Практикум по культуре поведения «Этикет и мы»

Автор публикации:
Карпова Галина Владимировна
Город (населенный пункт):
г. Ульяновск, Ульяновская область

Карпова Галина Владимировна, воспитатель

ОГКОУ «Школа-интернат №89»г.Ульяновск

Практикум по культуре поведения «Этикет и мы».

Цели:

- развитие умений воспитанников вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета; сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения;

Задачи:

- усвоение воспитанниками основных правил поведения в театре, в транспорте, в гостях;

- воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, доброжелательную атмосферу во взаимоотношениях;

- будить желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично

Подготовительная работа:

1.Предлагаем детям прочитать книги по культуре поведения.

2.Создать инициативную группу, которая готовит:

- выступление, чтение наизусть стихов Г. Остера;

- инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;

- приготовить цветные жетоны.

Оснащение:

- стенд «Высказывание мудрых», «Словарь», бумага 4 а ,фломастеры, ручки, цветные жетоны, импровизированная сцена.

Ход занятия:

1.Вступление.

Приветствие детей, гостей занятия, приветствие детей присутствующих .Желаю участникам быть активными в обсуждении, за каждый ответ, отвечающий получает жетон.В конце мы посчитаем у кого сколько жетонов ,т.о. выявим самого активного (воспитанного).

Итак, мы начинаем занятие, прошу внимание.

Что такое этикет? Это каждый знает-

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутила я друзья,в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определение.

Я, думаю, все вы догадались о чем мы сегодня будем говорить. Да ,об этикете, думаю, вам будет интересно проверить себя, действительно ли вы воспитанны. А почему я говорю о «воспитанности» ?

Что же такое этикет? Как вы понимаете это слово?

(ответы детей:

Этикет – это правило поведения человека среди других людей,

- нормы и правила, которым должен следовать человек в разных случаях жизни.

Этикет –в переводе с французского означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах)

А как называют человека, который знает этикет и соблюдает ?

(ответы детей:

Эго называют культурным, воспитанным человеком)

Скажите, пожалуйста, почему важно соблюдать этикет?

Помогает ли соблюдение этикета вырабатывать какие-то привычки?

(Этикет помогает вырабатывать стойкие привычки поступать так, как требуется, уважительно доброжелательно, с доверием к людям).

Молодцы ,ребята, подведем итог вышесказанного:

Этикет – совокупность норм и правил ,призванных регулировать внешние формы поведения человека. Обратимся к Толковым словарям. В словаре Даля сказано: «Этикет –чин, порядок, соблюдение внешних обрядов и приличия; церемониал, внешняя обрядливость».Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях и т.д .Разобрав понятие слова мы пришли к выводу, что культура общения между людьми основана на соблюдение общих правил поведения, известных под словом «этикет»

Предлагаю послушать стихотворение в исполнении младшего воспитанника.

Что такое этикет?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это –нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый этикет.

2.Основная часть.

А сейчас мы побываем в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах Вася Васечкин живет по своим правилам ,и вот что с ним происходит.. Смотрите внимательно ,найдите ошибки и исправьте, грамотно сформулировав правила поведения. Помните, за каждое грамотно формулированное правило отвечающий получает жетон.

(Звучит третий звонок, спектакль начинается )

Ведущий объявляет:

Сцена 1-ая «В театре»

Действие 1-ое

Воспитанник читает стихотворение Г.Остера

«В театральном буфете»

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода,

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочки можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

Ведущий объявляет:

Действие 2-ое .Свет в зале уже погас. Идет спектакль

Миниатюра. На сцене условно показан зрительный зал театра – стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители»-4-6 воспитанников. Они внимательно «смотрят спектакль» Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться Васечкин и запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами ,повернувшись спиной между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал , Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет свой носовой платочек. Васечкин, как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Беседа с воспитанниками.

Итак, мы побывали в театре. «Театр…»Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены. Угасающие огни нарядных люстр. Неправда ли посещение театра и есть маленький праздник. Только, чтобы не испортить его ни себе, ни соседям, нужно соблюдать некоторые несложные правила.

Какие нарушения «театрального этикета» вы заметили в поведении Васи Васечкина ?

В ходе обсуждения дети формируют правила в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.

Правила поведения в театре.

1.В театр приходи в нарядной одежде.

2. В театр приходи вовремя, за 20-30 мин. до начала спектакля.

3.В зрительский зал проходи лицом к сидящим.

4.По ряду проходи лицо к сидящим.

5.Не ешь во время представления, не разговаривай.

6.Соблюдай тишину –не мешай соседям смотреть пьесу.

7.Не вставай с места, пока не опустят занавес.

8.В антракте, по окончании спектакля не мчись к выходу, расталкивая окружающих.

Сцена 2-ая. «В транспорте»

Действие 1-ое. «На автобусной остановке».

Воспитанник читает наизусть стихотворение Г.Остера:

Когда состаришься –ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступить,

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

Действие 2-ое. «В автобусе»

Миниатюра .На сцене шесть стульев в ряд условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор» .На остановке в автобусе запрыгивает. Васечкин ,держа за ручку свою подружку, начинает затаскивает её в салон. Оказав таким образом" даме" помощь ,он плюхается на сиденье и кричит подруге: ". Анька, оплати проезд!" Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит её и просит передать деньги за билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней ,делает вид ,что не замечает уставших стариков. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит:" садитесь, не сидится вам, старикам, дома!" ,достаёт расчёску и начинает причесываться.

Беседа с воспитанниками

Проанализируйте поведение Васечкина и Ани в автобусе, найдите ошибки.(ответы детей). Пожалуйста, сформулируйте правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает ответы. Составляются правила поведения в транспорте.

Правила поведения в транспорте.

1. Будь осторожен при входе и выходе, не толкайся.

2. Разговаривай вполголоса ,недопустимо разговаривать на личные темы.

3. Будь вежлив:

-используя выражения :будьте добры ,пожалуйста простите, спасибо

- не рассматривай пассажиров,

- не облокачивайся на посторонних людях.

4. Не забудь заплатить за проезд, если пользуешься проездными документом, держите его всегда наготове

5. Уступайте место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.

6. Не входи в общественный транспорт с мороженым.

7. Не бросай мусор на пол.

8. Обходи трамвай спереди ,автобус и троллейбус - сзади.

9. В транспорте нельзя причесываться.

Ведущий обьявляет: Сцена 3 -яя ". В гостях"

Действие 1-ое « День рождения»

Следующий воспитанник читает стихотворение. Г. Остера:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома-

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом

В разговоры не вступай,

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно а карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Действие 2-ое «. Васечкин принимает гостей»

Миниатюра. На сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены « дверь». У. Васечкины день рождения ,он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: « Здрастье!» и с расстояния бросает. Васечкину: "Держи! Тебе подарок! смотри не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: « Бабуль принимай гостей ,а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат:

« Поздравляем!". Васечкин подходит к друзьям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит друзьям: « Проходите в комнату ,пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: « Все собрались можно подавать на стол».

Беседа- анализ с воспитанниками

Предлагается проанализировать увиденную ситуацию, найти ошибки, допущенные. Васечкиным и его одноклассниками, учащиеся формулируют правила ,как принимать гостей ,как дарить подарки, как представлять при знакомстве людей. Активно участвующие воспитанники получают жетоны.

Как дарить и принимать подарки.

1. Приходить в гости в назначенное время (допускается опоздание не более 15 мин).

2. При встрече и хозяева и гость приветливо улыбаются (по этому поводу восточная мудрость гласит: прежде чем открыть чужую дверь ,надень улыбку)

3. Вручая подарок, необходимо произнести поздравление. При этом считается неэтичным:

- намекать на цену или трудности по приобретению подарка;

- произносить нечто назидательное;

- просить прощения за то ,что дарите не тот подарок ,какой хотели бы подарить;

- говорить, что подарок подошел бы вам самим ,но вы его, тем неменее ,решили отдать;

- спрашивать, понравился ли подарок( помните, кто умеет дарить, тот умеет жить)

4. Принимать подарок следует тактично и деликатно.

Любой подарок надо похвалить. Никогда не показывайте своего неудовольствия. Подарок следует сразу распаковать и ,не стесняясь ,выразить свою радость, легкое удивление и восхищение, чтобы сделать приятное дарящему. Даже если вам подарили не то ,нельзя выражать неудовольствие ,разочарование или равнодушие. Никакая критика подарка недопустима. Искренне поблагодарите дарителя - он достоин этого, хотя бы за то, что прояаил к вам внимание.

5. Знакомя гостей, представляют младшего старшему.

6. Принято в знак уважения и внимания дарить цветы хозяйке (маме ,бабушке вашего друга).

В конце беседы воспитатель благодарит инициативную группу ,которая помогла побывать в необычном театре. Предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры ,придумав тему нового спектакля.

3. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Помогло ли занятие ,если вы даже знали, вспомнить, освежить знания об этикете?

В ходе рефлексивной деятельности подводятся итоги анализа понятия "этикет"

Что такое этикет?

В чем отличие норм этикета от норм морали?

(Нормы этикета в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том ,что в поведении людей является общепринятым ,а что нет Каждый культурный человек Должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета ,но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества).

Какое значение имеет умение правильно вести себя в обществе?

(Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие устойчивые взаимоотношения.

Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях – везде ,во всех сферах жизни).

Нужно ли соблюдать этикет дома?

(Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях ,но и дома. Подлинная вежливость а основе которой лежит доброжелательность ,обуславливается актом ,чувством меры, подсказывающим ,что можно ,а чего нельзя Делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого , не оскорбит его достоинства).

Ну, что ж, вы просто молодцы ,я предлагаю поаплодировать друг другу и себе за работу. А теперь посчитайте, сколько жетонов у вас?

Гости и ребята все вместе приветствуют аплодисментами своих товарищей, набравших больше всего жетонов. Торжественно объявляется лучший знаток этикета ,которому вручается медаль « Самый воспитанный» Всем остальным утешительные призы.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами ,и отрицать или игнорировать этикет никак нельзя.

И, обращаясь каждому из вас, я хочу сказать:

Что бы ты ни делал ,ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие ,твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинная вежливость и воспитанность.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации