Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Формирование этнической толерантности у дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ

Если мы любим наших детей,

мы обязаны нежно и бережно любить Землю

и передать ее грядущим поколениям

во всем ее многообразии и красоте.
Хью Х.Илтис

В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка.

В специально организованной деятельности дошкольников наблюдается динамика развития национального самосознания, которое формируется параллельно с уважительным отношением к другим народам, с развитием культуры межнационального общения. Этнокультурная социализация дошкольников протекает в условиях межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Данное понятие включает воспитание у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной воспитанности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.

Перед детским образовательным учреждением, а конкретно, перед нами стоит задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции. Мы ставим перед собой цель приобщать детей к общечеловеческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребенка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. Современный ребенок должен понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Поэтому работу по воспитанию у детей толерантности необходимо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста.

В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре.

В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Проводим тематические мероприятия по группам: «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Герб моей семьи», «Мои друзья».

Игра — это естественная форма жизнедеятельности ребенка, которая сопровождает его в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например:

  • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
  • развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
  • обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
  • проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Доброта»;
  • воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами или их деталями (хакасское платье, русский сарафан, кимоно, мокасины и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. В настоящее время проводим мероприятия:

  • государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
  • международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;
  • бытовые и семейные праздники — «Выпуск в школу», дни рождения,;
  • русские фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Праздник Осени;
  • хакасские праздники — «Чыл Пазы», «Чир-Ине»;.

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей и т.д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского и русского народов.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, экскурсии, совместные праздники, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры.

Таким образом, все эти мероприятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры.

Воспитание толерантности принесет плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь. Эффективность всех перечисленных средств развития межнационального общения и поликультурного воспитания во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры, профессиональной подготовленности и этики. Подрастающий человек воспитывается личностью педагога.

Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения мы достигаем следующих результатов:

  • Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек.
  • Ребенок учится общаться с разными людьми.
  • Ребенок понимает, что он может совершенствоваться и развиваться.
  • Ребенок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях.
  • Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
  • У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
  • Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
  • Мы помогаем понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуем осознанию причин конфликтов и приемов их самостоятельного разрешения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации