основе моделирования, также используется прием имитации и масштабного изменения размеров).