Тематический литературный вечер, посвященный творчеству Л.Н Толстому.

Автор публикации:
Степанова Виктория Павловна
Город (населенный пункт):
г.Тверь,Тверская область

Конспект литературной викторины по произведениям Л.Н.Толстого для детей старшего дошкольного возраста

«Лев Николаевич Толстой – первый учитель детворы»

Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.

Задачи:

-пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.

-дать детям представление о добре и зле

-учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы

-закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого

-развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты

-развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление

Материал: эмблемы команд «Филиппок», «Липунюшка»; карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки с изображением животных; предметы к игре «Кто потерял»; черный ящик»;книги по произведениям Л.Н.Толстого, сказка Колобок, блины в узелке, шапка, ружье, веник, кукла, грибы,сливы, кость, кувшин и камни, шляпа, игрушка собака; фишки для оценки ответов команд

Предварительная работа: беседы о жизни Л.Н.Толстого, чтение произведений Л.Н.Толстого, рассматривание иллюстраций к произведениям, разгадывание кроссвордов.

Ход викторины:

Дети под вальс Шопена входят в музыкальный зал.

Воспитатель

Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами проведем литературную викторину. Вам предстоит отвечать на вопросы, выполнять сложные задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку.

А оценивать ваши ответы будет жюри:

(воспитатель представляет членов жюри и предлагает жюри занять свои места)

1. Галина Николаевна

2.Марина Николаевна

Каждый из вас получил приглашение на сегодняшнюю викторину. Пригласительный билет был с заданием-кроссвордом. Это задание вы выполняли дома с родителями. А как вы с этим справились, оценит наше жюри.

(воспитатель передает жюри пригласительные детей с выполненным домашним заданием)

А теперь обратите внимание на нашу фотовыставку. О ком рассказывают нам эти фотографии?

Дети о Л.Н.Толстом

Воспитатель Правильно. Наша фотовыставка посвящена русскому писателю Л.Н.Толстому (воспитатель знакомит детей с фотографиями)

В нашей викторине примут участие две команды – «Филиппок» и «Липунюшка»

(команды подходят к своим столам, на которых стоят эмблемы команд, большего размера, чем у детей)

Воспитатель Мы много читали произведений Л.Н.Толстого. Чему учат нас его рассказы?

Дети Добру, справедливости, честности.

Воспитатель Я предлагаю вам сделать эти слова девизом нашей викторины.

А теперь послушаем приветствия наших команд:

Приветствие команды «Филиппок»

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалела,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Приветствие команды «Липунюшка»

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Воспитатель

Ну, а мы начинаем первый конкурс.

О дедушке Льве Николаевиче

Много уже вы узнали

О жизни его расскажите

Ответами нас удивите.

(члены команд (капитаны), выбирают по одному билету, воспитатель зачитывает вопросы, жюри оценивает ответы детей)

Вопросы о жизни и деятельности Л.Н.Толстого

1. Кем был Л.Н.Толстой?

(Л.Н.Толстой – великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей)

2. Где он провел свое детство?

(в Ясной поляне)

3. Чем занимался отец Л.Н.Толстого?

(служил в армии, занимался хозяйством, воспитывал детей, любил читать, собирал книги для своей библиотеки)

4. О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария?

(это имена братьев и сестры Л.Н.Толстого)

5. Кого из братьев больше всех любил Лев Николаевич?

(Николая)

6. Кто был любимым поэтом Толстого?

(А.С.Пушкин)

7. Какую музыку любил Л.Н.Толстой?

(русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс)

8. Как относился Толстой к крестьянским детям?

(он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей)

9. Какие учебники написал Толстой для детей?

(он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книгу для чтения»)

10. Чем кроме написания книг еще занимался Л.Н.Толстой?

(он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником; умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду; хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями)

Воспитатель А пока жюри оценивает наши ответы мы выполним задание второго конкурса «Подбери пару»

Каждая команда получает 4 картинки в конвертах к двум произведениям, в названиях которых фигурируют эти герои. Детям нужно правильно подобрать 2 пары картинок и назвать произведения, в которых есть такие герои: «Девочка и грибы», «Отец и сыновья», «Лев и собачка», «Еж и Заяц»

(после обсуждения, дети выставляют картинки на мольберт(полку) и называют произведение)

Воспитатель А теперь предоставляем слово нашему жюри.

Жюри подводит результат трех конкурсов:

- домашнее задание (кроссворд)

- разминка (вопросы о жизни Л.Н.Толстого)

- дид.игра «Подбери пару»

ВоспитательА нас ждет еще один конкурс «Назови произведение»

Я буду читать вам отрывки из произведения Толстого, а вам нужно отгадать названия этих произведений.

«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу»

(«Пожарные собаки»)

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье».

Лев и собачка»).

Воспитатель Вы справились с этим заданием и правильно назвали произведения, из которых я зачитала отрывки.

А теперь я предлагаю поиграть в игру. В такие игры любил играть Л.Н.Толстой, когда был таким маленьким как вы

ФИЗМИНУТКА - подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Воспитатель Ну а теперь нам пора выполнить задание следующего конкурса

«Что лишнее?»

Необходимо выбрать из предложенных картинок те, на которых изображены животные, не являющиеся героями произведений Л.Н.Толстого

(команды получают конверты с фотографиями животных – 4-5 штук. Дети выбирают лишнюю фотографию - жираф)

Воспитатель

А мы продолжаем наш конкурс посвященную Толстому. Игра«Найди лишнее».

- Перед вами книги Льва Толстого. Посмотрите внимательно, все ли они принадлежат перу Толстого.(Сказка «Колобок»)

Воспитатель Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Но нас ждет еще один сложный конкурс - «Кто потерял?»

Вы должны определить герои каких произведений Л.Н.Толстого могли потерять эти предметы (все предметы выложены на стол)

(участники команд, по одному, подходят к столу, выбирают один предмет, называют героя произведения. При затруднении, команда помогает своему участнику)

Предметы:

- блины в узелке («Липунюшка»)

- веник («Отец и сыновья»)

- шапка («Филиппок»)

- кукла («пожарные собаки»)

- грибы («Девочка и грибы»)

- сливы («Косточка»)

- ружье («Прыжок»)

- кость («Жучка»)

- кувшин и камни («Галка и кувшин»)

(выбрать те предметы, о которых читали детям)

Воспитатель

И с эти заданием вы справились!

Но нас ждет самый сложный и загадочный конкурс. Этот конкурс для вас приготовил член нашего жюри –Галина Николаевна.

Галина Николаевна Я приготовила для вас, ребята, «Черный ящик» В нем спрятаны предметы, которые имеют отношение к произведениям Л.Н.Толстого. Я вам буду загадывать загадки про эти предметы, а вы должны назвать этот предмет и то произведение к которому он относится.

(загадки-модели «Какая картинка (предмет) спрятался?»)

Это головной убор, который поссорил мальчика и обезьяну в рассказе Л.Н.Толстого. (шляпа, рассказ «Прыжок»)

Это домашнее животное. Его бережно охраняет лев в клетке. (собачка, рассказ «Собачка и лев»)

Воспитатель

Вот и выполнили мы все задания, ответили на все вопросы. Как мы с эти справились, нам расскажет наше жюри, которое внимательно наблюдало за нами, и слушали все наши ответы.

Жюри оценивает ответы и объявляет результаты викторины.

Галина Николаевна

По итогам всех конкурсов команды получили следующие баллы:

команда «Филиппок»____баллов, команда «Липунюшка» ____баллов.

Так правильно и точно выполнить все задания вам удалось благодаря тому, что вы много читали книг, рассматривали альбомы, иллюстрации. Мы надеемся, что эту любовь к книгам вы сохраните на всю жизнь!

Воспитатель

Надеюсь, вы будете читать произведения Льва Толстого и детские рассказы, и те, которые предназначены для более взрослого возраста, научитесь быть добрыми людьми, любить окружающих, уважать их интересы, помогать животным. То есть, как научил нас великий старец, сказочник и философ Толстой.

И в заключении хотелось бы вам прочитать такое напутствие Льва Николаевича Толстого.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации