Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Статья "Обучение каллиграфии леворуких детей"

«ОБУЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ»

Имамова Нурия Мунировна,

учитель начальных классов,

МОБУ «Башкирская гимназия»

Первый класс. Ребенок приходит в школу. Родители надеются, что их ребенка здесь встретят уют, внимание, друзья и понимающий грамотный педагог. Школа – содружество учителей, учеников и их родителей, построенное на основе взаимного уважения. Только сотрудничество школы, семьи и ребенка способствует развитию школьника как полноценной личности.

Я заметила, что слабое развитие мелкой моторики первоклассников доставляет ряд сложностей при обучении письму. Но если праворукие дети мало-помалу привыкают и втягиваются в работу, у них появляется своего рода соревновательный процесс, то маленькие дети-левши и их родители, сталкиваются с первых дней с группой трудностей – им кажется, что мир школы создан только для правшей. Если на различных уроках правши и левши усваивают учебный материал одинаково, то в письме левши сталкиваются с большими проблемами и психологической некомфортностью.

Многолетний опыт работы в начальных классах и изучение материалов исследователей-психологов по данной проблеме, позволили мне прийти к выводу, что в процессе обучения письму первоклассников, а в частности леворуких детей, недостаточно внимания уделяется вопросу формирования навыков правильной посадки при письме и способам письма, формированию компетентности их родителей, правильному психолого-педагогическому общению с детьми. Этим и обоснован выбор темы статьи: «Обучение каллиграфии леворуких детей». Моя статья может оказаться ступенькой для тесного взаимодействия «семьи и школы» и передаче опыта работы с такими детьми учителям, столкнувшимся с аналогичной проблемой.

Обучение письму тех детей, которые пишут левой рукой, выделено в особую категорию. Есть ли какие-нибудь способы, которые способны значительно облегчить труд леворучек? Результативны ли они, и можно ли использовать данные способы дома?

Когда в семье появляется малыш, родители ежедневно радуются малейшим успехам ребенка. Часто родители не задумываются над тем какой ручкой ребенок тянется к игрушке. Заметив, что ребенок левша, некоторые начинают бить тревогу, считая леворукость каким- то отклонением от нормы. Это происходит от неосведомленности о природе леворукости. Это не суровый приговор, не наказание и не стоит паниковать. Необходимо узнать природу этого явления и изучить особенности развития, воспитания и обучения таких малышей.

Левши – это творческие, неутомимые натуры. Но, в отличие от своих праворуких сверстников, для усвоения новой информации они нуждаются в дополнительном времени; они умеют великолепно приспосабливаться к различным условиям.

В дни моего детства учителя различными способами, ломая психику ребенка, пытались приучить левшу пользоваться правой рукой. К радости учителей, родителей и главное детей, современные методики учитывают особенности обучения детей пишущих левой рукой, и дают полезные и практические рекомендации по их обучению. Сегодня полностью изменился взгляд на леворукость и никто не считает это явление за ошибку природы. Главные причины леворукости детей: первая причина – по мнению психологов, дети левши, унаследовали эту особенность от своих генетических родителей. Если мать или отец левша, то шанс родить ребенка леворучку возрастает. Вторая причина – по мнению врачей, может быть в более серьезной причине, как, нарушении деятельности левого полушария мозга у детей. Так как рука контролируется левым полушарием мозга, при его поражении происходит смена главной, ведущей руки. Третья причина – по мнению врачей, травмированная правая рука принуждает пользоваться левой рукой. Нередки случаи, когда малыши подражают кому – то из старших. Случается и такое, когда ребенок может писать двумя руками.

Природа леворукости и праворукости определяется особенностями головного мозга, так же как и другие особенности человеческого организма. Головной мозг имеет левое и правое полушария, каждое из них выполняет свою работу. «Правое полушарие руководит нашей левой частью тела, а левое полушарие – правой частью тела. Два полушария различаются по своей активности: если главенствует левое полушарие, то ребенок-правша, а если правое, то ребенок — левша. Каждое полушарие отвечает за обработку определенной информации.» 1, с.167)

Специалисты считают, что доминантность той или иной руки формируется к четырем-пяти годам. Когда ваш ребенок придет в первый класс, и учитель не будет знать, какая рука у ребенка ведущая, то это может привести к серьезным проблемам с письмом и вообще с обучением в целом.

Родители очень переживают, что не смогут научить своего ребенка левшу писать красиво, так как он не может держать ручку как обычные дети. За время моей работы я заметила, что при правильном подходе к обучению каллиграфическому письму леворуких детей, они пишут лучше, чем праворукие, тратя на тот же объем написанного больше времени. Посадка леворукого ребенка за письменным столом, обычная- спина обязательно должна быть оперта на спинку стула и выпрямлена. Важно проследить за тем, чтобы малыш не наклонялся к столу, и не касался его грудью. Ступни ног должны упираться в пол, можно использовать подставку, если ножки еще не достигают уровня пола. Нужно чтобы обе ручки нашли опору, а локти не более чем на пару сантиметров выступали за стол. Важную роль играет и расположение тетради. Ее следует положить перед ребенком, так, чтобы правая сторона была слегка повернута влево. Важно научить ребенка изменять положение тетрадки по мере количества написанного. Расположение на столе различных предметов у леворукого ребенка немного другое: источник света обязательно должен находиться справа; тетради обязательно должны лежать в зеркальном отображении – прямо или с наклоном вправо; в процессе заполнения страничек, тетрадь сдвигается вверх.

В школе, где все оборудование класса в основном ориентировано на праворуких учащихся, свет располагается слева, что не очень удобно для левшей. Проблема посадки праворуких и леворуких школьников в том, что они мешают друг другу локтями пишущей руки. Я решаю эти проблемы, посадив леворукого школьника с левой стороны парты, у окна. Также использую методику Потаповой: тренировка мелкой моторики рук путем занимательного черчения различных фигурок с помощью лекал и с последующей штриховкой их дугообразными, прямыми линиями, петельками – это будущие элементы букв. Написание букв по буквам вырезанным из наждачной бумаги. Далее обучение написанию букв и их соединений с помощью вкладыша (3, с.2). На протяжении четырех лет обучения провожу минутки чистописания образца через кальку. Приобретаем «Прописи для левшей» Дубновой С. Ф.и Паншиной И. А. Это все способствует выработке каллиграфического почерка.

Среди леворуких людей ученые, композиторы, художники, писатели, полководцы, президенты, актеры: Ньютон и Эйнштейн, Бах и Бетховен, Пикас- со и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Маяковский, Македонский, Бонапарт и Юлий Цезарь, Авраам Линкольн и Чарли Чаплин, Мерилин Монро и многие, многие другие. Такой внушительный звездный список говорит, что не так уж и плохо быть левшой! Понаблюдайте, возможно, в вашем ребенке-левше скрыты какие-то таланты, которые ему необходимо помочь развить.

Список использованной литературы:

1. Аллен Д. Брагдон и Дэвид Гамон «Умственные способности, работающие немного по-другому»,- С-П,2004.

2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.- «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.

3. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов / В.А. Солнцева, Т.В. Белова.-М.: АСТ: Астрель.2008.

4. «CrazyMama.ru»

5. Ltfthandwriting/ru

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации