Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Организация образовательного процесса по направлению «Технологии ведения дома» в условиях общеобразовательного учреждения.

Организация образовательного процесса по направлению

«Технологии ведения дома» в условиях общеобразовательного

учреждения.

Образовательная область «Технология», синтезирующая научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования.

К основным формам организации урочной и внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» относятся: театр, кружок, студия, конкурс, факультатив, олимпиада, экскурсия, деловая игра, предметная неделя, научное общество, школьная конференция, тренинг, сетевые проекты.

Конечными результатами технологического образования следует считать повышение уровня социальной устойчивости и конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда, их готовность к профессиональному обучению и развитию на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Следовательно, реализация целей и задач технологического обучения предполагает формирование специально организованного образовательного пространства, научно-методическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое обеспечение.

Новизной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована, прежде всего, на занятиях по кулинарии.

В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории.

Эти занятия способствуют формированию у самих школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку именно в школьном возрасте неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

В отличие от предыдущего стандарта, в содержании данного курса сквозной линией проходят экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся от оформления кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.

При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.

При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобмёточных машин с программным управлением.

Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.

При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования

Приоритетными методами остаются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ должны быть направлены на освоение различных технологий. Для практических работ необходимо выбрать такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности технологических операций, изучаемых по программе. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественная и личная ценность.

При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.

Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств материалов; с физикой при изучении устройств и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий.

Результаты изучения предмета «Технология» в основной школе сформулированы в примерной программе, составленной на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

На всех ступенях обучения предусмотрено выполнение учащимися проектных работ. Соответствующие темы по учебным планам программ даются в конце каждого года обучения.

Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года.

При организации творческой или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Организация работы учащихся по выполнению проектных работ строится по индивидуальным планам обучающихся, которые предусматривают как урочную, так и внеурочную деятельность.

Необходимость технологического образования вытекает из стратегии развития образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики, страны в целом.

С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности.

В результате технологического образования будут сформированы знания основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта.

Список литературы:

1. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

2. О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);

3. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);

4. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

5. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2002

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации