Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Использование нетрадиционных методов работы в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование нетрадиционных методов работы в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Мониторинг, проводимый при поступлении ребёнка в логопедический пункт, ежегодно отображает неблагоприятную ситуацию. В начале учебного года в процессе обследования было установлено у 80% воспитанников недостаточно развита артикуляционная моторика, слабо развиты мышцы губ, языка, малоподвижны органы артикуляции, дети затрудняются в выполнении определённых артикуляционных поз, необходимых для правильного произношения звуков. У 74 % детей, поступивших в логопункт низкий уровень звукопроизношения, нарушено произношение трёх и более групп звуков.

Применение нетрадиционных методов позволит активизировать познавательную деятельность дошкольников, развить восприятие, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

На фоне комплексной логопедической помощи воздействие на различные анализаторные системы организма, с помощью нетрадиционных приёмов коррекционного воздействия оптимизируется процесс коррекции речи детей и происходит оздоровление всего организма ребёнка. Поэтому проблема сочетанного, дозированного и дифференцированного использования традиционных и нетрадиционных методов логопедической коррекционной помощи актуальна.

Для успешной логопедической помощи занятия с воспитанниками должны быть динамичны, эмоционально приятны и интересны, автора опыта заинтересовала проблема оптимизации процесса коррекции речи с использованием нетрадиционных методов воздействия и их оптимальное сочетание с общепринятыми методами на разных этапах коррекционного воздействия.

Для изучения уровня состояния речевого развития педагогом была использована методика Акименко В.М. У детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые, существует проблема со звукопроизношением, с осознанием звуковой стороны языка, с нарушением мелкой моторики рук. К сожалению, трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, затрагивающий вопросы речевого, интеллектуального развития, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность данного процесса.

Таким образом, возникает противоречие между повышением численности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и недостаточным использованием эффективных методов их коррекции и развития.

Актуальность опыта

Основываясь на данные диагностики, анализ индивидуальных особенностей детей, педагог предположила, что для оптимизации процесса коррекции речи необходима интеграция различных методов коррекционного воздействия. Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов.

Изучение проблемы оптимизации логопедической работы путём внедрения в практику нетрадиционных методов коррекционного воздействия (элементы литотерапии, самомассаж) является актуальным в связи с тем, что в современном мире прослеживается тенденция к постоянному росту количества дошкольников со сложными речевыми расстройствами, сочетающимися с неврологической симптоматикой и требующими более длительного коррекционного воздействия. В настоящее время проблема повышения оптимизации комплексной коррекции речевых расстройств обозначена достаточно остро.

В практической деятельности автора опыта нетрадиционные методы воздействия не заменяют традиционное логопедическое воздействие, а только дополняют его, образуя комплекс средств коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.

Нетрадиционных методов коррекционного воздействия известно очень много, но трудно найти конкретные комплексы, в которых оптимально сочетаются традиционные и альтернативные методы на определенном этапе коррекции речи (игры и упражнения, разработанные на основе сочетания различных способов воздействия на организм ребёнка).

В практической деятельности педагогом выявлены следующие противоречия:

— между традиционным логопедическим процессом и наличием у детей очень стойких и трудноустранимых сопутствующих нарушений;

— между необходимостью оптимизации процесса коррекции речи и не всегда имеющимися возможностями добиться этого традиционными логопедическими методами;

— между увеличением количества детей, имеющих сочетанные нарушения, отягощенные неврологической симптоматикой и отсутствием в педагогической литературе комплексов, в которых оптимально сочетаются различные традиционные и нетрадиционные методы воздействия на определенном этапе коррекционной работы.

Ведущая педагогическая идея опыта

Исходя из противоречий, была определена ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении в коррекционно-образовательный процесс нетрадиционных технологий: артикуляционной гимнастики с элементами литотерапии, релаксации, речевых игр на координацию речи с движениями.

Длительность работы над опытом

Этапы работы:

1этап – аналитико-диагностический: анализ литературы, сбор информации, диагностика.

2 этап – практический: была разработана и апробирована система заданий, сочетающая традиционные и нетрадиционные методы воздействия.

3 этап – аналитико-обобщающий: диагностика, анализ результатов, подведение итогов работы.

Диапазон опыта охватывает организацию коррекционного процесса в единой образовательной системе: педагог – ребенок – родители, который предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия, взаимодействие с родителями дошкольников и основывается на применении комбинаций нетрадиционных методов коррекционного воздействия наряду с общепринятыми методами.

Теоретическая база опыта основана на публикациях М.А.Поваляевой «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», в которой описаны виды нетрадиционных методов и представлены возможности использования различных нетрадиционных методов в коррекционном процессе.

Самой главной отличительной чертой всех нетрадиционных методов воздействия, является их единая направленность на улучшение психоэмоционального состояния детей, нормализацию мышечного тонуса и профилактику, либо коррекцию возможных вторичных нарушений. Знакомство с различными нетрадиционными методами коррекционного воздействия привело педагога к мысли о необходимости разработать оптимальные комбинации различных приемов воздействия для более успешного решения основной задачи опыта работы – повышения эффективности коррекционно – логопедической помощи в работе с детьми дошкольного возраста, через сочетание традиционных и нетрадиционных методов (воздействие на организм через различные анализаторные системы: зрение, осязание).

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и альтернативных (нетрадиционных) методов коррекционного воздействия с использованием авторских игровых упражнений и различных комбинаций известных методов, способствующих нормализации произносительной стороны речи, коррекции вторичных нарушений и оптимизации процесса коррекции речи в целом.

Характеристика условий, в которых возможно применение опыта

Предложенные игровые коррекционные упражнения, система индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции произносительной стороны речи с использованием нетрадиционных методов могут быть использованы учителями – логопедами дошкольных образовательных организаций, а отдельные варианты игровых заданий и воспитателями ДОУ в индивидуальной и фронтальной деятельности по речевому развитию и для общего оздоровления дошкольников.

Литотерапия использование природных камней.

Применение элементов литотерапии позволяет педагогу достигать следующих целей:

— нормализовать мышечный тонус;

— повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Литотерапия создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.

Основные задачи:

1. Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем.

2. Повышение умственной и речевой активности.

3. Активизация процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

4. Формирование положительного психологического комфорта.

Элементы литотерапии применяется 2-3 раза в неделю на индивидуальных занятиях в сочетании с логопедическим самомассажем. Дети овладевают такими коммуникативными умениями, как умение вести диалог, составлять рассказ. Во время выполнения заданий повышает концентрацию внимания, усидчивость.

  • Игровые упражнения с элементами литотерапии используются как на индивидуальных занятиях (на этапе подготовки к постановке звуков), так и на подгрупповых (на этапе автоматизации и дифференциации звуков).
  • По наблюдениям педагога систематическое использование камешков определённого цвета оказывает успокаивающее действие (либо тонизирующее), повышает работоспособность, стимулирует психические процессы, создает хорошее настроение, благотворно влияет на нервную систему.
  • При внедрении данного вида терапии в практическую деятельность учитель – логопед консультирует родителей по вопросу воздействия литотерапии с использованием природных камней на организм человека.

Нетрадиционные технологии эффективно влияют на процесс логопедической коррекции у детей с речевым недоразвитием. Эффективность работы обеспечивается не столько качеством каждой из нетрадиционных технологий, сколько грамотной «встроенностью» в систему работы по формированию звукопроизношения, сохранению и укреплению здоровья в процессе обучения и воспитания.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации