Методические указания по изучению дисциплины «Менеджмент» для студентов всех форм обучения

Автор публикации:
Куликова Виктория Викторовна
Город (населенный пункт):
г. Находка, Приморский край

Дисциплина «Менеджмент» является общепрофилирующей дисциплиной, несущей важную нагрузку по организационно-управленческой подготовке будущих специалистов, и имеет своей целью изучение и освоение основ современной теории менеджмента, логики ее эволюции в ХХ веке и тенденций развития в начале XXI века.

Цель дисциплины - вооружить будущих выпускников высших учебных заведений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми в научно-обоснованном информационном и экономическом анализе управленческой деятельности предприятия; ориентировать на информационные, правовые и методические основы для разработки планов и реализации систем экономического управления, показать роль и место организационного управления в единой системе экономической деятельности.

Задачи дисциплины:

– сформировать представление об основах управленческой деятельности;

– освоение определенных навыков профессии менеджера с учетом специфики современного состояния экономики России;

– изучение методик принятия эффективных управленческих решений и разрешения психологических проблем, возникающих в процессе формирования коллектива и управления им. Практическое применение должны найти рекомендации по рационализации труда руководителя и воспитанию им психологической устойчивости.

Основой изучения курса является предлагаемые методические указания по изучению дисциплины «Менеджмент», программа курса, практикум по дисциплине, тестовый контроль, а также рекомендованная литература, которая способствует более глубокому изучению и закреплению пройденного материала.

В процессе изучения дисциплины, предусмотрены:

1. Виды контроля:

текущий контроль – осуществляется на лекционных и практических занятиях путем опросов, самостоятельных и проверочных работ;

рубежный контроль – тестирование, практические задания, семинарские занятия;

промежуточная аттестация – зачет (по билетной форме).

2. Активные методы обучения:

-дискуссии по теме лекции;

-кейс-стади, применимые к практической деятельности специалиста;

-круглые столы и «мозговой штурм»;

-ролевые игры.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

-основные принципы построения организационных структур;

-распределение функций управления;

-формы участия персонала в управлении;

-методы принятия решений;

-основные принципы этики и деловых отношений;

-технику личного труда менеджера.

уметь:

-применять полученные знания для принятия решений (индивидуальных и в команде) с учетом экономических, социальных, технических и других факторов в условиях неопределенности;

-использовать основные принципы построения организационных структур;

-выбирать наиболее рациональные способы принятия решений;

-использовать принципы деловых отношений;

-эффективно осуществлять основные функции менеджера.

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и определение понятия «менеджмент»

Управление. Целеполагание. Руководство. Вид трудовой деятельности. Орган управления. Категория людей. Научная дисциплина. Практика реального управления. Искусство управления. Учебная дисциплина. Основные категории менеджмента: объект (характеристика объектов менеджмента), субъект, функции управления, законы и закономерности менеджмента (общие и специфические), методы и принципы управления.

1.2. Развитие представлений о менеджменте

Сложные организационные системы. Управленческие революции. Шумеры, Вавилон, Др. Египет. Навуходоноссор II. Платон и «Государство». Н. Макиавелли и «Государь». «Домострой». Индустриальная революция. Зарождение школ менеджмента. «Русский метод обучениям ремеслам». Научная организация труда Ф. Тейлора и А.К. Гастева. Г. Форд и А. Файоль. Э. Мейо и человеческие отношения. Кибернетика. Бихевиористы. Современный менеджмент. Теория активных систем. Контроллинг. Новая школа управления. Системный анализ. Системный подход. Одномерные и синтетические учения об управлении.

1.3. Национальные особенности менеджмента

Национальная специфика менеджмента. Американская и японская школы менеджмента. Индивидуализм. Коллективизм.

Контрольные вопросы

1.Выберите одно из определений менеджмента и обоснуйте его.

2.Сколько существовало управленческих революций и с чем они были связаны?

3.Назовите школы менеджмента, образовавшиеся в XIX в.

4.Назовите новые школы менеджмента и их основу.

5.Перечислите основные категории менеджмента.

6.В чем заключаются национальные особенности менеджмента?

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Разделение труда в организации

Система. Системный подход. Разделение труда. Вертикальное и горизонтальное (функциональное) разделение труда. Уровни управления: высший, средний, первичный (низший). Иерархия власти.

Функциональные направления деятельности: производственная, операционная, коммерческая, управление финансовыми потоками, управление персоналом. Уровни менеджмента: top-менеджмент, middle-менеджмент, first-line-менеджмент. Высшее руководство, заместители и помощники. Проект-менеджеры.

2.2. Основные функции менеджмента

Функция. Планирование (целеполагание, ресурсообеспечение, способы достижения). Организация (распределение полномочий, задач, целей, ресурсов, ответственности). Мотивация (стимулы, потребности, теории мотивации, производительность труда). Контроль (результативность труда и его эффективность). Координация (согласованность функций, коммуникации). Специальные функции менеджмента.

2.3. Виды, методы и принципы менеджмента

Виды менеджмента: организационный, оперативный, стратегический, тактический, функциональный (производственный, финансовый, управление человеческими ресурсами, инновационный менеджмент, логистика).

Метод. Экономические (материальное вознаграждение, санкции, штрафы, заработная плата и премирование, обеспеченность ресурсами, наделение полномочиями и закрепление ответственности), организационно-распорядительные (дисциплина, ответственность, власть и принуждение, организационная структура, приказы и распоряжения, регламентация и нормирование), социально-психологические (стимулы и мотивы поведения, моральное поощрение, карьерный рост, убеждение и внушение).

Принципы менеджмента. Принципы по А. Файолю. Концепция менеджмента по Э.М. Короткову.

Контрольные вопросы

1.В чем заключается принцип разделения труда в организации?

2.Охарактеризуйте уровни менеджмента в организации.

3.Перечислите основные функции менеджмента.

4.Назовите основные виды менеджмента.

5.На чем основаны основные методы менеджмента?

6.Сравните принципы управления по А. Файолю и Э.М. Короткову. В чем их различия и сходство?

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ

3.1. Основные подходы к менеджменту

Научный подход. Системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий подходы.

Контрольные вопросы

1.Сравните, рассмотренные ранее подходы. Возможно ли найти среди них взаимосвязанные? дополняющие друг друга?

РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

4.1. Теория организации

Организация. Группа. Совместный труд. Распределение полномочий, обязанностей, и закрепление ответственности. Взаимодействие персонала в процессе деятельности. Руководитель и исполнитель. Управление социально-экономическими системами. Хозяйственные организации.

4.2. Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда организации. Система переменных внутренней среды: цели организации, организационная структура управления (ОСУ), ресурсы, персонал, организационная культура.

Организационная культура. Ценности, традиции, стандарты и нормы поведения принятие в организации, стиль управления, коммуникации в коллективе и др.

Внешняя среда организации. Факторы внешнего окружения. Микро- и макросреды. Характеристика внешней среды (сложность, вариативность, неопределённость, взаимосвязь).

4.3. Структура организации

Организационная структура. Должностное разделение труда (иерархия). Организационное проектирование: департаментализация, соотношение полномочий, дробление подразделений, разделение полномочий. Параметры ОСУ: сфера контроля, количество уровней иерархии (многоуровневая и «плоская» ОСУ).

Бюрократические и адаптивные организационные структуры. Типы ОСУ: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная.

4.4. Планирование

Понятие планирования. План. Требования к цели планирования. Диаграмма Гантта. Основные задачи планирования: приоритеты, реакция, рационализация, взаимодействие. Прогнозирование. Условия прогнозирования. Методы прогнозирования: количественные, качественные. SWOT, PEST и STEP-анализ.

Виды планирования. Система планов: стратегические, тактические, оперативные.

Эффективность планирования. Принципы эффективного планирования: единство, участие, непрерывность, гибкость, точность.

Контрольные вопросы

1.Назовите основные составляющие организации.

2.Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации.

3.В чем заключаются особенности ОСУ?

4.Перечислите основные типы ОСУ.

5.В чем заключаются основные задачи планирования?

6.Сравните методы прогнозирования внешней среды.

7.Назовите принципы эффективного планирования.

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

5.1. Сущность управленческих решений

Решение. Управленческое решение. Формы управленческих решений: приказы, распоряжения, договоры, контракты и т.п. Функциональное принятие решений. Лицо, принимающее решение.

Составляющие управленческого решения. Процесс принятия управленческого решения: цель, разработка решения, принятие решения, контроль над принятым решением, результат.

5.2. Классификация управленческих решений

Классификация управленческих решений по различным признакам: ресурсы (кадровые, финансовые, материально-технические), с точки зрения власти (волевые не- /властные).

Стандартные, бинарные, многовариантные, инвариантные управленческие решения. Алгоритмизация в управленческих решениях. Запрограммированные решения.

5.3. Основные методы принятия решений

Разработка управленческих решений: интуитивные, эмпирические, рациональные.

Подходы к принятию решений: традиционный, системный, ситуационный, социально-этический, стабилизационный. Алгоритмы принятия решений.

Метод экспертных оценок. Метод «мозгового штурма». Метод Дельфи. Метод синектики.

Контрольные вопросы

1.В чем заключается сущность управленческих решений?

2.Назовите основные элементы управленческих решений.

3.На чем основывается классификация управленческих решений?

4.Чем отличаются бинарные управленческие решения от инвариантных?

5.Назовите подходы к принятию решений.

6.Сравните методы принятия решений. Назовите их сильные и слабые стороны.

РАЗДЕЛ 6. КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

6.1. Коммуникации в организации

Коммуникационный процесс. Коммуникационные потоки. Внешние и внутренние коммуникации. Межличностные и организационные коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Диагональные коммуникации.

6.2. Система коммуникационных потоков

Информация. Теория информации. Виды информации: техническая, финансовая, управленческая, социально-политического характера, формальная, неформальная. Элементы коммуникационного процесса.

6.3. Эффективность коммуникаций

Качество информации. Релевантность. Полнота информации. Своевременность. Доступность. Защищенность. Эргономичность. Барьеры коммуникации. Методы достижения качественных показателей информации. Методы поиска информации. Факторы эффективности коммуникационных процессов.

Контрольные вопросы

1.Опишите этапы коммуникационного процесса и его элементы.

2.Раскройте понятие система коммуникационных потоков

3.Назовите основные элементы эффективности коммуникационного процесса.

РАЗДЕЛ 7. ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

7.1. Сущность лидерства

Лидерство. Лидер. Формальный и неформальный лидер. Матрица соотношения личных качеств лидера. Концепция «двигатель лидерства». Концепция «эмоционального лидерства». Системный подход в теории лидерства. Современные направления в теории лидерства: личностный, поведенческий, ситуационный. Модель Фидлера. Теория жизненного цикла. Модель принятия решений.

Контрольные вопросы

1.В чем заключается сущность лидерства?

2.Назовите характеризующие черты лидера,

3.Опишите современные направления в теории лидерства.

РАЗДЕЛ 8. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

8.1. Система управления персоналом

Система управления персоналом в общей системе управления организацией. Различия в понятиях «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал». Элементы системы управления персоналом: планирование работы с персоналом, сущность и виды профориентации и адаптации персонала набор, подбор, обучение, аттестация персонала, движение персонала и управление карьерой, система мотивации и стимулирования персонала. Оценка эффективности управления персоналом. Национальные особенности управления персоналом.

8.2. Методы управления персоналом

Методы управления персоналом. Экономические методы. Организационно-административные. Социально-психологические методы управления.

Контрольные вопросы

1.Опишите систему управления персоналом и ее место в системе управления организацией.

2.Какие элементы присущи системе управления персоналом?

3.Назовите национальные особенности управления персоналом.

4.Охарактеризуйте методы управления персоналом.


Тестовый контроль по дисциплине

Вариант 1

1. Этап развития менеджмента, где основной нормой была организация как открытая система?

а) 1-й этап;

б) 2-й этап;

в) 3-й этап;

г) 4-й этап;

д) 5-й этап.

2. Содержанию какого понятия соответствует следующее определение - процесс целенаправленного воздействия на объект - это?

а) менеджмент

б) управление

в) функция менеджмента

г) влияние

3. Содержание какого понятия отражает следующее определение - особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели - это?

а) менеджмент

б) руководство

в) управление

г) координация.

4. Основоположник первой школы менеджмента:

а) Г. Гант;

б) Ф.Тейлор;

в) Г. Эмерон;

г) Ф. Гилбрет.

5. Укажите, к какой функции относится управление маркетингом, инновациями

а) специальные функции

б) частные функции

в) общие функции

г) специфические функции

6. Главное отличие неформальных организаций (групп) от формальных:

а) не имеют юридического адреса, печати и счета в банке

б) не регистрируются в соответствующих органах

в) формируются спонтанно, без вмешательства руководства

г) имеют лидеров, должностной статус которых может быть любым.

  • 7.Ученый, эксперименты которого создали предпосылки для появления теорий мотивации:

а) А. Маслоу;

б) Э. Мэйо

в) Д. Мак-Грегор;

г) Ф. Герцберг

  • 8.Объекты делегирования

а) задачи, полномочия, компетенция;

б) задачи, ответственность, компетенция

в) задачи, полномочия, ответственность;

г) компетенция, полномочия, ответственность

9. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?

а) приказ, распоряжение, указание

б) план, задание

в) отчет

г) данные контроля

10. Исключите неверный ответ в составляющих среду прямого воздействия организации.

а) поставщики

б) конкуренты

в) собственники

г) научно-технические организации

д) государственные органы

11. Общую цель предприятия следует определять:

а) как получение прибыли;

б) рост конкурентоспособности бизнеса;

в) нет правильного ответа.

12. Что из следующего не является достоинством линейно-функциональной структуры управления:

а) эффективность бизнес-процессов растет;

б) менеджерам удобно контролировать подчиненных;

в) растет гибкость в управлении бизнес-процессами;

г) все перечисленное есть достоинства.

13. Структура, наиболее рациональная для использования при выпуске нескольких видов продукции, существенно различающихся условиями производства и реализации потребителям

а) ориентированная на потребителя;

б) линейно-функциональная

в) продуктовая;

г) региональная.

14. Что лежит в основе управленческого решения?

а) план, задание

б) приказ, распоряжение, указание

в) целеполагание

г) отчет

д) данные контроля

15. В менеджменте - планирование, организация, мотивация и контроль это:

а) объекты менеджмента

б) методы менеджмента

в) функции менеджмента

г) принципы менеджмента

16. Как называется специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности?

а) организация труда

б) выделение труда

в) разделение труда

г) дробление труда

17. Подход, который предполагает ориентацию управления на удовлетворение спроса потребителей:

а) процессный подход

б) комплексный подход

в) количественный подход

г) маркетинговый подход

д) ситуационный подход

е) системный подход

18. Укажите разновидность менеджмента, который определяет управление персоналом; методы проведения текущего контроля, используемые технологии и др.:

а) инновационный менеджмент

б) маркетинг-менеджмент

в) эккаунтинг-менеджмент

г) производственный менеджмент

д) финансовый менеджмент

е) менеджмент персонала

ж) снабженческо-сбытовой менеджмент

19. Что такое организация?
а) люди, решающие различные задачи;
б) группа людей с общей целью;
в) результат деятельности предприятия;
г) структура управления;
д) план производства.

20. Что является основным положением теории "X"?
а) стремление человека к работе;
б) стремление принять на себя ответственность;
в) ожидание вознаграждения;
г) стремление к творческим элементам;
д) уклонение от работы.

Вариант 2

1. Выделите объект специального менеджмента:

а) управление специфическими объектами

б) люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления организациями

в) особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику последних, а также некоторые виды специальных процессов

г) управление социально-экономическими процессами

2. Содержание, какого понятия отражает следующее определение - совокупность приемов методов и средств осуществления управления - это?

а) функции менеджмента

б) факторы менеджмента

в) методы менеджмента

г) принципы менеджмента

3. Представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы

а) менеджмент

б) руководство

в) управление

г) организация

4. Название второй школы менеджмента:

а) научного управления;

б) поведенческих наук;

в) административная;

г) неоклассическая.

5. Функции присущи всем организациям, составляют этапы универсального цикла деятельности по управлению организацией

а) специальные функции

б) частные функции

в) общие функции

г) специфические функции

6. Основные характеристики неформальной группы:

а) наличие групповых норм, наличие неформального лидера, сопротивление переменам;

б) наличие неформального лидера, наличие групповых норм, сплоченность;

в) наличие групповых норм, сплоченность, сопротивление переменам;

г) сплоченность, наличие неформального лидера, сопротивление переменам.

7. Последовательность этапов в модели мотивации через потребности

а) потребности – цель – побуждения - поведение

б) потребности - побуждения - цель - поведение

в) цель – потребности – побуждения - поведение

г) потребности - побуждения – поведение – цель

8. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?

а) можно

б) нельзя

9. Основной признак размежевания управленческого и непосредственно производственного труда:

а) наличие или отсутствие подчиненных;

б) наличие или отсутствие творчества в работе;

в) уровень образования;

г) характер предмета труда.

10. Что из ниже перечисленного принято считать элементами внутренней среды организации?

а) цели

б) персонал

в) методы решения управленческих задач

г) функции персонала

д) структуру

е) технологию

ж) управленческие решения

11. Что из следующего не входит во внешние силы, влияющие на компанию:

а) потребители;

б) конкуренты;

в) акционеры компании;

г) правительство;

д) профсоюзы.

12. Линейно-функциональная структура управления не ассоциируется с проблемами:

а) коммуникаций;

б) мотивации;

в) размещения;

г) контроля;

д) нет правильного ответа.

13. Укажите, к каким функциям менеджмента относятся следующие виды: принятие решений, контроль, анализ деятельности, регулирование и др.

а) специальные функции

б) частные функции

в) общие функции

г) конкретные функции.

14. Функция, оказывающая влияние на коллектив в форме побуждения к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

а) организация

б) координация

в) мотивация

г) планирование.

15. Принцип менеджмента, который требует знания менеджером объекта управления, а каждым работником своей работы:

а) ответственности

б) целенаправленности управления

в) компетентности

г) иерархичности

д) дисциплины.

16. Закон менеджмента, отражающий социальную систему управления во времени.

а) закон энергии

б) закон информированности и упорядоченности

в) закон развития

г) закон композиции

17. Подход, который предусматривает принятие управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды:

а) процессный подход

б) комплексный подход

в) количественный подход

г) маркетинговый подход

д) ситуационный подход

е) системный подход

18. Укажите разновидность менеджмента, который включает организацию подписания хозяйственных договоров; закупку, доставку и хранение сырья, материалов и др.:

а) инновационный менеджмент

б) маркетинг-менеджмент

в) эккаунтинг-менеджмент

г) снабженческо-сбытовой менеджмент

д) финансовый менеджмент

е) менеджмент персонала

ж) производственный менеджмент

19. Что такое цель?

а) приказ руководителя

б) характер

в) технология

г) конечный результат

д) метод взаимодействия.

20. В чем заключается нулевое делегирование?
а) подчиненный выполняет работу, но ответственность за нее несет начальник;
б) подчиненный перекладывает работу на начальника;
в) подчиненный выполняет работу и совместно с начальником несет за нее ответственность;
г) подчиненный выполняет работу и несет за нее ответственность;
д) подчиненный и начальник вместе выполняют работу и несут за нее ответственность.

Вариант 3

1. Выделите объект общего менеджмента:

а) управление специфическими объектами

б) люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления организациями

в) особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику последних, а также некоторые виды специальных процессов

г) управление социально-экономическими процессами

2. Понятие менеджмента как вида практической деятельности:

а) деятельность по эффективному использованию всех видов ресурсов;

б) деятельность по обеспечению согласованной, сглаженной и эффективной работы людей;

в) деятельность по оптимизации всех видов экономических и социальных ресурсов;

г) деятельность, направленная на обеспечение достижения целей предприятия.

3. В системе управления организацией - субъект управления это?

а) Управляющая подсистема

б) Управляемая подсистема

в) Связующая подсистема

4. Один из основоположников школы человеческих отношений:

а) Л. Гилбрет;

б) Л. Урвик;

в) Р. Лайкерт;

г) М. Паркер Фоллетт.

5. Содержание какого понятия отражает следующее определение - вид управленческой деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения - это?

а) менеджмент

б) функция менеджмента

в) метод менеджмента

г) принципы менеджмента

6. К какой функции управления относится осуществление вспомогательных видов деятельности

а) специальные функции

б) частные функции

в) общие функции

г) специфические функции

7. Характер влияния неформальных групп на деятельность формальных организаций

а) положительный;

б) отрицательный

в) сложный (смешанный);

г) зависимый от конкретных условий

8. Различия в действиях на мотивацию двух групп факторов в теории Ф. Герцберга:

а) мотивации действует сильнее, чем гигиенические факторы;

б) гигиенические факторы действуют только при низких значениях (в отрицательную сторону); мотивации действуют только при высоких значениях;

в) гигиенические факторы действуют сильнее, чем мотивации;

г) гигиенические факторы действуют только при высоких значениях; мотивации действуют только при низких значениях (в отрицательную сторону).

9. Что поступает в организацию из внешней среды?

а) цели

б) информация

в) ресурсы

г) директивные указания

д) отчетные данные

10. Что влияет на процесс принятия решений в организации?

а) состояние внешней среды

б) состояние внутренней среды

в) решения зависят только от лиц, принимающих решения

11. Микросреду предприятия составляют следующие элементы:

а) продукт, цена, рынок, каналы сбыта и снабжения, система продвижения (стимулирования сбыта);

б) поставщики, конкуренты, контрагенты, потребители, контактные аудитории;

в) нет правильного ответа;

г) все перечисленное.

12. Что из перечисленного не является преимуществом матричной структуры управления:

а) рост оперативной гибкости;

б) более высокая мотивация сотрудников при создании автономных центров управления;

в) снижение стоимости функционирования;

г) лучшее использование человеческих ресурсов.

13. Укажите, к каким функциям менеджмента относятся следующие виды: управление качеством продукции, персоналом, маркетингом и др.

а) специальные функции

б) частные функции

в) общие функции

г) конкретные функции.

14. Выделите методы управления, которые базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею:

а) экономические методы управления

б) социально-психологические методы управления

в) организационно-административные методы

15. Принцип менеджмента, отражающий вертикальное разделение управленческого труда:

а) ответственности

б) целенаправленности управления

в) компетентности

г) иерархичности

д) дисциплины.

16. Закон менеджмента, отражающий стремление организации к объединению с другими социальными системами.

а) закон энергии

б) закон информированности и упорядоченности

в) закон развития

г) закон композиции

17. Подход, который предусматривает принятие управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды:

а) процессный подход

б) комплексный подход

в) количественный подход

г) маркетинговый подход

д) ситуационный подход

е) системный подход

18. Укажите разновидность менеджмента, который занимается определением существующего и потенциального спроса на продукцию; разработкой ценовой и рекламной политики предприятия и др.:

а) инновационный менеджмент

б) снабженческо-сбытовой менеджмент

в) эккаунтинг-менеджмент

г) маркетинг-менеджмент

д) финансовый менеджмент

е) менеджмент персонала

ж) производственный менеджмент

19. Что такое задача?

а) проблема, с которой надо справиться

б) конечный результат, к которому стремится группа

в) предписанная работа, которая должна быть выполнена в определенные сроки

г) контроль за качеством

д) программа организации производства.

20. Власть – это:
а) способность управлять другими;
б) процесс влияния на других;
в) возможность влиять на других;
г) дружественное отношение к сотрудникам;
д) делегирование полномочий.

Вариант 4

1. Предмет науки менеджмента:

а) персонал,

б) системы мотивации,

в) корпоративная культура

г) все перечисленное.

2. Понятие организации:

а) группа людей, созданная для достижения определенной цели и связанная совместной деятельностью;

б) группа людей, созданная для достижения определенной цели и организованная необходимым образом;

в) группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения определенной цели;

г) группа людей, созданная для достижения определенной цели и действующая по установленным правилам.

3. В системе управления организацией - объект управления - это?

а) Управляющая подсистема

б) Управляемая подсистема

в) Связующая подсистема

4. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?

а) Школа научного управления

б) Административная или классическая школа управления

в) Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

г) Школа науки управления или математическая школа управления

5. Выделите специальные функции управления:

а) прогнозирование

б) планирование

в) маркетинг

г) инновации

д) нет правильных ответов.

6. Какому понятию соответствует следующее определение - способ воздействия на объект управления - это?

а) предмет менеджмента

б) функции менеджмента

в) методы менеджмента

г) принципы менеджмента

7. Предмет труда управленческого персонала:

а) информация;

б) управленческие решения;

в) коллективный труд;

г) организация производства.

8. Отношение теории справедливости к теории ожиданий:

а) связка "вознаграждение - удовлетворенность"

б) связка "затраты - результаты";

в) связка "результаты - вознаграждение";

г) "произведение" всех трех связок.

9. Что поступает во внешнюю среду из организации?

а) информация

б) ресурсы

в) отчетные данные

г) готовая продукция

д) все перечисленное.

10. Понятие задачи (как элемента одной из групп внутренних переменных):

а) цель, соподчиненная общей цели предприятия;

б) определенная работа, подлежащая выполнению установленным способом в оговоренные сроки;

в) проблема, подлежащая решению;

г) комплекс должностных обязанностей.

11. Цели предприятия должны удовлетворять следующим требованиям:

а) ориентированы во времени;

б) должны быть конкретными и измеряемыми;

в) должны быть достижимыми;

г) взаимно поддерживающими;

д) все перечисленное;

е) нет правильного ответа.

12. Большинство компаний переходят от линейно-функциональной структуры управления к:

а) функциональной;

б) дивизиональной;

в) матричной;

г) программно-целевой.

13. Укажите, к каким функциям менеджмента относятся следующие виды: управление основным производством, трудом, финансами, маркетингом и др.

а) специальные функции

б) частные функции

в) общие функции

г) конкретные функции.

14. Выделите методы управления, к которым относятся система налогов, банковские кредиты; внутрифирменный расчет, применение трансфертных цен:

а) организационно-административные методы

б) социально-психологические методы управления

в) экономические методы управления

г) организационно-экономические методы

15. Принцип менеджмента, который предполагает, что управление людьми всегда направлено на достижение определенных целей:

а) ответственности

б) иерархичности

в) компетентности

г) целенаправленности

д) дисциплины.

16. Закон менеджмента, состоящий в том, что любая социальная система управления может функционировать только при условии информационного обеспечения.

а) закон энергии

б) закон информированности

в) закон развития

г) закон композиции

17. Подход, который предусматривает четкое определение цели и разработку программы действий для оптимального ее достижения:

а) системный подход

б) комплексный подход

в)

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации