Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Программа физкультурно-оздоровительной направленности "Игры народов Севера"

Бегает с копьем

Близится расплата

За мои грехи

Сжалься, сжалься, Торум

Сыну помоги!

Припев: Ил выхалты арэх

Ил выхалты арэх

Ил выхалты арэх

Загадки Берестяной маски:

Что зимой не мерзнет, и летом не мерзнет. (Сердце)

Сам маленький, а сильнейшего ловит, даже волка. (Капкан)

На ветке кедра горят два огонька, а дыма нет. (Рысь)

В воде играет, а на земле умирает. (Рыба).

Сценка «Трусливый охотник».

Ведущий 1:В одном чуме у ханты медведь растащил хранящиеся в лабазе запасы. Хозяин говорит жене:

Хозяин:«Пойдем, жена, убьём медведя, — я их и раньше убивал; у меня есть ружье и рогатина!». Ведущий 1:На самом же деле, он не только не убивал медведей, но даже никогда и не видывал их. Поэтому про себя муж думает:

Хозяин: «Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то ведь он меня задерёт!»

Жена: Не идти на охоту,

Ведущий 1:Однако муж стоит на своём и обещает злодея убить.

Хозяин:Нет я пойду, и все равно его убью.

Ведущий 1:Только они отошли немного от чума, как навстречу им идёт медведь.

Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись домой, женщина попеняла мужа.

Жена: «А ведь я говорила тебе, что ты испугаешься и убежишь».

Хозяин:«Один бы я ни за что не убежал! А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко справишься с этим медведем!»

Ведущий 2:

По окончании праздника мясо медведя варили и съедали.

Чтецы в национальных костюмах

Чтец 1. А праздник не кончается.

Кругом шумит, идет.

Вот из медвежьей пасти

Охотник – лесовик

Как талисман на счастье

Берет медвежий клык.

Его на пояс вяжет.

В тайге среди болот

Он верный путь укажет

И черта отпугнет.

А когти прячет в щели

И трещины коры

Большой косматой ели.

Чтец 2.К тебе в тайгу с ружьем

Прости, что разбудили

Тебя в жилье твоем.

И танец продолжают,

Приняв серьезный вид.

Опять изображают,

Как был медведь убит.

И стонут половицы,

И, песнями звеня,

Медвежий праздник длится

Три ночи и три дня.

Хозяева и гости день,

Два и три подряд

Сосут медвежьи кости,

Медвежью плоть едят.

Берется осторожно

Любимая еда.

Лишь палочками можно,

Руками – никогда.

Чтец 3. Идут запреты эти

С прадедовских времен:

По правилам игры

Отныне пусть медведи

Когтями нас не рвут,

Как мирные соседи,

Пускай в лесу живут.

А там еще серьезный

Настанет миг опять:

Медвежий череп грозный

Поглубже закопать.

И прокричать заклятье:

«Спокойно спи медведь

И пусть твои собратья

Нас не тревожат впредь»

Чтец 4. Медвежьей желчи, свежей,

Нацедим в пузырек,

Целебный жир медвежий

Припрячем тоже впрок.

Медведя мы, как брата,

За все благодарим.

«А мы не виноваты» -

Прощаясь, говорим.

Ведущий: И в заключение праздника, хочу сказать, если для русского человека медведь — это просто зверь, обитатель тайги, то для народа ханты издревле медведь олицетворял существо сверхъестественное, возвышенное.

Ребята, надеюсь, вы узнали сегодня много полезного для себя. В этом году мы постарались с вами проиграть этот праздник в современном варианте по структуре медвежьих игрищ. А сейчас предлагаем поиграть в национальные игры на улице. Всем спасибо за участие!

Национальная игра «Важенка и оленята»

Под полярною звездой

Скачет оленёнок

Он на ножки встал весной

С ягельных пелёнок.

Важенка очень любит своего олененка и оберегает его от волков. Одни – мама (важенка), а другие оленята.

Ход игры:На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Всё, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины – играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идёт!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.

Правила игры.Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Эти игры имеют большое значение для детей коренного населения. Они с детства готовят их к взрослой жизни, развивают ловкость, смелость, находчивость и воспитывают трудолюбие.

Игра «Солнышко»

Выбирается водящий — «Солнышко»,— который стоит за границей площадки и громко говорит: «День! День! День!» Все бегают, играют на площадке. И когда «Сол­нышко» говорит: «Ночь» — все замирают, «засыпают».

«Солнышко» ходит между «спящими» и смотрит. Того, кто зашевелится, забирает к себе.

Выигрывает тот, кто остался последним и ни разу не шелохнулся.

Игра «Косолапый медвежонок»

Ребята выбирают «косолапого медвежонка». «Мед­вежонок» находится в «берлоге, ест ягоды». Все дети потихоньку подкрадываются к его «берлоге», собира­ют ягоды. Это не нравится «косолапому медвежонку», он выскакивает из «берлоги», и все игроки начинают убегать. «Медвежонок» бросается в погоню, ловит од­ного и ведёт к себе. Игра продолжается до тех пор, пока большинство не будет поймано. Побеждает тот, кто не был схвачен «медвежонком».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 46

«КОТ В САПОГАХ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета №1

Протокол №1 от 27.08.2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ ДСКВ №46

«Кот в сапогах»

___________ Г.Н. Федотова

приказ от 27.08.2015 №139

ПРОГРАММА

дополнительной образовательной деятельности

физкультурно-оздоровительной направленности

для детей старшего дошкольного возраста:

«Игры народов Севера»

Составитель: Петрова С.В.

воспитатель

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы 3

1. Пояснительная записка 5

1.1. Цели и задачи Программы 5

1.2. Планируемые результаты 5

1.3. Объем образовательной нагрузки 6

2. Содержание Программы «Игры народов Севера» 6

3. Организационно-педагогические условия 33

3.1 Учебный план 33

3.2. Расписание занятий 33

3.3. Календарный учебный график 33

3.4. Программно-методическое обеспечение 34

3.5. Материально-техническое обеспечение 34

4. Мониторинг 35

Список литературы 37

Приложения 38

  • ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа дополнительной образовательной услуги физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Основание для разработки Программы

— Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.;

— ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);

-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

— Программа физкультурно-оздоровительной направленности: Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера».

Заказчик Программы

МАДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» родители (законные представители) воспитанников

Составитель Программы

Петрова С.В., воспитатель без квалификационной категории

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста 6-8 лет, 18 человек

Срок реализации Программы

1 год (сентябрь 2015г. – май 2016г.)

Цель Программы

Содействие оптимальному психофизическому развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей, уровня здоровья, требований социализации через приобщение к подвижным играм, содержащим национально-региональный компонент.

Задачи Программы

1. Формировать представления о традициях подвижных игр, национальном фольклоре народов Севера.

2. Учить действовать в соответствии с правилами в изменяющейся игровой ситуации.

3. Развивать базовые двигательные качества.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МАДОУ ДС№ 46 «Кот в сапогах» и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов:

-итоговое мероприятие: физкультурный праздник «Медвежьи пляски»

-фотовыставка;

-слайдовые презентации;

-отчет о реализации Программы.

Механизм реализации Программы

Администрация ДОУ:

— анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы

— вносит предложения и корректировки

— осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы

Краткое содержание Программы

Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. Игры народов Севера способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности, здоровьесбережению.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации