Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

​Конспект НОД по формированию целостной картины мира и расширение кругозора «Путешествие на север»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира и расширение кругозора

Тема «Путешествие на север»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Белова И.С.

Задачи:

1.Продолжать развивать представления о приспособленности животных к разным условиям местообитания.

2.Развитие детской инициативы, стремления ребенка самостоятельно найти ответы на свои вопросы.

3.Развивать общение со взрослыми, являясь источником интересной познавательной информации.

4. Помогать ребенку анализировать и адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Ход деятельности:

— Ребята, я сегодня пришла с утра на работу и очень удивилась. Дверь в нашу группу была открыта, везде царил полный беспорядок. Как вы думаете, что могло случиться? (гипотезы детей)

— Правильно, в нашей группе ночью кто-то был. Как мы можем узнать кто? (по следам)

— Кто как думает, чьи же это могут быть следы? (варианты детей) Вы все правы, эти следы могут принадлежать волку, лисице и даже какой-нибудь птице. Мы можем только догадываться, а как же нам узнать наверняка? Где мы можем найти нужную информацию?

— Правильно, у нас есть помощник – ноутбук, мне на почту как раз пришло интересное электронное письмо с картинками, прочитаем (слайд 1).

Здравствуйте ребята, пишет вам житель Севера Аслан Хач. К нам на север пришли животные из вашей группы. Прочитав мое письмо, вы сами все поймете (слайд 2)

Мне снилась северная сказка:
Снегов далеких серебро,
Природы девственная ласка,
Руси незримое добро (слайд 3).
Я видел далей трепетанье,
Печаль задумчивых елей,
Берез стыдливое молчанье,
И грусть покинутых полей (слайд 4).

Проснулся лес морозным утром,
В сиянии солнечных лучей
Светило небо перламутром,
И восхищало взор очей (слайд 5).

— Ребята, посмотрите, для того, чтобы увидеть следующую картинку нам необходимо отгадать загадку:

Может кто-то не поверит:
Любят холод эти звери.
Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это…(слайд 6).

— Ребята, что вы знаете о белых медведях?

Белый медведь — северный брат нашего бурого медведя. Он гораздо больше всех других медведей: в высоту достигает 1,5 м, а в длину — до 3 м. Вес полярного медведя может достигать 700 кг. Живет белый медведь на Крайнем Севере (слайд 7).

Белый медведь одно из самых красивых животных. У белого медведя удлиненное неуклюжее тело, короткие, толстые, но сильные лапы. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей — это удобнее при ходьбе по снегу (слайд 8). Белый медведь отлично плавает. В течение дня он может проплыть огромное расстояние. Кроме того, пальцы соединены толстой плавательной перепонкой, а заканчиваются толстыми и кривыми когтями. Ныряет он искусно (слайд 9). На суше он вовсе не такой уж и неуклюжий. Это его обыкновенная походка медлительна и размеренна, а при необходимости он может пуститься в рысь или галоп, и тогда медведь передвигается с поразительной скоростью. У медведей длинный, косматый и густой мех. Белоснежная шерсть (слайд 10) .

Белый медведь не впадает в спячку, невероятно устойчив к холоду и может выносить отрицательную температуру до 80 градусов.

Белые медведи чаще встречаются по — одиночке, но случается, что они собираются в стаи по 20 и более голов (слайд 11).

Самка белого медведя приносит потомство раз в три года. Медведица не выходит из берлоги, пока малыши не окрепнут и не будут способны переносить арктический холод. В возрасте 3 месяцев первый раз маленькие медведи выходят вслед за матерью в большой мир. Медведица учит детей охоте, выживанию и другим навыкам, которые пригодятся будущим властелинам льдов (слайд 12).

— Ребята, посмотрите внимательно на след медведя, похож он на след, который мы обнаружили у нас в группе? (слайд 13). Вот мы и узнали, какой же гость устроил беспорядок.

Физ. минутка «У медведя шерстка…»

— У нас остались еще следы. Давайте узнаем, чьи они? Для этого нам опять нужно отгадать загадку:

В тундре он бродит большими стадами,Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов —
Транспорт надёжный для дальних походов
(слайд 14).

Северный олень – одно из самых красивых животных Севера. Это довольно крупное животное. В длину северный олень достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у него длинная, густая и волнистая(слайд 15).

У северных оленей рога носят не только самцы, но и самки. Рога большие, но у самцов несколько больше, чем у самок (слайд 16).

Дикие олени — стадные животные. Стадо этих животных постоянно передвигается. Летом они устремляются на север, а зимой на юг (слайд 17). На их пути встречаются горы, реки и другие преграды. Но этот зверь легко их преодолевает. Известно, что северный олень может переплывать широкие участки рек шириной в несколько километров и плыть несколько часов (слайд 18).

Корм оленей довольно разнообразен: летом – ягоды, трава, листья растений; зимой – ягель (олений мох).У северных оленей очень развито обоняние. Они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более одного метра! (слайд 19)Самка оленя приносит одного или двух оленят (слайд 20).Олененок первые 2-3 года растет под присмотром матери, затем начинает самостоятельную жизнь (слайд 21).

Невозможно представить жизнь народов севера без оленей. Жилище, в котором живут северные народы, сделано из оленьих шкур (слайд 22).Мясо оленя — основная пища на севере, а оленье молоко — самое полезное и питательное молоко в мире! Основной вид передвижения на севере это оленьи упряжки (слайд 23). А кто же еще летает на оленях?(слайд 24).

Физ. минутка «У оленя шерстка…»

— Ребята, давайте сравним следы в нашей группе с теми, что прислал нам житель Севера. Похожи?

Что-то я ничего не пойму, откуда в нашей группе взялись северный олень и белый медведь?

— Значит, они ушли от нас на Север? Как вы думаете почему? Может им условия в нашей группе не понравились?

— Правильно, ребята, нашим животным не хватает льда и снега, а мы можем им помочь?

— Ребята, у нас с вами животные ненастоящие, значит и снег со льдом можно сделать, а вот из чего вы мне сейчас подскажете.

— Из чего можно сделать снег? (пенопласт, вата, бумага, серпантин, пластилин, нитки шерстяные)

— Из чего можно сделать лед? (бумага, картон, пластмассовая мисочка, диск, самоклейка, орг. стекло, белая клеенка)

— Вы предложили очень много различных материалов, но мне нужно эти материалы найти и приготовить, а завтра мы обязательно попробуем изготовить искусственный лед и снег. Тогда наши животные обязательно к нам вернуться.

— Вы все сегодня молодцы, помогли мне разгадать такую трудную загадку, а что вы нового узнали сегодня? Где вам могут пригодиться полученные знания? Как вы можете использовать эту информацию?

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации