Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

Автор публикации:
Кускова Маргарита Анатольевна
Город (населенный пункт):
г. Серпухов, Московская область

Игра-сближалка "Здравствуй, друг!"

Играют в парах, повторяя слова за ведущим и выполняя движения.
- Здравствуй, друг! (за руку здороваемся)
- Как ты тут? (взять за мочку ушко партнера)
- Я скучал, (по плечу рукой похлопать)
- Ты пришел - (двумя руками разводим, показать на партнера)
- Хорошо! (обнялись)

Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

Слайд 1, 2 Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Слайд 3. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.

Причины выбора инновационных технологий

  • Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
  • Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
  • Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
  • Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
  • Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
  • Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Слайд 4. Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию УУД и отношений в соответствии с поставленными целями.

Перечень педагогических технологий

Слайд 5. 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Слайд 6. 2.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Проектно-исследовательская технология

Слайд 7. 3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Информационно-компьютерные технологии

Слайд 8. 4. Частнопредметные технологии

  • Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
  • Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
  • (В.Н. Зайцев)

Слайд 9. 5. Технология развивающего обучения:

  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Общие основы технологий развивающего обучения

Слайд 10. 6. Здоровьесберегающая технология

  • РАСПЕЧАТАТЬ

Слайд 11. Используя различные технологии, можно достичь различных результатов.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками ,развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях ,слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания ,глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Обучение в сотрудничестве(командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету ,идти от тех возможностей ,которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов ,доступ в ИНТЕРНЕТ

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Слайд 12. В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (РАСПЕЧАТАТЬ)

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

- Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

- знакомство с новым материалом на ПК

- разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

- коллективный вывод

- подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная технология

- создание ситуации успеха

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

- Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Задача современного педагога: не преподносить ученику готовые знания, а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно - ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Слайд 13. Технология проблемного обучения

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно нужно подтверждать и сравнивать с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

Слайд 14. На доске записано слово вестник.
Учитель:
+ Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
+ Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
+ Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Нужно дать возможность ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
+ Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Урок русского языка.

На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Слайд 15.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 Х 3 = 21
2 + 5 Х 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) Х 3 = 21
2 + 5 Х 3 = 17

Слайд 16. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Слайд 17. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы можно вводить уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагается им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даётся задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема "10 наливных яблок". Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, можно начинать работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

Слайд 18. Информационно-компьютерная технология.

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

Слайд 19. Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

ü владеть основами работы на компьютере

ü иметь навыки работы с мультимедийными программами

ü владеть основами работы в Интернете

Основные направления применения ИКТ:

Слайд 20. – наглядные пособия

Слайд 21.- презентации

Слайд 22. – ЦОР

Слайд 23. – ресурсы Интернет

Слайд 24. – рисование на компьютере

Слайд 25. - развивающие игры по предметам;

Слайд 26. Здоровьесберегающая технология

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, необходимо сопровождать обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

На разных уроках можно предлагать задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

Разотру ладошки

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.

Здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья можно использовать аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

Процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов. (Слайд 27, 28)

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации
Дополнительный файл: