Статья "Творческое мышление младшего школьника"
Дудина Елена Аркадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
статья
Творческое мышление младшего школьника
Приоритетным направлением современной школы является развитие критического мышления учащихся. Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся? Профессия педагога особая – от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников как граждан страны, насколько удачным оно будет от правильного выбора выпускниками профессии, выработки у них убежденности в самосовершенствовании и постоянном продолжении образования в течение всей жизни.
Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, этот уровень пока еще лишен элементов творчества.
Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий – это достаточный уровень мастерства.
Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи – это высокий уровень мастерства.
И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта – это вершина педагогического мастерства.
Для того чтобы учитель был заинтересован в высоких результатах образовательной и инновационной деятельности, в повышении своей профессиональной компетентности у него должна быть сформирована самооценивающая деятельность.
Адекватная самооценка и умение оценить свою деятельность является важнейшими признаками сознательной саморегуляции личности.
Для осуществления этого вида деятельности требуется творческое мышление – мышление, позволяющее использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Учитель должен уметь мыслить критически и правильно оценивать результаты своих профессиональных действий.
В качестве одного из приемов упорядочивания процесса осознания своего профессионального развития можно использовать алгоритм, состоящий из вопросов:
1. Какова цель моей предстоящей работы?
2. Что известно и что надо сделать, чтобы найти недостающую информацию?
3. Какие навыки мышления позволят мне достичь поставленной цели?
4. Достигнута ли поставленная мною цель?
Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни?
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Таким образом, закрепление и развитие навыков критического, творческого мышления должно предоставить дополнительную возможность для повышения уровня социальной адаптации учителей, создать дополнительные ресурсы необходимые для успешной деятельности педагога.