Статья "Творческое мышление младшего школьника"

Автор публикации:
Дудина Елена Аркадьевна
Город (населенный пункт):
Чистопольского муниципального района РТ

Дудина Елена Аркадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №5»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

статья

Творческое мышление младшего школьника

Приоритетным направлением современной школы является развитие критического мышления учащихся. Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся? Профессия педагога особая – от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников как граждан страны, насколько удачным оно будет от правильного выбора выпускниками профессии, выработки у них убежденности в самосовершенствовании и постоянном продолжении образования в течение всей жизни.

Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, этот уровень пока еще лишен элементов творчества.

Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий – это достаточный уровень мастерства.

Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи – это высокий уровень мастерства.

И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта – это вершина педагогического мастерства.

Для того чтобы учитель был заинтересован в высоких результатах образовательной и инновационной деятельности, в повышении своей профессиональной компетентности у него должна быть сформирована самооценивающая деятельность.

Адекватная самооценка и умение оценить свою деятельность является важнейшими признаками сознательной саморегуляции личности.

Для осуществления этого вида деятельности требуется творческое мышление – мышление, позволяющее использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Учитель должен уметь мыслить критически и правильно оценивать результаты своих профессиональных действий.

В качестве одного из приемов упорядочивания процесса осознания своего профессионального развития можно использовать алгоритм, состоящий из вопросов:

1. Какова цель моей предстоящей работы?

2. Что известно и что надо сделать, чтобы найти недостающую информацию?

3. Какие навыки мышления позволят мне достичь поставленной цели?

4. Достигнута ли поставленная мною цель?

Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни?

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Таким образом, закрепление и развитие навыков критического, творческого мышления должно предоставить дополнительную возможность для повышения уровня социальной адаптации учителей, создать дополнительные ресурсы необходимые для успешной деятельности педагога.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации