Тема урока: Звук { Р } буква Р
Тема урока: Звук { Р } буква Р
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
— учить правильно произносить звук{Р} в слогах. Словах, чистоговорках, фразовой речи, давать его характеристику,
— учить подбирать антонимы,
-формировать и расширять словарный запас,
— учить отвечать на вопросы полным предложением,
-предупреждать нарушения чтения и письма.
Коррекционно — развивающие:
-развивать мелкую моторику, артикуляционную моторику, мимические мышцы, фонематический слух и восприятие.
Коррекционно — воспитательные:
-воспитывать навыки самоконтроля за речью,
-уметь слушать и слышать товарищей,
-формировать волевые качества.
Урок развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида
Ход урока
- 1.Организационный момент
- Л. Ребята, вы знаете, что в мире много разного разных стран. Некоторые из них находятся близко от нас, некоторые далеко. И называются страны по-разному.
- Мне в школу пришло письмо
- Прочитайте его: «Дорогие ребята, приглашаем вас в страну Рычандию.
- Жители Рынчандии.
- Ребята, раз эта страна Рычандия, то мы все должны уметь правильно произносить какой звук?
- Давайте прорычим.
- Придумайте слова, где есть звук «Р» ( рак, река, ракета, гора, раба, рыбак, ворона, баран)
- 2.Основная часть:
- Л. Сейчас мы с вами выполним упражнения на развитие движений.
- Раз, два – выше голова(учащиеся поднимают голову вверх)
- Три, четыре плечи шире(кладут руки на плечи)
- Пять, шесть – тихо сесть.(приседаем на корточки )
- Артикуляционные упражнения:
- «Улыбочка»
- «Болтушка»
- «Дятел»
- «Грибок»
- «Чашечка»
- А сейчас мы выполним упражнения на развитие мимики.
- Мы умеем улыбаться,- улыбаются
- Мы умеем огорчатся, — хмуримся
- Мы умеем удивляться,- делаем удивительное лицо
- Мы умеем улыбаться,- улыбаются
- Л. Ребята, как рычит тигр?
- Как мурлычет кошка?
- Как каркает ворона ?
- Утончение артикуляции «Р»
- Где находится язычок при произношении звука «Р»
- Это гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- И так, звук «Р»- согласный, звонкий .
- Как вы думаете, звук «Р» радостный или грустный?
- Л. В стране Рычандии жил был звук Р. Однажды ему стало скучно и он решил отправится в путешествие. На пути звуку Р встретились горы. Чтобы перейти через них нужно повторить слоги красиво.
- Ра, Ро, Ру, Ры.
- У нас с вами получилась заклинание: «Ры-ру-ра расступись гора!»
- Повторите.
- Горы расступились, пойдемте вперед.
- Игра «Собери букеты в вазы»
- На поляне много цветов, В одну вазу поставьте цветы, в названии оттенков которых есть звук Р (красный, оранжевый, коричневый)
- А в другой вазе будут стоять цветы других оттенков (зеленый, желтый, фиолетовый), там встречается звук Л.
- Игра «Определи место звука в слове»
- Вы должны назвать слово и определить где находится звук Р:
- В начале, в середине или в конце слова.
- Например: Рука, Сахар, Баран, Рак, Гитара, Карась.
- Физминутка:
- Поднимите плечики
- Попрыгайте кузнечики
- Прыг- скок
- Прыгайте кузнечики
- Сели, травушку покушаем
- Тишину послушаем
- Тише, тише, высоко
- Прыгать на носочках легко!
- Играй: «поймай слово со звукам «Р»
- Когда услышите слово со звуком «Р» хлопните в ладоши.
- Карта, Вода, Карман, Медведь, Сахарница, Холодильник, Картошка, Дом, Конфета, Шарф.
- Звуку «Р» понравилось, как вы работали. Ребята, посмотрите, кто сидит на дереве. Эту ворону зовут Каркуша. Ворона Каркуша предлагает вам повторить чистоговорки:
- Ра-ра-ра – начинается игра.
- Ра-ра-ра- на дворе стоит гора.
- Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
- Ра-ра-ра –продолжается игра.
- Л. Ворона Каркуша спрашивает: «Знаете ли вы хорошие слова»?
- Мы с Каркушей будем произносить слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу – хорошие слова.
- Зло-
- Лень-
- Трусость –
- Грусть –
- Учащиеся называют слова антонимы(добро, храбрость, трудолюбие, радость)
- Вот и закончилось наше путешествие в страну Рычандию.
- Слова с какими звуками мы повторяли?
- Как называется наше село, куда приезжаете учится?
- Как называется наша Республика?
- Как называется наша страна?
- Со звука Р начинается название нашей страны.(Россия)
- Звук Р есть в названии нашей Республики (Бурятия)
- И в названии нашего села (Турунтаево)
- Видите ко важный этот звук.
- Никогда не «теряйте» его.
- Посмотрите, это бука Р.
- Ребята. вы должны вставить пропущенную букву и прочитать слово:
- СЫ….., ПА……., САХА…,….ЫБА, БА…АН, КО…ЖИК,
- Итог: Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Спасибо, вы мен порадовали своими ответами. И не только меня, но и ворону Каркушу. Она угощает вас фруктами. А как называют эти фрукты? (мандарины)