Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Бумагопластика»

Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Бумагопластика»

Разработчик: Ольга Ивановна Прядун, старший воспитатель МБДОУ №279

Образовательная программа по бумагопластике имеет художественно-эстетическую направленность.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить. Существует множество разных направлений бумажного творчества: оригами, бумагокручение, изысканная миниатюра, вырезания из бумагии т.п.

Программа знакомит учащихся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумаги как материала, очень доступна, а простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, будут полезны и во взрослой жизни.

Направленность образовательной программы:

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса «Бумагопластика» через осмысление воспитанниками деятельности человека. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых ребята:

— знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые виды бумаги и инструменты и приспособления (фигурные ножницы, фигурные дыроколы и т.д.);

— овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы);

— учатся экономно расходовать материалы;

— осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

— учатся преимущественно конструкторской деятельности.

Программа «Бумагопластика», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.

Содержание программы обеспечивает включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Актуальность, новизна и особенности данного курса:

Актуальность программы состоит в уникальной возможности развития мелкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. В процессе обучения происходит развитие фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления и воображения. Проводимые занятия позволяют обучающимся, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.

Разработанная программа учитывает возрастные особенности обучающихся.

Цель образовательной программы:

  • Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, формирование практических умений и навыков работы при выполнении конструкторских замыслов, создание представления о бумаге как о материале для работы, ее свойствах, возможностях.

Для достижения цели курса решаются следующие задачи:

Образовательные:

познакомить со способами работы с бумагой;

научить основам конструирования из бумаги разной фактуры простых и сложных форм;

способствовать приобретению первого опыта к моделированию;

научить правилам организации рабочего места;

научить соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при работе;

научить пользоваться различными материалами и инструментами.

Развивающие:

развить внимание, пространственное воображение, художественный вкус, мышление, память, наблюдательность, точность и аккуратность в работе, фантазию, моторику пальцев рук.

Воспитательные:

воспитать терпение, усидчивость, аккуратность, дисциплину, любовь к труду;

формировать умение трудиться в коллективе, паре;

развить самостоятельность.

Формы и режим занятий:

Программа предусматривает проведение традиционных лекционных и практических занятий, индивидуальные практические работы, работу в парах, групповую работу. Для проведения занятий используются разные формы обучения: беседа, рассказ, занятие-игра, занятие-викторина, путешествие, и др.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения, срок реализации программы 7 месяцев (ноябрь-май).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, общим объемом 56 часов.

Форма организации занятий: групповая.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Отслеживание результативности обучения данной программы осуществляется поэтапно в течении всего учебного года.

Результативность деятельности воспитанников оценивается с помощью:

наблюдения;

устного опроса;

текущего, фронтального, выборочного, итогового контроля;

организации и проведения выставок;

конкурса на лучшую работу;

просмотр-защиты индивидуальных итоговых работ;

коллективной работа.

Основными видами контроля на всех этапах обучения является практическая и выставочная деятельность.

После изучения образовательной программы обучающиеся должны достигнуть следующих образовательных результатов:

знать правила техники безопасности и организации рабочего места;

знать названия материалов и их виды, свойства бумаги;

знать основные термины и понятия, принятые в бумагопластике;

знать техники работы с бумагой;

уметь работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями;

уметь выполнять изделия из бумаги самостоятельно и по образцу;

уметь выполнять изделия из бумаги простых, сложных и объемных форм;

уметь выполнять проекты в паре или группе;

уметь выбирать материал для работы;

уметь аккуратно выполнять творческие задания;

проявлять любознательность и интерес к созданию бумажных композиций;

приобрести первый опыт в моделировании.

Критерии оценивания результативности освоения содержания образовательной программы:

качество выполнения изучаемых приемов и техник работы с бумагой;

качество выполнения изделия;

степень самостоятельности при выполнении работы;

уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные решения;

уровень нестандартности решения при моделировании;

результаты участия в выставках и конкурсах.

Базовый уровень изделие имеет грубые технологические дефекты: детали плохо промазаны, поверхность не заглажена, работа не устойчива. Обучающийся слабо справляется с заданием, очень низкий уровень выполнения работ. Действует только по показу, прибегает к помощи руководителя и детей. Не знает терминов принятий. Не владеет техниками изготовления изделий, работа выполнена небрежно, допущено много ошибок.

Повышенный уровень изделие содержит небольшие технологические дефекты. Обучающийся обращается к помощи педагога, практическую работу выполняет самостоятельно, но с некоторыми ошибками. На вопросы отвечает правильно. Владеет терминами и понятиями принятыми в оригами, бумажной пластики.

Творческий уровень изделие аккуратное, выполненное с соблюдением технологии изготовления. Обучающийся самостоятельно справляется с работой, помогает товарищам, работает в более быстром темпе. Отвечает правильно на все вопросы. Практическая работа всегда выполнена аккуратно, с творческим подходом. Соблюдены все технологические требования. Умеет пользоваться схемами. Участвует в конкурсах.

Условия реализации программы.

Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий по данному курсу необходим учебный класс с компьютером для просмотра презентаций.

Для каждого обучающегося:

простые и цветные карандаши,

точилка,

ластик,

цветная бумага и картон,

гофрированная бумага,

белый картон,

набор бумаги А3, А4,

клей карандаш,

клей ПВА,

линейка,

ножницы.

Учебно-тематический план (56 часов)

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Техника безопасности. Введение.

1

1

Знакомство с бумагопластикой.

1 ТБ. Материалы и инструменты, применяемые в бумагопластике. Общие правила работы.

1

1

2

2 История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.

0,5

0,5

1

3 Основы композиции.

0,5

0,5

1

Техники работы с бумагой.

1 Аппликация из бумаги.

1

4

5

2 Обрывная аппликация.

1

4

5

3 Складывание гармошкой.

1

3

4

4 Моделирование из бумаги.

1

4

5

5 Аппликация из ладошек.

1

3

4

6 Оригами.

1

3

4

7 Торцевание.

1

3

4

8 Квиллинг.

1

5

6

9 Айрис-фолдинг.

1

6

7

10 Модульное оригами.

1

6

7

ИТОГО:

12

44

56


Содержание изучаемого материала

Техника безопасности. Введение.

Тема 1. ТБ при работе в учебном кабинете.

Знакомство с бумагопластикой.

Тема 1. Техника безопасности. Материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой. Общие правила работы.

Тема 2. История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.

Тема 3. Основы композиции.

Техники работы с бумагой.

Тема 1. Аппликация из бумаги.

1.1 Просмотр работ. Приемы работы. Инструменты и материалы.

1.2 Практическая работа «Цветы», «Животные».

Тема 2. Обрывная аппликация.

2.1 Просмотр работ в технике «Обрывная аппликация». Приемы работы. Инструменты и материалы.

2.2 Практическая работа «Животный и растительный мир», «Грибы».

Тема 3. Складывание гармошкой.

3.1 Просмотр работ в технике «Складывание гармошкой». Приемы работы. Инструменты и материалы.

3.2 Практическая работа «Дерево», «Животные».

Тема 4. Моделирование из бумаги.

4.1 Просмотр работ. Приемы работы. Инструменты и материалы.

4.2 Практическая работа на свободную тему.

Тема 5. Аппликация из ладошек.

5.1 Просмотр работ в технике «Аппликация из ладошек». Приемы работы. Инструменты и материалы.

5.2 Практическая работа «Птицы из ладошек», «Рыбы из ладошек».

Тема 6. Оригами.

6.1 Понятие «Оригами». Знакомство с основными геометрическими понятиями, условными обозначениями и базовыми формами.

6.2 Базовые формы оригами (простейшие и сложные). Модели оригами.

6.3 Практическая работа «Животный и растительный мир», «Рыбы», «Насекомые», «Поздравительные открытки».

Тема 7. Торцевание.

7.1 Просмотр работ в технике «Торцевание». Приемы работы. Инструменты и материалы.

7.2 Практическая работа «Фрукты», «Животные».

Тема 8. Квиллинг

8.1 Понятие «Квиллинг». История квиллинга. Основные правила работы. Просмотр работа в технике «Квиллинг».

8.2 Основные формы и приемы бумагокручения. Полоски для квиллинга.

8.3 Коллективная практическая работа «Композиция из основных форм». Индивидуальная практическая работа «Животные, птицы, рыбы», «Цветы».

Тема 9. Айрис-фолдинг.

9.1 Просмотр работ в технике «Айрис-фолдинг». Приемы работы. Инструменты и материалы.

9.2 Практическая работа «Поздравительная открытка».

Тема 10. Модульное оригами.

10.1 Просмотр работ в технике «Модульное оригами». Приемы работы. Базовые элементы модульного оригами. Инструменты и материалы.

10.2 Практическая работа «Ваза».


Список литературы

  • Основная:

1.Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия: пер. с англ./Р. Бич. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 256с.: ил.
2.Васехина Т.А. Объемное бумагокручение / Т.А. Васехина., Е.В. Селезнева. — СПб.: РОО «Молодежный корейский культурно-просветительский центр», 2008. — 40 с.
3.Выгонов В.В., Трехмерное оригами/В.В. Выгонов. – М.: «Издательский Дом МСП», 2004. – 128с.
4.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 144с.
5.Радость творчества. Фантазии из бумаги: ежемесячный журнал. – М.: Учредитель и Издатель ООО «Формат-М», 2007-2013.

  • Дополнительная:

1.Джоунс Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия / Ф. Джоунс.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. -160с.
2.Сержантова Т.Б., 366 моделей оригами/Т.Б. Сержантова. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 192с.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации