Тема урока: Звук { Р } буква Р

Автор публикации:
Бальчикова Светлана Филипповна
Город (населенный пункт):
Прибайкальский район ,с Турунтаево

Тема урока: Звук { Р } буква Р

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- учить правильно произносить звук{Р} в слогах. Словах, чистоговорках, фразовой речи, давать его характеристику,

- учить подбирать антонимы,

-формировать и расширять словарный запас,

- учить отвечать на вопросы полным предложением,

-предупреждать нарушения чтения и письма.

Коррекционно - развивающие:

-развивать мелкую моторику, артикуляционную моторику, мимические мышцы, фонематический слух и восприятие.

Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать навыки самоконтроля за речью,

-уметь слушать и слышать товарищей,

-формировать волевые качества.

Урок развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида

Ход урока

  • 1.Организационный момент
  • Л. Ребята , вы знаете, что в мире много разного разных стран. Некоторые из них находятся близко от нас, некоторые далеко. И называются страны по-разному.
  • Мне в школу пришло письмо
  • Прочитайте его: «Дорогие ребята, приглашаем вас в страну Рычандию.
  • Жители Рынчандии.
  • Ребята, раз эта страна Рычандия, то мы все должны уметь правильно произносить какой звук?
  • Давайте прорычим.
  • Придумайте слова, где есть звук «Р» ( рак, река, ракета, гора, раба, рыбак, ворона, баран)
  • 2.Основная часть:
  • Л. Сейчас мы с вами выполним упражнения на развитие движений.
  • Раз, два – выше голова(учащиеся поднимают голову вверх)
  • Три, четыре плечи шире(кладут руки на плечи)
  • Пять , шесть – тихо сесть.(приседаем на корточки )
  • Артикуляционные упражнения:
  • «Улыбочка»
  • «Болтушка»
  • «Дятел»
  • «Грибок»
  • «Чашечка»
  • А сейчас мы выполним упражнения на развитие мимики.
  • Мы умеем улыбаться,- улыбаются
  • Мы умеем огорчатся, - хмуримся
  • Мы умеем удивляться,- делаем удивительное лицо
  • Мы умеем улыбаться,- улыбаются
  • Л. Ребята, как рычит тигр?
  • Как мурлычет кошка?
  • Как каркает ворона ?
  • Утончение артикуляции «Р»
  • Где находится язычок при произношении звука «Р»
  • Это гласный или согласный?
  • Звонкий или глухой?
  • И так, звук «Р»- согласный, звонкий .
  • Как вы думаете, звук «Р» радостный или грустный?
  • Л. В стране Рычандии жил был звук Р. Однажды ему стало скучно и он решил отправится в путешествие . На пути звуку Р встретились горы. Чтобы перейти через них нужно повторить слоги красиво.
  • Ра, Ро, Ру, Ры.
  • У нас с вами получилась заклинание: «Ры-ру-ра расступись гора!»
  • Повторите.
  • Горы расступились, пойдемте вперед.
  • Игра «Собери букеты в вазы»
  • На поляне много цветов, В одну вазу поставьте цветы, в названии оттенков которых есть звук Р (красный, оранжевый, коричневый)
  • А в другой вазе будут стоять цветы других оттенков (зеленый, желтый, фиолетовый), там встречается звук Л.
  • Игра «Определи место звука в слове»
  • Вы должны назвать слово и определить где находится звук Р:
  • В начале, в середине или в конце слова.
  • Например: Рука, Сахар, Баран, Рак, Гитара, Карась.
  • Физминутка:
  • Поднимите плечики
  • Попрыгайте кузнечики
  • Прыг- скок
  • Прыгайте кузнечики
  • Сели, травушку покушаем
  • Тишину послушаем
  • Тише, тише, высоко
  • Прыгать на носочках легко!
  • Играй: «поймай слово со звукам «Р»
  • Когда услышите слово со звуком «Р» хлопните в ладоши.
  • Карта, Вода, Карман, Медведь, Сахарница, Холодильник, Картошка, Дом, Конфета, Шарф.
  • Звуку «Р» понравилось, как вы работали. Ребята, посмотрите, кто сидит на дереве. Эту ворону зовут Каркуша. Ворона Каркуша предлагает вам повторить чистоговорки:
  • Ра-ра-ра – начинается игра.
  • Ра-ра-ра- на дворе стоит гора.
  • Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
  • Ра-ра-ра –продолжается игра.
  • Л. Ворона Каркуша спрашивает: «Знаете ли вы хорошие слова»?
  • Мы с Каркушей будем произносить слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу – хорошие слова.
  • Зло-
  • Лень-
  • Трусость –
  • Грусть –
  • Учащиеся называют слова антонимы(добро, храбрость, трудолюбие, радость)
  • Вот и закончилось наше путешествие в страну Рычандию.
  • Слова с какими звуками мы повторяли?
  • Как называется наше село, куда приезжаете учится?
  • Как называется наша Республика?
  • Как называется наша страна?
  • Со звука Р начинается название нашей страны.(Россия)
  • Звук Р есть в названии нашей Республики (Бурятия)
  • И в названии нашего села (Турунтаево)
  • Видите ко важный этот звук.
  • Никогда не «теряйте» его.
  • Посмотрите , это бука Р.
  • Ребята . вы должны вставить пропущенную букву и прочитать слово:
  • СЫ…..,ПА…….,САХА…,….ЫБА, БА…АН, КО…ЖИК,
  • Итог: Ребята, что вам понравилось на занятии?
  • Спасибо, вы мен порадовали своими ответами. И не только меня, но и ворону Каркушу. Она угощает вас фруктами. А как называют эти фрукты? (мандарины)
Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации