Статья «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

Автор публикации:
Киосева Елена Николаевна
Город (населенный пункт):
с. Ульяновское, Яшалтинский район Республика Калмыкия

Педагогический стаж моей работы составляет 10 лет.

Все это время я работаю в МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа», в которой преподаю в классах, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, русский язык и чтение.

Имею 1 квалификационную категорию.

Из опыта известно, что у выпускников специальных школ возникают трудности социальной адаптации и реабилитации личности. К сожалению, недоброжелательное отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что они считают себя ненужными, чужими в этом обществе. Они замыкаются, уходят в себя, принимают это отторжение и теряются в нем. В нашем обществе одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение быстро и качественно работать с информацией, а для этого у них должно быть хорошо развито умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках письма и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

На каждый урок я определяю количество новых слов, обязательно отрабатываю работу в лексическом и грамматико-орфографическом плане, т.к. все эти слова стараюсь связать с жизнью. Из своего опыта делаю вывод, что только систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Над работой со словарным словом я ставлю такие задачи:

1.Обогащение словарного запаса речи обучающихся.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словарного запаса речи обучающихся.

Эти задачи я реализую на всех уроках, но в зависимости от специфики предмета и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей.

На уроках письма центральной задачей становится уточнение словаря.

В своей работе я использую следующие формы деятельности:

- теоретические и практические занятия;

- индивидуальная работа с учащимися;

-организация консультаций для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению понятий и значений новых слов;

- стимулирование самостоятельного изучения материала (контроль);

- организация конкурсов, викторин, предметных недель по предмету;

- комбинированные уроки: «письмо + чтение», «письмо + природоведение», «письмо + география» и т.д.

Работу над словарным словом делю на 2 части:

1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция- конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);

2. Работа на уроках по составлению предложений и рассказов по вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция);

Два года назад ко мне пришли ребятишки из начальной школы.

Два пятых класса, с разным уровнем подготовки, т.к. дети с разными индивидуальными возрастными способностями. И я решила провести экспериментальное исследование эффективности словарной работы (ответы на вопросы и составление предложений по картинкам) у учащихся школы VIII вида.

Я поставила перед собой цель: определение эффективности словарной работы в 5-6 классах (работа со словарным словом - от единичной формы и грамматическим оформлением, до составления предложения, рассказа с элементами творчества

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Провести констатирующий эксперимент ( анализ словарного запаса, проведение словарной работы, проведение контрольного исследования)

2. Выводы.

Из каждого класса в исследовании принимали участие по 10 учащихся.

Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент направлен на определение словарного состава в двух пятых классах.

Для этого мною были применены некоторые методики, позволяющие определить уровень словарного запаса учащихся.

В обучении большое значение приобретает формирование и развитие словарного состава детей, как важнейшего условия полно­ценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способно­стей.

Особое внимание в формировании словарного состава необходимо уделять при прове­дении коррекционной работы. У детей школьного возраста наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-по­вествовательной речи, связанное с бедностью словарного запаса. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пере­сказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).

Я включила в исследование несколько последовательных заданий.

Получились следующие данные.

Первое задание заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сач­ком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выявления у детей умений постро­ить фразу, адекватно передающую изображенное действие. В своих рассказах они использовали всего 5-9 слов. Можно сделать вывод, что словарный запас очень беден. Кроме того, дети ис­пытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы.

Ещё большие затруднения вызывало у детей выполне­ние второго заданиясоставление предложений по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предме­тами и ответов в виде законченной фразы-высказывания. Приходилось повторно объяснять задание ( не всем учащимся). Делаю выводы, что ребята использовали в своей речи довольно мало слов. Многие слова очень часто повторялись, поэтому они не засчитывались.

Третье задание имело целью выявить возможности пересказа небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»). Одиннадцать детей из 20 не смогли выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью учителя.

Установила, что затруднения возникали в начале пере­сказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей и особенно ритмизированного повтора. В пересказах почти всех детей наблюдались на­рушения связности изложения (неоднократные повторы фраз, иска­жения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаго­лов и т.д.)

У 10 детей (50%) трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). У детей низкий уровень фразовой речи, (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

Выполнение четвертого задания – составление рассказа по серии сюжетных кар­тинок дало возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях моноло­гической речи детей.

Несмотря на предварительный разбор содержания каждой из картинок составление связного самостоятельного рассказа оказа­лось недоступным для всех испытуемых. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Несмотря на это, я видела, что положительные результаты начинают появляться, т.к. на последующих уроках я старалась повторить пройденное. Появился интерес.

Пятое задание – завершение рассказа по готовому началу (с опорой на кар­тинку) – имело целью выявить возможности детей в решении поставленной твор­ческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный ре­чевой и наглядный материал. Это задание вызвало наибольшие трудности у детей. Но, сильные ученики смогли написать по 5-6 полных предложений, слабые – по 2-3 (с моей помощью).

- После каждого задания я проводила словарную работу (грамматическое оформление слов).

- Проводила контрольное исследование словарного запаса учащихся (словарные диктанты, письменные ответы на вопросы и составление маленьких рассказов).

Выводы.

Необходима целенаправленная коррек­ционная работа по развитию словарного запаса и лексической стороны речи обучающихся. Проведенный эксперимент с использованием различных видов заданий, выявили ряд особенно­стей, характеризующих состояние развития словаря детей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

Исследование связной речи детей позволило получить дополнительные данные о степени словарного запаса.

Заключение.

Развитие словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.

Можно сделать выводы:

Уточнение словарного запаса возможно через:

Ø беседы о рассматриваемых предметах ( название, назначение, детали предмета, внешний вид)

Ø формулирование значения слова

Обогащение словарного запаса осуществляется через:

Ø введение новых слов в этапы работы:

а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

Ø контекстуальный;

Ø подбор синонима, антонима;

Ø наглядный;

Ø развернутое описание.

б) актуализация слова.

Словарный запас учащихся после эксперимента увеличился. Дети научились применять новые слова в своей речи.

Основные задачи моей педагогической деятельности:

Общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма;

Коррекционно-развивиающая – развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической); коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью, познавательная ценность текстов и предложений об окружающем мире.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации