ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ " ЧУДО - СЕМЕЧКО".

Автор публикации:
Псарева Любовь Борисовна
Город (населенный пункт):
г.Воронеж

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

" ЧУДО - СЕМЕЧКО".

Познавательно-исследовательский проект с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Тип проекта:

Познавательно-исследовательский.

Участники проекта:

Воспитанники группы № 5, родители воспитанников, воспитатель Псарева Любовь Борисовна

Актуальность темы проекта:

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Срок реализации: Март 2015 - Июнь 2015 года.

Цель проекта:

Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников,вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи:

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

Предполагаемый результат:

Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

Проектная идея

Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.

Реализация познавательно - исследовательского проекта через различные виды деятельности :

Художественно-творческая деятельность

Лепка (сюжет по мотивам сказки Пых "Во саду ли, во городе" (грядка с огурцами), используя пооперационные карты

Рассказ воспитателя о выращивании овощей на грядках .

Художественно - речевая деятельность

Отгадывание загадок с использованием поделок, стихи об овощах, заучивание пословиц об овощах.

Рассматривание иллюстрации по темам занятий,беседа по ним, характеристика овощей из сказок.

Творческое рассказывание - придумывание историй, героями которых являются поделки (работа в парах, ведение диалога ).

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра: «На даче»

Игра-драматизация: «Чудесное лукошко»

Настольно-печатная игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек».

Пальчиковые игры: " Капуста" , " У дороги яблонька стоит" , "Мы делили апельсин" .

Словесные игры: "Бывает- не бывает" , " Подбери слово", "Про что сочиним".

Познавательная деятельность :

- чтение художественной литературы;

Трудовая деятельность:

- совместная деятельность взрослого и ребёнка ( посадка семян);

- самостоятельная деятельность детей (поливка, рыхление почвы);

- рассматривание рассады, фотографий, иллюстраций;

Двигательно – игровая деятельность

Подвижные игры : "Овощи и фрукты", "Сапоги - скороходы", " Туннель" , "Сбей мяч".

Принципы реализации проекта

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблемных ситуации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип интеграции реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.

- принцип доступности.

- принцип постепенности.

- принцип системности.

Этапы реализации проекта:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.

4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- с помощью родителей собрали коллекцию семян.

- подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

- изготовили алгоритмы ухода за растениями.

- сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке»

-алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом»

- изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.

- изготовили героев инсценировки "Сказки огурца".

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Дети под руководством воспитателей посадили семена огурца.

Условия проращивания семян:

- завернули семена в кусочек х\б ткани и положили в пластиковый контейнер с крышкой, который поместили в теплое место.

Дети наблюдали за ростом растений, как только семена проросли мы их высадили в почву. Дети вели дневник, где делали зарисовки.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

Проводились развивающие беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в виде парника.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов. Дети с большим удовольствием попробовали огурцы выращенные своими руками.

Все этапы проекта зарисовывались детьми и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.

Была организована выставка детских работ.

Создан фильм «Огород на подоконнике».

Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.

Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.

Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.

Завершился праздник угощением свежими огурцами выращенными детьми.

Содержание познавательно-исследовательского проекта :

Тема:

" Выращивание семян".

Цели и задачи:

Выявить свойства земли, на сколько вода необходима для растений . Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растения нуждаются в уходе.

Материалы и оборудование:

Земля, вода, проростки семян, 2 контейнера, совок.

Содержание эксперимента:

Дети с помощью совка берут землю и пересыпают её в контейнер. Они наблюдают,что земля имеет вес, черный цвет, что она сыпучая. Потом мы берём проростки семян и сажаем их в землю. В процессе эксперимента первый контейнер с семенами поливаем водой,а второй контейнер не поливаем. Первый контейнер с семенами получает солнечный свет, а второй закрыт коробкой . В первом контейнере семена получают уход , во втором нет. Что получилось? Мы наблюдаем,что семена за которыми мы ухаживали,поливали,рыхлили землю проросли и начали расти. А семена за которыми мы не ухаживали, не поливали не рыхлили землю не проросли.

По окончанию работы дети сделали вывод: если не ухаживать за растениями,не поливать,прятать от солнца, они погибнут.

Чтобы наши семена не погибли мы их полили водой,поставили на солнечное место и они тоже начали расти.

Воспитатель выясняет, какое настроение у детей от проделанной работы и почему.

- радостное,потому что они сами вырастили огурцы.

- гордые, потому что они помогли семечке прорости.

- рады, потому что они дали семечке жизнь.

Взаимодействия с родителями воспитанников:

Для достижения положительных результатов в развитий ребёнка невозможно ограничиться только работой,проводимой в стенах детского сада . Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса . Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно . Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали . Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей, многие приобрели книги с образцами поделок.

- анкетирование " Как мы проводим время с ребёнком после детского сада?" ;

- беседа с родителями о важности выращивания растений для всестороннего развития личности ребёнка, успешной подготовки к школьному обучению;

- консультация " Совместные занятия с детьми дома";

- подбор книг;

- совместное творчество - выставка работ;

- практическое занятие для родителей совместно с детьми.

Музыкально - театрализованная деятельность:

Праздник "Весёлый огород"

Литература

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.

Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка.

Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации