Малые формы фольклора в патриотическом воспитании детей раннего возраста
Малые формы фольклора — в патриотическом воспитании детей раннего возраста
Аннотация: Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством и мы должнысделать их достоянием наших детей.
Ключевые слова: фольклор, этнопедагогика, народная дидактика.
Фольклор — одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре.
Этнопедагогика – обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.
Народная дидактика — компонент этнопедагогики, раскрывающий содержание народных поучений, наставлений, руководств, разъяснений.
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа.
Я работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства. В настоящее время не многиевзрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную. Не многие дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, к сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении.Патриотическоевоспитание результат длительный. Самых маленьких детей в первую очередь необходимознакомить с малыми формами фольклора. Изучаяисследования психологов Л.Н. Павловой и Н.Н. Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста соответствует Федеральным государственным требованиям. Народные песенки, потешки, пестушки обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, а также через ознакомление с фольклором идет приобщение к истокам народной культуры. Малые формы русского фольклора играют одну из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В нем содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром потешки, пестушки называют народной дидактикой, школой материнства.
Художественное слово стало моим главным помощником в совместной деятельности с детьми. Целью своей работы считаю: формирование у детей раннего возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с малыми формами фольклора.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
Развитие познавательной и исследовательской активности.
Развитие коммуникативных способностей (три вида коммуникативных навыков: эмоциональные контакты, контакты в ходе совместных действий, голосовые контакты.)
Развитие психических процессов у детей: внимания; памяти; мышления; восприятия.
Развитие творческих способностей, воображения, речи.
Развитие мелкой и крупной моторики рук, тактильных ощущений (малыш одновременно проговаривает потешку и что – то делает своими руками).
Развитие эмоционально-волевой сферы (помогает долго удерживать внимание детей, т.к. дети очень маленькие и легко отвлекаются).
Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
Для успешной реализации своей деятельности в работе с детьми обеспечиваюпсихолого – педагогические условия:
Использую в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (не допускаю как искусственного ускорения, так и замедленногоразвития детей).
Строю образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Осуществляю поддержку положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Осуществляю поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Создаю возможность выбора детьми материалов, вида активности, участников совместной деятельности и общения.
Обеспечиваю защиту детей от всех форм физического и психического насилия.
Поддерживаю родителей в воспитании, охране и укрепления их здоровья, вовлекаю семьи непосредственно в образовательную деятельность.
В моей группе есть дети хакасской национальности. Поэтому, считаю важным знакомить детей с хакасскими потешками и сказками параллельно с русскими. Тем более что в настоящее время большое внимание стало уделяться распространению идей этнопедагогики, формирования национального самосознания детей.
Отбирая произведения фольклора для совместной деятельности с детьми раннего возраста, я стараюсь учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни ребенка. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка вдетском саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общатьсяс другими детьми, воспитателем. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, уход в себя и т.д. Ключевой задачей для меня в этот сложный период становится организация такого здоровьесберегающего образовательного пространства, которое обеспечит ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду не только в детском саду, но и в семье.Поэтому уже в адаптационном периоде, когда малыш только пришёл в детский сад, в группе раннего возраста изо дня в день я пою народные песенки, колыбельные. Для этого составила картотеку произведениймалых форм русского и хакасского фольклора к разным режимныммоментам, например: при проведении утренней гимнастики использую потешку: «Малыши — крепыши»; во время одевания на прогулку: «Маша варежку надела», «Вот они сапожки»; на прогулках: «Дождик, дождик, пуще»; во время умывания: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!»; кормления: «Умница, Машенька, ешь кашу сладеньку, вкусную душистую», «Ладушки — ладушки»; подготовке ко сну: «Баю -баю, баю – бай. Ты, собаченька, не лай»; бодрящей гимнастики после сна: «Потягуни — потягушечки» и в процессе игровой деятельности.
В совместной деятельности с детьмиприменяю различные методы:
1.Словесные:
Заучивание (проговаривание как образец, договаривание детьми фраз) русских и хакасских колыбельных песенок, потешек, закличек: «Баю, баюшки-баю», «Водичка – водичка»; «Дождик, лей»;
Чтение русских и хакасских народных сказок. («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лиса и волк», «Ворона и лягушка»…).
Прослушивание дисков с народными песенками, потешками.
2.Наглядные:
Применение игрушек народных промыслов.
Использование разных видов театров: настольный, пальчиковый, магнитный.
Рассматривание иллюстраций в детской литературе, показ, инсценировки.
Использование природного материала (шишки, камушки).
Экспериментирование, исследование (игры с песком, водой).
3.Игровые:
Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики (с использованиемэлементов фольклора «Будет прыгать белочка», «Плачут птенчики в гнезде», «Сорока-белобока», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси», «Колобок»…).
Для более лучшего усвоения детьми данного материала, в своей работе опираюсь на методику психолога Павловой Л.Н. (по ознакомлению детей раннего возраста с малыми фольклорными формами), т.е. обращаю внимание на следующие моменты:
- Знакомя детей с малыми фольклорными формами, я использую русские народные музыкальные инструменты (дудочки, бубен, погремушки, деревянные ложки), развиваю интонационно-ритмической деятельность у детей. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.
- Народные игрушки (неваляшка, матрёшка, погремушки…); наглядный материал (игрушки, картинки, пособия).
- Малые фольклорные формы стараюсьподбирать таким образом, чтобы их содержание было ориентировано на человека, животное и конкретные действия: « Водичка – водичка, умой Мише личико…», «…Наша Танечка пойдёт, через киску упадёт», «Кто у нас хороший? Сашенька хороший, Сашенька пригожий», «Заяц Егорка свалился в озёрко», «Баю, баюшки-Ванюша».Такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая по выражению известного педагога-гуманиста Я.А.Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра.
- В ходе инсценирования и прослушивания текстов, я поощряю и стимулирую участие самих детей, предлагаю им позвать героя произведения, погладить, покачать, спеть и т. д., тем самым закрепляю умение играть, формирую предпосылки сюжетно-ролевой игры.
- Своим эмоциональным изложением произведения я побуждаю детей к познавательной активности, внося сюрпризные моменты и используя интонационную выразительность речи.
Применяю малые формы фольклора в продуктивной деятельности с детьми по художественно – эстетическому развитию. Дети с удовольствием лепят ирисуют угощения для героев потешкек, прибауток, например «Горох для петушка», «Оладуши для Тани и Вани», «Поясок для котика», «Качи – качи — калачи», «Кузовочек для лисы», «Орешки для белочки»; «Палочки для теремка» и т. д. А также, по конструированию сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей. Например, можно сконструировать «Теремок», «Дорожку для колобка», «Стульчик для Мишутки», «Башенка и лисичка», «Домик для собачки Жучки» и т. п.
Особое внимание уделяю развивающей среде в группе: в книжном уголке много книжек с русскими и хакасскими народными песенками, потешками, сказками; изготовила разнообразные виды театров: пальчиковый: «Сорока-белобока»; перчаточный: «Моя семья»; настольный: «Курочка Ряба»; настенный театр «Теремок». Так же изготовила панно: «Колобок»,«Сорока белобока», «Оденем куклу на прогулку»; «Книжку — малышку» по стихам и потешкам; «Книжку — малышку» из носовых платочков(попотешкам); многофункциональное дидактическоепособие: «Волшебная юбка» (данное пособие помогает мне не только знакомить детей с народными потешками, развивая у них речь, мышление и т. д., но и способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины).
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей.Для обеспечения тесного взаимодействия с родителями по приобщению детей к народной культуре использую традиционные и нетрадиционные формы работы:
Родительские собрания («Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей»).
Участие родителей в жизни группы и детского сада.
Совместное создание предметно – развивающей среды.
Оформления в «Уголке для родителей».
Консультации: («Роль фольклора в развитии речи детей», «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»).
Папки передвижки: «Учите вместе с нами», «Читаем дома»
Памятка для родителей «Радость встречи с книгой».
Анкетирование: «Давайте познакомимся», «Русский фольклор в жизни ребенка».
Беседа: «Как выбрать полезную сказку для детей?»
Детско-родительские выставки рисунков: «Нарисуй потешку».
Мультимедийная презентация: «Первые дни вдетском саду».
Выставка детской литературы «Приобщение малышей к фольклору».
Фотовыставка «Путешествие по русским народным сказкам».
Изготовление буклета «Фольклор – помощник в воспитании».
Составление памятокдля родителей: «Как приобщить детей к книге», «как сделать чтение увлекательным».
Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей. Каковы же результаты использования в работе детского фольклора? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. В непосредственно образовательной деятельностистали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.
В дальнейшем планирую продолжить работу по ознакомлениюдетей с культурой русского и хакасского народа на примере хакасских и русских песенок, потешек: обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи; пополнить уголок ряженья; оформитькартотеку фольклорных, дидактических игр; разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.
Список литературы:
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
2. Большакова, М. Фольклор в познавательном развитии/ М. Большакова.-Дошкольное воспитание.- 2004.- №9.- С.46-49.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М.: Академия, 2000. — 176 с.
4. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина.- Дошкольное воспитание.- 2005. — № 1. – С.-18 — 28.
5.Князева, М. Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004.
6.Л. Н. Фольклор для маленьких // Дошк. восп. / 1990 № 4.