Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Конспект нод "Моя семья"

Цель: формировать у детей правильное представление о семье.

Задачи:

1.Образовательные: систематизировать представления детей о семье, формировать правильное представление о семье: понимать роль взрослых и детей в семье; формировать представления о трудовых обязанностях членов семьи.

2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; координировать речь с движением; развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении качественных прилагательных, расширять словарный запас; развивать внимание, память, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Материал: предметные картинки «Моя семья», атрибуты к игре «Семейные вещи»: губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мячик, расчёска, сумка, вязальные спицы, клубок ниток и т.д.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, беседа, наблюдение, рассматривание предметных картинок, игры, пальчиковая гимнастика, физминутка, художественное слово (загадки, стихи, потешки).

Предварительная работа: беседы на тему: «Я и моя семья», «Как мы отдыхали всей семьей»; рассматривание картинок и иллюстраций о членах семьи; ЧХЛ: Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», разучивание потешек, загадок; игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы с папой маме помогали»; дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Здравствуйте, ребята!»; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери»; пальчиковые игры: «Дом», «Моя семья», «Ладушки».

Ход НОД:

Воспитатель: Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…

Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной!

Пальчиковая игра «Дом»

У дома есть крыша, (руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (показываем с помощью пальчиков прямоугольник)

У дома есть дверь, (ладони перед грудью)

А в двери есть замок: (скрестили пальцы ладоней в кулак)

Кто его открыть бы смог? (покрутили скрещенными в замок пальцами)

Тук – тук – тук, тук – тук – тук,

Открывайте – я ваш друг! ( кулачком стучат по ладони)

Воспитатель: что – то никто не открывает, постучу ещё разок: тук – тук – тук! (воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется Мишутка)

Мишутка: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишутка. А вы знаете, из какой я сказки? («Три медведя»)

Воспитатель: Мишутка, какой у тебя красивый дом. Ты живёшь в этом доме с семьёй?

Мишутка: Ребята, а что такое семья?

Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? Ответы детей.

Воспитатель: Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры. Если у человека много родственников – значит у него большая семья.

Воспитатель: Ты знаешь, Мишутка, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас Катя нам прочитает стихотворение, а вы подскажете Мишутке, о ком оно:

Кто вас будит по утрам,

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В мире нет её родней

Справедливей и добрей.

Это кто, скажите прямо!

Ну, конечно, это…..

Дети: Мама.

Воспитатель: Правильно, мама! (В. выкладывает на мольберте картинку мамы.) Вы любите свою маму?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Давайте поиграем в игру: сложим в сундучок ласковые слова для мамы. Я открою сундучок, а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять его. Итак, начнем! Мама какая?

Наводящие вопросы воспитателя:

Воспитатель: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая?

Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.

Воспитатель: Когда мама модно одевается. Какая она?

Дети: Красивая.

Воспитатель: Когда мама улыбается, смеётся. Какая она?

Дети: Весёлая.

Воспитатель: А если вы маму любите, то она какая?

Дети: Любимая.

Воспитатель: Когда мама заботится о вас. Какая она?

Дети: Заботливая.

Воспитатель: Если мама занимается хозяйством, делаем много домашних дел. Какая она?

Дети. Трудолюбивая, хозяйственная.

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Воспитатель: Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел.

Воспитатель: Давайте покажем Мишутке, что умеет делать мама. Я показываю вам действие, вы называете его, и показываете Мишутке и гостям.

Игра-имитация « Что умеет делать мама».

-Мыть посуду.

-Варить суп, компот.

-Стирать.

-Вытирать пыль.

-Мыть полы.

-Гладить.

-Шить.

-Дочке косички заплетать.

Ребята, а давайте вспомним игру про сороку:

Пальчиковая игра « Сорока».

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала:

Ты в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Воду не носил.

Не будет тебе кашки!

Воспитатель: Почему сорока всем своим детям дала каши, а одному не дала?

Дети: Он маме не помогал.

Воспитатель: Правильно ли он поступил?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, мама устает?

Дети: Да.

Воспитатель: Маме нужно помогать?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, как вы помогаете маме?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вас можно назвать настоящими мамиными помощниками!

Воспитатель: Кира, прочитай нам еще одно стихотворение, а ребята должны будут подсказать Мишутке, о ком оно:

Может он в футбол играть,

Может книжку вам читать,

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить

Может прокатить тебя

Вместо быстрого коня

Для тебя всегда герой,

Самый лучший….(папа) твой.

Воспитатель: Молодцы! Конечно, это папа. (Воспитатель выкладывает на мольберте картинку папы.) Ребята вы папу любите?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте покажем Мишутке, что умеет делать папа. Я показываю действие, вы называете его и показываете Мишутке.

Игра – имитация «Что умеет делать папа».

Пилить – вжик-вжик;

Дрова рубить – руки в замке, махи руками;

Пылесосить – у-у-у;

Забивать гвозди – тук-тук;

Накачивать насосом колеса велосипеда, машины – ш-ш-ш;

Водить машину – имитация руками поворота руля;

Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и положим в него ласковые слова для папы. Папа какой?

Дети: Ответы детей. ( Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится.

Воспитатель: Ребята, и ты Мишутка, как вы думаете для того, чтобы быть здоровым и не болеть, что нужно делать по утрам.

Дети: Зарядку.

Воспитатель: Правильно зарядку. Давайте вместе с Мишуткой сделаем зарядку.

Физкультминутка.

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку утром делаем зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево,

Делает мой братик Сева.

Но, а сам бегу трусцой и качаю головой.

Воспитатель: Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Воспитатель: Ребята, а у кого есть бабушка? (Ответы детей).

Воспитатель: Бабушка – это чья мама?

Воспитатель: А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в сундучок. Бабушка какая?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Он такой заводной

И совсем не старый

Он гуляет со мной

Утром по бульвару

Он приходит за мной

В садик вечерами

Он такой озорной

С белыми усами. (дедушка)

Воспитатель: Ребята, а у кого есть дедушка? Ответы детей.

Воспитатель: Дедушка – это чей папа?

Дети: Папин или мамин.

Воспитатель: А вы любите своего дедушку?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте для дедушки соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок?

Наводящие вопросы воспитателя:

Воспитатель: Дедушка может что – то смастерить, починить, значит, он какой?

Дети: Умелый.

Воспитатель: Дедушка может с вами поиграть, книжку почитать, сказку рассказать, значит он какой?

Дети: Заботливый, добрый.

Воспитатель: Дедушка долго живёт, поэтому много знает, значит он какой?

Дети: Умный, мудрый.

Воспитатель: Да, ребята дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно уважать, помогать им.

Воспитатель: Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова?

Воспитатель: Закроем пока наш сундучок, чтобы все добрые слова не разлетелись. А сейчас нам Максим прочитает ещё одно стихотворение, а вы подскажете Мишутке, кто ещё есть в ваших семьях.

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают,

И лучше семьи ничего не бывает!

Воспитатель: Кто ещё есть в семье?

Дети: Братья и сестры ( В. выкладывает на мольберте картинки брата и сестры.)

Воспитатель: У многих из вас тоже есть братья и сестры. Как должны жить друг с другом братья и сестры, как должны друг к другу относиться?

Дети: Они должны жить дружно, не ссорится, не драться, помогать, защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.

Игра «Семейные вещи»

Мишутка: — Друзья мои, нужна ваша помощь. Надо разобрать семейные вещи в чемодане. Вы будете подходить ко мне по одному, и вынимать из чемодана по очереди вещи, и говорить, кому из членов семьи она принадлежит. (губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, расчёска и т. Д.)

Мишутка: Молодцы, славно потрудились, помогли разобрать семейные вещи.

Игра «Радость или огорчение».

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или огорчать ваших родных и близких. Сейчас мы с вами поиграем, в игру « Радость или огорчение». у меня два шарика зелёный и оранжевый. Как вы думаете, какой из них будет радость (оранжевый), какой огорчение (зелёный)? Сейчас я вам раздам шарики, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью шарика показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

Дети: Дети выходят в круг.

Воспитатель: Вы подрались с другом;

Разбросали по комнате все игрушки;

Помогли маме мыть посуду;

Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;

Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

Порвали новую книжку;

Не захотели мыть руки перед едой;

Отбирали у друзей игрушки;

Покормили собаку или кошку;

Убегали от взрослых;

Защищали братика или сестричку;

Научились сами одеваться;

При встрече со взрослыми людьми всегда здороваетесь.

Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки. (Дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть крепкая и дружная семья. Как мы это покажем? ( Дети скрещивают пальцы в замочек.) И у наших пальчиков тоже дружная семья! Давайте поиграем с семьей пальчиков:

Пальчиковая игра «Семья».

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок. Ребята, смотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в «ромашку». (Воспитатель открывает сундучок и показывает ромашки из цветной бумаги).

Воспитатель: А ромашка – это символ семьи. Сейчас я вам всем раздам по ромашке, а вы вечером подарите его кому хотите из вашей семьи, при этом обязательно скажете ласковые слова, которые мы сегодня собирали с вами в сундучок.

Мишутка: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, я рад, что у каждого из вас тоже есть дружная семья, а теперь мне пора домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше, дома ждет меня моя семья! До свидания!

Итог. У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого – то меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы – самые счастливые дети на свете.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации