Ресурсы современного урока математики, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала обучающихся
Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Самостоятельная работа занимает одно из ведущих мест среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, она позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Все виды самостоятельных работ, применяемых в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам:
- по дидактической цели
- по характеру учебной деятельности
- по степени самостоятельности
- по элементу творчества и т.д.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на:
- обучающие
- тренировочные
- закрепляющие
- повторительные
- развивающие
- творческие
- контрольные.
Творческие самостоятельные работы вызывают у учащихся наибольший интерес. Здесь они открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в неожиданных нестандартных ситуациях. Такой вид работ по математике служит формированию у учащихся интереса к предмету, воспитывает положительное отношение к предмету, развивает математическое мышление. Они предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности.
Вот те виды самостоятельных творческих работ, которые я использую на уроках:
- решение задач и доказательство теорем нестандартным способом
- решение задач несколькими способами
- составление задач и примеров
- решение задач на нахождение и составление закономерностей
- задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, заполнить таблицу
- математические сочинения (стихи, сказки)
- исследовательские работы
- конструирование и моделирование.
А использование презентаций существенно помогает их организовать.
Самостоятельно составить задачи я обычно предлагаю ученикам в конце изучения темы. И даю определенную целевую установку на их содержание: экологическое, нравственное, сказочное или фантастическое. На мой взгляд, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебнике задач не соответствует жизненным реалиям. Наиболее интересные задачи я помещаю на слайд, оживляя красками.