Консультация для родителей на тему: «Семейные традиции»

Автор публикации:
Бездетко Елена Владимировна
Город (населенный пункт):
Белгород

Консультация для родителей на тему: «Семейные традиции»

Цель: вызвать заинтересованность родителей данной проблемой, рассказать родителям о влиянии семейных традиций на воспитание дошкольников.

Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и тд. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. В связи с этим личный пример родителей по применению традиций в воспитании можно характеризовать как одно из педагогических условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей — самый мощный способ воздействия на ребенка. В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь — работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям.

В дошкольном возрасте это особенно актуально, поскольку родители значимы для ребенка как образцы для подражания. Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Наша реальная жизнь показывает, что необходимо осознать и переосмыслить те глубинные деформации в психологии многих взрослых, которые росли в атмосфере дефицита семейного счастья и материнского тепла. Равнодушие и холодность отцов и матерей по отношению к детям объясняет недостаток внимания к их нуждам и запросам. Решению данной проблемы может способствовать только психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

В связи с этим заслуживают внимания мнения родителей о методах воспитания, применяемых в их семьях.

Как было выяснили в процессе беседы, это следующие методы воспитания:

- формирование сознания личности (беседа, пример),

- организация деятельности и формирования опыта поведения (приучение, требование),

- стимулирование и мотивация деятельности и поведения (эмоциональное воздействие, поощрение).

Родители применяют методы эмоционального воздействия и поощрения в семье. Психологическое воздействие поощрения состоит в переживании удовольствия, счастья, гордости, удовлетворения и радости. Оно вселяет в ребенка уверенность в своих силах, стимулирует активную деятельность, способствует благоприятному самочувствию. Воспитательное значение поощрения заключается в том, что оно содействует развитию положительных черт в характере и поведении детей и вызывает у них стремление к закреплению этих качеств.

Интересны, на наш взгляд, следующие высказывания родителей о методах воспитания:

- «Родители всегда учили нас помогать другим людям, своим друзьям, если у них случались какие-либо проблемы. Наказывали нас редко, больше в основном учили самостоятельности и ответственности за свои поступки. Все, что родители просили нас сделать, мы старались выполнить, всегда помогали им по хозяйству. … Воспитывая двоих детей, я часто применяю методы своих родителей».

-«Нам, родителям, очень хочется, чтобы дети нас понимали с одного слова, просто уважали по-человечески. … Я считаю, что наказания — это тоже не выход. Нужно больше разговаривать с детьми, все им объяснять».

Положительными моментами являются личный пример старших, общение, совместная трудовая деятельность и совместный отдых, отказ от наказаний.

В большинстве современных семей сложился устойчивый набор социокультурных обычаев как повторяющихся привычных способов поведения в определенной ситуации, регулирующих жизнедеятель­ность семьи. Сюда входят дни рождения, вручение подарков, общественно-государственные, народные праздники, способы организации быта и отдыха семьи. Тем не менее, традиции в сфере духовного общения, приобщения ребенка к кругу общечеловеческих ценностей через семью, поддержания культурной непрерывности ее традиций описываются в ответах опрошенных недостаточно.

Сохранению и развитию семейных традиций, на наш взгляд, способствуют и народные праздники с использованием фольклора как средства этнопедагогики, поскольку элементы, составляющие их основу, остаются неизменными.

Свойство народных праздников заключается в том, чтобы преобразить все вокруг, помочь людям ярче переживать и глубже осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает праздники незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность детей. Традиционные праздники призваны вызвать у юного поколения желание сохранять и поддерживать традиции своего народа, что помогает родителям воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолевать жизненные препятствия.

В ходе беседы было выяснено, что:

• молодое поколение придает большое значение традициям как интегрированному явлению, поскольку они в концентрированном виде отражают опыт народного воспитания, накопленный предыдущими поколениями;

• видят потенциал традиций в том, что они обращены к внутреннему миру человека, способствуют нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию, усвоению общепринятых норм и ценностей, посредством традиций происходит трансляция знаний, норм поведения, сохранение народной традиционной культуры;

• убеждены в особой роли традиций в воспитании детей, поскольку они формируют в людях такие качества, как любовь, вежливость, трудолюбие, уважение, доброжелательность, терпимость и др.

На основании проведенного беседы были сформулированы следующие выводы:

— семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада, его системным образованием, они характеризуются устойчивыми пространственно-временными отношениями, нравами и нормами поведения, ценностями семьи, накопленным опытом прежних поколений. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи;

— наблюдается процесс распада больших семей, состоящих из нескольких поколений, что приводит к нарушению спонтанной, многовековой передачи народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим; теряются многие ценности, которые веками считались основой воспитания; происходит устранение мужчины от роли добытчика, защитника, главы семейства в смысле единоличного принятия решений; прослеживается постепенное снижение трудолюбия у детей, что связано с ростом благосостояния современных семей; угасает традиция потомственного профессионального труда;

— существует определенная взаимосвязь между укладом жизни семьи, уровнем психолого-педагогической культуры родителей и процессом приобщения младших школьников к семейным традициям: чем благоприятнее взаимоотношения в семье и чем положительнее влияние родительского примера, а также всего семейного уклада на ребенка, тем успешнее осуществляется процесс приобщения к семейным традициям;

— приобщение к семейным традициям дает представление о формировании мотивационно-ценностного отношения детей и их родителей к традициям семьи, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций с учетом возрастных особенностей детей.

Через традиции транслируются подрастающему поколению знания о хозяйственных обязанностях членов семьи, о правилах поведения в супружестве, о подготовке к материнству, отцовству и т. д. и реализуются через методы, приемы и средства воспитания, заложенные в его содержании, в педагогических взглядах, в опыте каждой семьи: уважение к старшим, к женщине-матери, труд, гостеприимство, семейно-родственная взаимопомощь. Приобщение дошкольников к семейным традициям способствует воспитанию нравственных качеств, трудовых навыков, физическому развитию и подготовке к будущей семейной жизни.

Работа с родителями была нацелена на создание установки на успешность воспитания детей, на изменение родительской позиции.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации