Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме: «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением»
Першина Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 10, г. Краснокамск, Пермский край.
1. Класс: 3.
2. Предмет: русский язык, тема урока: «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением».
3. Этап обучения по данной теме: основной.
4. Цель: развитие умений устанавливать способ образования имён существительных, определять значение суффиксов, образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
5. Задачи урока: 1. Научиться искать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Научиться выделять уменьшительно-ласкательные суффиксы в слове.
3. Научиться образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Определить роль слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в речи.
6. Тип урока: открытие новых знаний.
7. Форма: игровая, метод урока: системно-деятельностный.
8. Оборудование: компьютер, проектор, экран; основные источники информации: дидактические материалы, презентация.
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. | 2 мин. | — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок. Он будет необычным, т.к. он короткий и у нас гости. Сегодня мы попробуем стать секретными агентами и искать секретные документы. Но они находятся в комнате в сундучке под несколькими замками. И чтобы их добыть, нам надо получить ключи. Но прежде нам надо пройти вступительное испытание, чтобы нас приняли в ряды агентов. Какие качества нам пригодятся для этого? | — Внимательность, умение делать выводы, умозаключения и т.п. | Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. |
2. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие. | 5 мин. | — Начинаем первое испытание. Найдите на столах голубые карточки. Рассмотрите их. Какое испытание вы получили? — Почему выбраны именно эти слова? — Какие слова записали? — С помощью каких суффиксов образовали новые слова? — Чем похожи эти слова? — Чем отличаются слова в каждой группе? — Есть ли слова, которые не получилось образовать? — Почему не смогли образовать слова? — Как бы вы назвали суффиксы, с помощью которых образовали новые слова? | Индивидуальная работа. (На карточках группы слов, часть из которых представлена схемами. Нужно дополнить схемы слов). — Все это пригодится нам как агентам для работы. 1 ряд: голова – головка, головонька, головушка. 2 ряд: голос – голосок, голосочек, голосишко. 3 ряд: рука – ручка, ручонка, рученька. Перечисляют суффиксы, они появляются на карточках на доске. — Это имена существительные. — Одно слово обозначает большой (обычный) предмет, а остальные – маленькие. (Возможно, ученики не смогут образовать несколько слов, отсюда – проблемная ситуация). — Не знаем некоторых суффиксов. — Уменьшительно-ласкательные. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и постановка познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, подведение под понятие. |
3. Постановка учебной задачи. | 3 мин. | — Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? — Какова цель нашего урока? — Молодцы! Вы получили первый ключик! (Ключик на доску). — Так как мы – секретные агенты, нам нужно составить план нашей работы по поиску секретных документов. Каким он будет? Давайте дополним. (Глаголы выведены на слайде). | — Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. (Слайд). — Научиться образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и использовать их в речи. (Слайд). 1. Научиться искать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Научиться выделять уменьшительно-ласкательные суффиксы в слове. 3. Научиться образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Определить роль слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в речи. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов. |
4. Открытие нового знания. | 8 мин. | — Вы успешно прошли отбор в школу секретных агентов. Но работа не ждет, и для вас уже есть очередное спецзадание. Это письмо, которое нам оставили выпускники нашей школы агентов. Но они оставили его не просто так. Они хотят проверить, чему вы уже научились в нашей школе. Подчеркните слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и выделите эти суффиксы. Проверка: — Сколько слов нашли? Назовите их. — Перечислите суффиксы, которые использовались в этих словах. — Появились ли суффиксы, которые мы еще не встречали и которых нет на доске? — Такое же ли у них значение, как и у остальных? — Молодцы! Мы получили второй ключик! (На доску). | Задание выполняется в парах, проверка производится группой. «Привет, ребятки! Хотим дать вам несколько советов. Всегда кладите в рюкзачок на задания книжечку и карандашик. Если отправляетесь на большое спецзадание в полюшко, берите с собой в дороженьку кружечку, ложечку, вилочку, тарелочку, одёжку. Помогайте друзьям и подружкам». — 12 слов (Выделены в задании). — Суффиксы -к-, -ечк-, -ик-, -юшк-, -еньк-, -очк-. — Да. Суффиксы -ечк-, -ик-, -юшк-, -очк- (появляются на доске). — Они имеют такое же значение (тоже уменьшительно-ласкательные). | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Познавательные УУД: анализ, поиск и выделение необходимой информации, |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 4 мин. | — Очередное испытание находится в тайной комнате, в которую пускают только прошедших проверку агентов. Вы готовы пройти эту проверку? — Найдите на партах розовые карточки. С их помощью вы выполните это задание. Чтобы попасть в заветную комнату, нужно верно составить план, как туда попасть, изменив имена существительные и выделив в них уменьшительно-ласкательные суффиксы: 1. Подойти к двери. 2. Найти замок. 3. Подобрать ключ. 4. Открыть дверь и войти в комнату. 5. Открыть сундук и получить новую задачу. — Вы получили последний ключик! Молодцы! | — Да. Выполняется индивидуально, самопроверка по эталону на слайде. 1. Подойти к дверке. 2. Найти замочек. 3. Подобрать ключик. 4. Открыть дверцу (дверку) и войти в комнатку. 5. Открыть сундучок и получить новую задачку. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, анализ. Регулятивные УУД: самоконтроль, коррекция. |
6. Включение в систему знаний и повторение. | 5 мин. | — С помощью трех ключиков мы можем открыть сейф, в котором секретные документы! (На слайде открывается сундучок и появляются «документы» — слова, из которых нужно составить вывод). — Для чего нам нужны существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами? На слайде появляется письмо-сверток. — Вернемся к письму от выпускников школы секретных агентов. Оправдано ли здесь употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов? — Где уместно использовать такие слова? | С помощью суффиксов … образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением. — Чтобы назвать предметы ласково, или подчеркнуть, что они маленького размера. — Нет, т.к. в письмах, планах и других документах такие слова не используются. — В повседневной речи, в общении. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Познавательные УУД: структурирование знаний, осознанное построение высказывания в устной форме. |
7. Рефлексия учебной деятельности. | 3 мин. | Вернемся к цели, которую мы ставили перед собой на урок (на слайде). (Рефлексивная мишень). На сколько удалось приблизиться к цели урока? Вспомните весь урок и оцените себя, выстрелив в мишень. | Учащиеся по рядам выходят к мишени и «выстреливают». Чем ближе к центру, тем выше самооценка деятельности. | Регулятивные УУД: оценка. |