Образовательный проект по теме: «Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»

Автор публикации:
Андреева Анжелика Николаевна
Город (населенный пункт):
г. Армавир, Краснодарский край

Образовательный проект по теме:

«Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»

Автор: Андреева Анжелика Николаевна, старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 23, г. Армавир.

Тема: «Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»

План:

  • I.Актуальность проекта.
  • II.Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи проекта.
  • III.Обеспечение проектной деятельности:

- методическое обеспечение;

- материально – техническое;

- диагностико - дидактическое.

IV. Этапы и методы проекта.

V. Содержание практической деятельности.

VI. Предполагаемый результат.

VII. Форма презентации.

  • I.Актуальность проекта. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт и плохо развитую речь.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:

-Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей

-Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%

-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни, речевому развитию.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — найти метод, который сможет не только воспитать физически развитого ребенка, но и развитого психологически и интеллектуально. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима для детей с ОВЗ.

Таким образом, проблема развития здорового ребенка определила актуальность данного проекта по теме: «Использование игровых оздоровительных упражнений с детьми с ОНР»

  • II.Цель проекта:

Повышать эффективность оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста через использование оздоровительных игровых упражнений.

Объект проекта оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Предмет проектаповышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы.

Гипотеза:

В основу проекта положена следующая гипотеза. Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной, если она основывается на применении оздоровительных упражнений, пальчиковой гимнастике, дыхательной гимнастике, самомассажа.

В ходе достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

Задачи проекта:

  • 1.Познакомить с тем, что оздоровительные, пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
  • 2.Раскрыть важность оздоровительных упражнений, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
  • 3.Организовать оздоровительную работу с применением таких упражнений.
  • 4.Создать психолого-педагогические условия для организации занятий с использованием оздоровительных упражнений.
  • 5.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • 6.совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, пальчиковых, оздоровительных упражнений.

Длительность проекта: в течение учебного года.

III Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  • 1.Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду - Ростов н/Д : Феникс, 2008);
  • 2.теоретические положения по физическому развитию и оздоровлению детей (К.К. Утробина, Р.А. Юдина, Л.В. Яковлева)
  • 3. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет - Волгоград: Учитель, 2009,
  • 4.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001г,
  • 5.Цвынтарпый В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996.,
  • 6.Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие М.: АРКТИ, 2008.
  • 7.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
  • 8.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
  • 9.Вера Солнцева 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики
  • Материально – техническое:
  • -картотеки пальчиковой гимнастики, глазодвигательных упражнений,
  • дыхательной гимнастики.
  • -Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
  • Диагностико – дидактическое:
  • -Картотека, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
  • -Картотека «Игровых зарядок».
  • -Утренняя гимнастика с применением кинезиологических упражнений.
  • III.Этапы и методы проекта.
  • Теоретико-методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили ход работы, которая предусматривает три взаимосвязанных этапа в период с сентября 2013 по май 2014 года.
  • На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы исследования.
  • 1 этап (аналитический) - сентябрь 2013 г.
  • Цель:
  • ØИзучение методической литературы по данной теме: Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры», Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие».
  • Задачи:
  • ØПроведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
  • ØПодготовка наглядного материала:
  • слайдов для мультимедийного демонстрирования
  • письменных консультаций для стенда информации
  • картотеки пальчиковой гимнастики, глазодвигательных упражнений,

дыхательной гимнастики.

Методы работы:

- Анализ и обобщение научно-методической литературы;

- Опрос и анкетирование;

- Изучение состояния здоровья детей на основе диагностики.

  • 2 этап (технологический) - октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.
  • Цель:
  • Ø Создание условий для внедрения проекта по использованию метода кинезиологии в оздоровлении дошкольников.

Задачи:

  • Составление перспективного плана проведения кинезиологических упражнений в течение дня.
  • картотеки пальчиковой гимнастики,
  • глазодвигательных упражнений,
  • vкомплексов утренней гимнастики с использованием кинезиологических упражнений и дыхательной гимнастики
  • Обучение родителей проведению кигнезиологических игр с ребенком.
  • Включение кинезиологических упражнений в конспекты занятий.
  • Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.

Методы работы:

- Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;

- Педагогические наблюдения.

3 этап (практический) - май 2014 г.

  • Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
  • Методы работы:
  • анализ и обобщение полученных результатов.
  • Постановка новой проблемы:
  • использование кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях, «Детский игровой самомассаж».
  • V. Содержание практической деятельности.
  • ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ
  • 1.

    • Изучение тематики, формулировка проблемы.
  • Стимулировать речевое развитие, умст-венное развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук де-тей. ( Сентябрь)
    • 2.
  • Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта.
  • Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей.
  • (Сентябрь)
    • 3.
  • Изучение методической литературы
  • Познакомиться с методиками, программами по этой теме. (Сентябрь-октябрь)
    • 4.
  • Отбор комплексов упражнений пальчиковой гимнастики, дыха-тельной гимнастики, гимнастики для глаз в физкультурно - оздоро - вительную работу.
  • Повысить оздоровительную работу в детском саду.
  • (В течение года)
    • 5.
  • Составление картотек кинезиоло-гических,оздоровительных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
  • Использовать в повседневной деятельности. (В течение года)
    • 6.
  • Составление перспективного плана проведения кинезиологических упражнений.
  • Систематизировать использование оздоровительных упражнений в работе с детьми (Октябрь)
    • 7.
  • Включение кинезиологических упражнений в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей.
  • Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а так-же дать ощутить детям радость телесного контакта. (В течение года)
    • 8.
  • Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультиме-дийного оборудования).
  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленни-ками в осуществлении данного проекта.
  • (декабрь)
    • 9.
  • Письменные консультации на стенде информации
  • Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными. (В течение года)
    • 10.
  • Повторная диагностика в конце учебного года.
  • Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей.
    • 11.
  • Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж».
  • Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук - игрового самомассажа. (Май)
  • Формы работы по проекту.

    • Виды
    • Пример
    • Цель использования, в каких случаях используется
      • 1.
    • Пальчиковая гимнастика
    • «Замок», «Петушок», "Грабли" "Пальчики здоро-ваются", «На прогулку мы идем».
    • Развитие мелкой мотори-ки рук, речевое развитие,
    • внимание.
      • 2.
    • Упражнения на развитие мелкой моторики
    • Нанизывание бус«Колечко», «Лезгинка», «Кулак-ребро- ладонь», «Цепочка».
    • Развитие мелкой моторики рук, речь.
      • 3.
    • Дыхательная гимнастика
    • «Свеча», «Насос», «Гуси летят», «Часики», «Подыши одной ноздрей», «Крылья».
    • Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произ-вольность.

      • 4.
    • Глазодвигательная гимнастика
    • «Подружились», «Глазки», «Прятки»,
    • Расширяют поле зрения, улучшают восприятие, снимают напряжение глаз.
      • 5.
    • Упражнения для релаксации
    • «Огонь и лед», «Пляж»,
    • «Море».
    • Способствуют рас-слаблению, снятию напряжения
      • 6.
    • Кинезиологические упражнения
    • «Запястье», «Шея», «Дерево», «Ладонь».
    • Развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья
      • 7.
    • Самомассаж
    • «Ладошки», «Внимание», «Гуси щиплят травку», «Ручки», «Поиграем с нож-ками».
    • Профилактика заболева-ний, укрепления функций организма
      • VI. Предполагаемый результат:
      • Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
      • асширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
      • Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
      • Использование кинезиологических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности.
      • Повышение сопротивляемости организма детей, уменьшение числа часто болеющих детей и снижение уровня заболеваемости.

      VII. Форма презентации:

      предоставление фотоматериалов по организации оздоровительной работы с использованием метода кинезиологии.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации