Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Традиционная Культура как важнейший и естественный источник содержания духовно-нравственного образования.

Среди множества проблем, ставших сегодня перед Российским государством, едва ли не важнейшая, не носящая материального характера — это проблема духовно-нравственного воспитания граждан и, прежде всего, молодого поколения.

Считают, что дети станут надежной опорой государства, если страна не отложит заботу о них. Поэтому всех нас сегодня должно объединить одно: чувство ответственности за будущее наших детей и понимание тех мер, которые могут содействовать сохранению и укреплению системы образования в современных условиях.

В последние десятилетия в вихре политических, экономических, социальных реформ материальные блага стали занимать больше места, заслоняя собой Культуру, духовность. Произошло снижение ценностей, связанных со служением общему благу. Идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения, переориентация на личное благополучие. Таким образом, как следствие частых реформ, мы видим снижение духовного уровня общества и размывание общественной морали.

Сейчас можно наблюдать, как вскрылась одномерность, односторонность не состоявшейся модели развития, при которой цивилизация раздвоила человека на индивидуума и социальное существо, на человека внутреннего и внешнего, человека чувственного и разумного, эгоиста и альтруиста. Сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что разорвана тончайшая сфера внутреннего мира, произошло распадение духовной целостности человека на разум и сердце.

Сегодня массовая акультурность и назойливая реклама делают все, чтобы не допустить в сознание людей всякое целесообразное, разумное, культурное действие: героизм, подвижничество, альтруизм, возвышающий идеал и, особенно, чистое слово, т. е. все то, что приводит к возжжению духовных огней сердца. Все это оказывает деморализующее влияние на сознание молодежи.

Л. Н. Толстой писал: »Придя в этот мир, ребенок представляет собой первообраз Правды, Чистоты и Гармонии ". Тогда откуда берутся потерянные дети? Где мы теряем их? Где, в каком возрасте и почему происходят те необратимые процессы перерождения, создающие из живой ткани души мертвый сгусток? Очевидно это происходит с раннего детства.

По всем существующим признакам в России наступило время, когда все заговорили о духовном возрождении, о духовных скрепах. Наконец-то мы признали, что только приобщение ребенка с малых лет к духовным ценностям обеспечит человечеству путь эволюционного развития.

Наша система образования должна быть ориентирована на становление человека, действующего и мыслящего уже на иных основаниях: новых знаний о мире, нового понимания мира и человека в этом мире. Человека новой эпохи должны отличать: активность, но озаренная верой в духовное преобразование мира; воля, возникающая из осмысленного всемирного действия; ответственность перед своей совестью, перед человечеством, перед Космосом.

Духовность — главная характеристика современного образовательного пространства. В свое время известный русский философ И. Ильин предупреждал: « В будущей России образование не должно отделяться от воспитания. Судьба будущей России лежит в руках учителя… Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому учитель сам должен твердо и ясно постигнуть, что есть духовное в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую солидарность и др. " Это высказывание весьма актуально сегодня: во-первых, он не сводит духовность только к религиозному наполнению, а дает широкое толкование; во-вторых, выделяет главное для российского образования – значимость профессиональной и нравственной подготовки самих педагогов.

Сегодня в поисках решения проблемы целесообразно обратиться к истокам — вернуть вымытый временем пласт отечественной Культуры, сделать его живым и действенным «инструментом " в руках и сердце учителя. Сегодня правомерно мы ставим вопрос о том, чтобы знание каждым учителем основ народной Культуры стало неотъемлемой частью педагогической культуры, независимо, какой учебный предмет он преподает. Педагогу сегодня мало знать предмет, умело нести преподаваемый материал, важнее умение показать ценностную, нравственную значимость материала, создавать такие ситуации, когда дети в рамках урока смогут проживать обучение. Тогда и содержание образования и педагогика обретет новое значение. Целью такой педагогики станет сама жизнь, постижение смысла человеческой жизни, раскрытие свойств человеческого духа. Духовная ось ребенка способна питаться высшими образами, переживанием, осмыслением любви, сострадания, уважения, сочувствия. В результате чего ребенок обретает целостность восприятия жизни, основанную на фундаментальной мотивации, осознании служения, творческой деятельности и любовном отношении к миру. Высшие образы и переживания составляют исходные основания духовного опыта.

Суть духовно-нравственного образования состоит в воспитании возвышенного сердца ребенка, как центра духовной жизни. Что же является важным и естественным источником содержания духовно-нравственного образования? Это использование мощного потенциала, которым обладает традиционная Культура любого народа. Этот потенциал проявляет себя через специфическое свойство народной Культуры, как нерасчлененность ее этических, эстетических и прагматических функций. Этот потенциал направлен на формирование системы отношений человека к миру и себе в этом мире. А ответы на философские вопросы бытия даются народной Культурой в форме абсолютно совершенных художественных систем.

Выделим три таких системы:

-Календарно — обрядовый комплекс , который в своей ритмичности создает условия для полноценного человеческого проживания, наполненного духовным смыслом.

-Традиционный семейный уклад, который дает нравственные и эстетические ориентиры для осознания красоты и целесообразности индивидуальной человеческой жизни, связанной с крепкими узами рода или семейными ценностями, как основой дома, духовного и материального фундамента семьи. Эта система позволяет проследить переход жизненных этапов от рождения до погоста, это культура взращивания младенцев, культура межличностного общения в зрелые годы и в старости.

-Народная философия – это народное творчество, национальное зодчество и монументальное искусство, что позволяет каждому ребенку получить нравственное устойчивое жизненное основание, прикасаясь к многообразным формам, видам, жанрам народной художественной Культуры.

Система образования должна строиться по трем направлениям: Человек и Природа, Человек и Семья, Человек и История. В процессе духовно-нравственного образования через раздел Человек и Природа ребенок эмоционально переживает идею единства, а, повзрослев, будет сознательно и ответственно относиться к решению экологических задач, как личностных ценностей( экологическая этика ).

Этические и эстетические ценности традиционного семейного уклада, освоенные детьми через призму направления Человек и Семья, несомненно, станут прочной основой для системы нравственных ориентиров в будущей жизни. Ценности семейного лада послужат плодотворной почвой для развития чувства мужского и женского начала, мужского и женского достоинства. Современное общество остро нуждается в решении проблемы семейной этики.

Пласт народной Культуры – все многообразие этого богатейшего наследия следует показать ребенку, как этапы великого жизненного пути народа, страны. Именно здесь заложены перспективы действительного возрождения и развития любой страны. Пройдя такую Школу личного осмысления историко-культурного наследия отечества, молодые люди лично для себя сами решат проблему гражданско-патриотической этики, осознают личную связь с будущим страны и мира, что чрезвычайно важно на современном витке мировой исторической спирали.

Понимая образование, как творение будущего, мы должны сегодня вернуться к истокам и возродить духовные ценности. Истинные духовные ценности – это то, что роднит все народы. Нельзя делить духовные ценности по принадлежности к какой-либо расе или народности. А раз нельзя делить духовные ценности, значит и нельзя покушаться на жизнь людей из-за того, что они исповедуют другую веру или говорят на другом языке. Не яблоком раздора, а объединяющим началом должны стать духовные ценности. Закончить хочется словами из книги «Плач охотника над пропастью», которая написана в соавторстве выдающимися литераторами, общественными деятелями, гуманистами 20-го столетия Чингизом Айтматовым и Мухтаром Шахановым. Книга наполнена фольклорными жанрами, описанием народных традиций и обычаев. Это некий поликультурный сплав не только киргизского и казахского народов, но и мира в целом.

» У каждого человека, помимо его кровной матери, должно быть еще четыре: родная Земля, родной язык, родная Культура, родная история "

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации