НОД Увлекательное путешествие по русской избе
НОД в подготовительной группе
«Увлекательное путешествие по русской избе»
Цель
Ознакомление с историей русского крестьянского быта и народного искусства.
Задачи
1.Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
2.Создавать необходимую предметно-развивающую среду.
3.Воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.
4.Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
5.Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
Оборудование. Макет деревянной избы с внутренним убранством и предметами обихода, подворье с колодцем, мельницей, домашними животными, сделанными руками детей и родителей; макет печи, плетень, дрова, игрушка Домовёнок, деревянные палочки, народный инструмент-балалайка, кочерга, ухват, горшки, берёзовые дрова, старинные утюги, старинный самовар с трубой, свеча, щепка, различные виды прялок, шерсть, пряжа, рушники, икона, куклы-обереги, колыбель; аудио-запись колыбельной песни, мультимедийная установка; видео «Русская изба», образцы льна (волокно, ткань); загадки в рисунках (совместные работы родителей и детей), русские народные костюмы и головные уборы для детей и педагога; обереги «птицы счастья», сделанные руками детей для подарков гостям; магнитная доска
Дети в русских народных костюмах заходят под народную музыку
-Здравствуйте, гости знатные, да желанные! (дети и педагог здороваются с гостями; поклон с рукой от сердца)
-Милости просим к нам в гости! Сегодня встречаем гостей со всех волостей! Будем с вами веселиться, а нам за это счастье будет валиться!
— Ребята, а вы любите загадывать загадки?
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением дров, печи, лампочки и ребёнок, который приготовил дома вместе с родителями эту загадку выходит и говорит
Она деревянная, как дрова
Тёплая, как печь
И светлая, как лампочка!
Что это?
(изба)
-А как ещё можно назвать избу? (сруб). А почему? (Потому что её срубили топором).
-Я знаю, что вы знаете много сказок, в которых говориться про дом, жилище (Теремок, Сказка о рыбаке и рыбки, Заюшкина избушка, Три медведя, Три поросёнка, Гуси-лебеди…). А вы знаете пословицы и поговорки про избу? Нам поможет народный инструмент-балалайка
Дети встают в круг и передают балалайку со словами «Балалаечка беги, на ком остановилась, расскажи». У кого оказалась балалайка в руках рассказывает поговорку или пословицу про избу
-Я хочу вас познакомить с внутренним убранством русской избы, с предметами обихода. Когда входишь в избу, то порог был высокий, а верх низким. Почему так делали двери? (Чтобы меньше холода попадало в избу). А сколько было комнат? (одна). И жила в ней большая семья. Сколько человек жило в одной комнате? (12-13).
-Предлагаю вам посмотреть видео про русскую избу
На мультимедийной установке показываем видео с различными видами русских изб с узорными ставнями и резьбой
— Послушайте следующую загадку
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением снежной горы, солнышка, дымящего паровоза и ребёнок по картинкам загадывает загадку
Она белая, как снежная гора,
Тёплая, как весеннее солнышко
И дымящая, как паровоз
Что это?
(печь)
— Из чего делали печь? (Из кирпича и обмазывали глиной). А кто делал печь, как назывался? (печник). Для чего нужна печь? (спали на ней, готовили еду, сушили ягоды, грибы, одежду…). А вы знаете пословицы и поговорки про печь? Нам поможет горшочек
Дети встают в круг и передают горшочек со словами «Ты горшочек наш беги, на ком остановился, расскажи». У кого оказался горшочек, должен рассказать поговорку.
-В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал. То в трубу завывает, то ногами топает, то дверями хлопает. А когда люди переезжали в новую избу, то они всегда забирали домового с собой. Сварят горшочек каши, скажут заветные слова. Накроют горшочек рушником и несут его в новый дом. А мы с вами знаем игру с палочками и весёлый стих про домового.
Детям раздаются палочки, они садятся в круг, а посередине ставится игрушка домового. Палочками выполняются различные движения.
Домовёнок он не злой,
Он проказник озорной
Любит с нами поиграть,
Пошалить и поскакать
Не боимся мы тебя,
Ты хранитель очага
-А теперь отгадайте следующую загадку
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением ноги, угля, огня и ребёнок по картинкам составляет загадку
Она похожа на ногу
Она грязная, как уголь
И горячая, как огонь!
Что это?
(кочерга)
— А зачем она нужна? (Перемешивать угли в печи). Молодцы! Отгадайте следующую загадку
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением спичек, льда, орехов и ребёнок по картинкам составляет загадку
Они деревянные, как спички
Трещат, как лёд
И раскалываются, как орехи
Что это?
(дрова)
-Какими дровами топили печь? (берёзовыми). А почему? (Они дают много тепла и хорошо горят).
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением машины, спичек, быка и ребёнок по картинкам составляет загадку
Он железный, как машина
Деревянный, как спички
И рогатый, как бык
Что это?
(Ухват)
— Для чего он нужен? (Брать горшочек и ставить в печь…).
Предложить попробовать взять ухватом горшочек и поставить на печь
А почему у ухвата деревянная ручка? (чтобы не обжечь руки)
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением машины, сумки, огня и ребёнок по картинкам составляет загадку
Он железный, как машина
Тяжёлый, как сумка
И горячий, как огонь
Что это?
(утюг)
Демонстрация старинных утюгов. Дать детям попробовать, какие они тяжёлые
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением карандашей, камня, стула и ребёнок по картинкам составляет загадку
Он деревянный, как карандаши
Тяжёлый, как камень
И с четырьмя ножками, как стул
Что это?
(стол)
— Раньше делали длинные и большие столы. А зачем?(Чтобы поместилась вся большая семья). Как раньше называли стол? (Божья ладонь, по нему нельзя было стучать, а тем более сидеть). А зачем делали широкие лавки? (На них спали).
— В старину все ткани делались изо льна и рукодельницы расписывали их узорами-оберегами. Лён делали из растения с нежными голубыми цветками (показ иллюстраций на экране). Когда растение созревало, из стеблей добывали волокно, а из волокна ткали ткачихи крепкое льняное полотно.
Демонстрация льняных изделий
Отгадайте следующую загадку
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением сосульки, льда, костра и ребёнок по картинкам составляет загадку
Она капает, как сосулька
Тает, как лёд
Горит, как костёр
Что это?
(свеча)
-Раньше не было электричества, и чем освещались дома? (свечами). А до свечей? (лучинами).
Рассказ о лучине. Были такие приспособления, которые назывались светцы. В них вставлялась щепка и горела. Было очень мало света. Поэтому люди ложились рано спать и вставали с первыми петухами
На магнитную доску крепятся три картинки с изображением мяча, кипящей воды, медали и ребёнок по картинкам составляет загадку
Оно круглое, как мяч
Бурлящее, как кипящая вода
Блестящая, как медаль
Что это?
(самовар)
Показ старинного самовара с трубой
— А зачем нужна труба в самоваре? (Внутрь самовара засыпали угли, и через трубу выходил дым). А кто знает поговорку про самовар? (Самовар, что море Соловецкое, пьём из него за удаль молодецкую).
Физкультурная минутка
Шла изба по мостику и виляла хвостиком
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила
В речке шум, в речке звон
Кто не верит, выйди вон…
-А как называется этот весёлый стих? (небылица). А зачем придумывают люди небылицы? (для веселья). Отгадайте мою загадку
Кручусь, верчусь
Не потею
Только больше всё толстею
(веретено)
Показ веретена, шерсти, пряжи
-Когда девушка выходила замуж, то её жених делал своими руками прялку, расписывал узорами и дарил своей невесте. И эту прялку нельзя никому давать взаймы. В каждом доме была своя прялка.
Над столом висели иконы и стояли обереги. Это угол назывался «Красный угол». А почему? (от слова «красивый»). А зачем нужны обереги? (Они оберегают от зла, болезни, неприятностей…). А как они называются? (Коляда, Пеленашка, кукла и птица счастья, Здравница, Веснянка, Травница, Доля…) Показ оберегов, которые дети сделали своими руками и рассказ об их обережных свойствах
— Дальше стояла колыбель. Для чего она нужна? А как называлась колыбель, которую подвешивали к потолку? (зыбка). Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребёнок может заболеть. Но если родители хотели ребёночка, то была такая специальная колыбелька, которую они качали пустой и тогда у них обязательно рождался ребёночек. Если ребёнок болел, то мама делала своими руками куклу-оберег на здоровье. Клала в колыбель или давала поиграть. И когда ребёнок выздоравливал, она эту куклу сжигала. Считалось, что она взяла на себя всю болезнь. А теперь давайте послушаем колыбельную песню.
Включается запись колыбельной песни, а девочки качают колыбель и зыбку
— А кто знает поговорку про колыбель? (Креслостарому колыбель малому, дочку в колыбельку, приданное в коробейку)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Найди пару»
На листе бумаги изображены предметы быта, которыми пользовались в старину (печка, корыто, деревянная ложка, свеча, колыбель…) и предметы, которыми мы пользуемся в современном мире (газовая плита, стиральная машина, железные ложки, лампочки…). Надо найти и соединить карандашом пары (печка-газовая плита…)
-Вот и подошло к концу наше путешествие по русской избе. Что вы узнали нового и интересного для себя, что вам понравилось? (ответы детей)
— В старину гостей всегда встречали с хлебом и солью, т.е. угощали. И нам пора к самовару. А для наших гостей мы приготовили подарки. Дети сделали для вас и ваших деток обереги «Птицу счастья». Когда делают обереги, всегда загадывают и желают счастья, здоровья, благополучия.
Дети дарят гостям обереги с пожеланиями счастья