Изучение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников

Автор публикации:
Баранова Алена Юрьевна
Город (населенный пункт):
Тольятти

УДК 373.32

«Изучение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников»

Баранова Алена Юрьевна, учитель начальных классов МБУ "Школа №59", магистрант кафедры "Педагогика и методики преподавания"

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Гуманитарно-педагогический институт

Эмоционально-ценностное отношение – компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения по отношению к воспринимаемому предмету, или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности.

Одним из показателей духовно-нравственной культуры человека выступает интерес к музыкальному искусству. Мы не можем говорить, что мы познали музыку, если она не эмоционально воспринята, пережита и осмысленна, в таком случае она не представляем художественно- эстетической значимости и является лишь показателем эрудиции человека.

Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность, но специфическими, присущими только ей средствами. В музыке как виде искусства важны как ее воспитательная, так и познавательная стороны. И единство этих компонентов дает высокую степень воздействия произведений искусства на человека.

Игра представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Переходя из дошкольной деятельности в школьную, игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.

По Федеральным Государственным Образовательным Стандартам воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству является одной из целей изучения музыки и одной из задач развития младшего школьника.

Формирование эмоционально-ценностного отношения применительно к музыкальной деятельности имеет своей целью развитие ребенка через игровую деятельность и многообразные формы включения детей в процесс творчества. Формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из различных видов искусства и вовлечение детей в процесс собственного художественного творчества, направленного на освоение окружающего мира и собственной личности.

Исследования Э.Б. Абдуллина, Г.В. Агадиловой, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Е.В.Николаевой, О.П. Радыновой показывают, что проблема формирования эмоционально-ценностного к музыке учащихся начальных классов не является для педагогической науки новой, и ее отдельные темы оформлены в психолого-педагогических трудах.

А.М. Буров, А.Н. Малюков, Е.Б. Журова в своих работах затрагивают некоторые аспекты развития ценностное отношение детей к художественно-эстетической деятельности.

Несмотря на множество выполненных работ, данная тема не теряет актуальности. В наше время эта проблема привлекает своей практической значимостью. В современной школе процесс обучения направлен на интеллектуальную сферу учебно-познавательной деятельности младших школьников, формируя музыкальные знания, порой, не затрагивая эмоционально-оценочную и ценностную сферы.

Проблема исследования: какова эффективность формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Объект исследования: формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников будет эффективен, если сочетать традиционные методы обучения и игровую деятельность.

Цель исследования: выявить условия формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к искусству у младших школьников.

3. Подобрать и апробировать методики, направленные на формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников посредством игровой деятельности.

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, метод наблюдения, контент-анализа, анкетирование; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Базу опытно-экспериментального исследования составили учащиеся 3 «А» класса МБУ СОШ №59. В исследовании приняли участие 21 ученик в возрасте от 8 до 10 лет, из них 10 девочек и 11 мальчиков.

Для выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников были использованы следующие диагностические методики: метод контент-анализа при обработке детских мини-сочинений после прослушивания музыкальных произведений; анкетирование состоящее из 3 открытых и 1 закрытого вопросов; метод наблюдения при оценке эмоциональной отзывчивости в процессе прослушивания музыкальных произведений на уроках.

Наблюдение за учащимися на уроках музыки показало, что при прослушивании произведений учащиеся скупо проявляют эмоции (поникшие головы, еле заметные телодвижение, отвлеченность внимания).

Проведенное анкетирование было направлено на понимание того, что учащиеся ждут от уроков музыки. Большинство детей выбрали варианты:

«Что тебе нравится на уроках музыки?»

Нравится петь;

«Какая музыка тебе нравится?»

Веселая;

«Чем бы ты хотел заниматься на уроках музыки?»

Рисовать после прослушивания музыки,

Играть в музыкальные игры;

При анализе сочинений были выделены три уровня ценностного отношения младших школьников к музыкально-эстетической деятельности.

Низкий уровень (8 человек) характеризуется:

Ø Неумением воплотить свою мысль в целостный текст; наличием простых обиходных слов (быстрая, медленная, спокойная, веселая, добрая).

Ø Отсутствие рисунков.

Средний уровень (13 человек) характеризуется:

Ø Наличием в тексте сюжетной линии, наличие образных выражений.

Ø Наличием рисунка, его соответствие названием или содержанием произведения.

Высокий уровень (0 человек) характеризуется:

Ø Наличием сюжетной линии, способностью смоделировать музыкальный образ самостоятельно.

Ø Наличием в рисунке богатой цветовой гаммы, динамичностью рисунка, узнаванием образов.

Ø Умением словесно охарактеризовать рисунок.

Для повышения уровня эмоционально-ценностного отношения к искусству у младших школьников разрабатывается программа учебных занятий, рассчитанная на уроки музыки, по завершении которой будет произведен контрольный срез, для выявления произошедших изменений.

Список использованной литературы

1.Бахтин В. В. - Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности на внеурочных комплексных занятиях по искусству // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 554-557.

2.Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. [Текст] Д.Б. Кабалевский –М., Просвещение , 2004.

3.Примерная программа начального общего образования по музыке.http://standart.edu.ru

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации